Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 08:06, курсовая работа
История нашего государства свидетельствует о том, что правовой институт выдачи лица был известен России достаточно давно, но, тем не менее, ввиду отсутствия к тому должных предпосылок в период т.н. новой истории, а именно» в период существования СССР, этот институт не был широко развит. Поэтому вполне можно утверждать, что институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора в российском уголовном судопроизводстве, все еще остается новым, не до конца усовершенствованным, а с учетом актуальности данного правового института для России - требующим комплексного, углубленного и детализированного научного исследования.
Введение 3
1. Понятие и значение института выдачи лиц, совершивших преступление 5 2.Правовое регулирование выдачи лица, совершившего преступление в Российской Федерации 12
3. Порядок выдачи лиц, совершивших преступление, основания для экстрадиции 18
Заключение 27
Список литературы 29
Экстрадиция
- акт правовой помощи, осуществляемый
в соответствии с положениями
специальных международных
Основными
целями выдачи являются: 1) уголовное
преследование лица, обвиняемого
в совершении преступления, влекущего
за собой применение уголовного наказания
в виде лишения свободы на срок
не менее одного года; 2) исполнение
постановленного судом и
Выдача
преступника осуществляется на основе
многосторонних и двусторонних международных
договоров РФ об обязанности сторон
по их требованию выдавать друг другу
лиц, находящихся на их территории,
для привлечения к уголовной
ответственности или для
В частности, Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. устанавливает правила и условия выдачи преступника. Например, если на территории России задержан гражданин Украины, совершивший сбыт наркотиков в Беларуси, то согласно ч. 3 ст. 12 УК РФ торговец наркотиками подлежит уголовной ответственности по ст. 228.1 УК РФ. Однако при поступлении запроса о выдаче преступника одновременно со стороны Украины и Беларуси российским властям следует решить, какому запросу отдать предпочтение. Статья 65 упомянутой Конвенции стран СНГ о правовой помощи устанавливает, что запрашиваемая сторона должна самостоятельно решить, какое из требований следует удовлетворить. В такой ситуации России следует выдать наркоторговца Беларуси, поскольку должен действовать приоритет территориального принципа над принципом гражданства.
Не выдаются иностранные граждане, преследуемые в своей стране за защиту прав и свобод человека, за прогрессивную общественно-политическую, научную и иную творческую деятельность (право политического убежища). Часть 2 ст. 63 Конституции провозглашает, что в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.
Иначе определяется
ответственность гражданина России,
совершившего преступление за границей
и находящегося в Российской Федерации.
Международно-правовыми
Решение
вопроса об экстрадиции зависит
от государственно-правового
В этих нормах закреплено суверенное право Российской Федерации наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне ее пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства) и тем самым защищать их от возможного несправедливого привлечения к ответственности государствами, на территории которых было совершено преступление. Вопрос о преступности и наказуемости совершенного им преступления в обязательном порядке решается в соответствии с УК РФ.
Данное правило распространяется и на ту часть бипатридов, которые кроме российского имеют еще одно гражданство или подданство иностранного государства. В ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 апреля 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»26 зафиксировано, что «гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается в Российской Федерации только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или Федеральным законом».
Рассмотрим пример из судебной практики: Постановлением судьи Индустриального районного народного суда г. Перми уголовное дело по обвинению Л. по ч. 2 ст. 211 УК РСФСР (ч. 2 ст. 264 УК РФ) было возвращено прокурору района в связи с нарушением органами следствия норм уголовно-процессуального закона, определяющих подсудность. Суд обосновал свое решение тем, что дорожно-транспортное преступление совершено на территории Кустанайской области Республики Казахстан и дело должно быть рассмотрено по месту совершения преступления. По протесту прокурора постановление судьи было отменено, как необоснованное. Л. являлся гражданином РФ, к уголовной ответственности за содеянное на территории Республики Казахстан был привлечен на территории России и, согласно ст. 5 УК РСФСР (ст. 12 УК РФ), должен был подлежать ответственности по УК РСФСР. Помимо этого, решение судьи противоречило ст. 1 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и ст. 61 Конституции РФ, согласно которым гражданин России не мог быть выдан другому государству27.
Иначе регламентируется
вопрос о выдаче иностранных граждан
и лиц без гражданства. Исходной
в этом отношении является ч. 2 ст.
63 Конституции РФ: «Выдача лиц, обвиняемых
в совершении преступления, а также
передача осужденных для отбывания
наказания в других государствах
осуществляется на основании федерального
закона или международного договора
Российской Федерации». Дальнейшее развитие
это конституционное
При решении
вопросов о выдаче преступника большое
значение имеет иерархический
В соответствии с Европейской конвенцией о выдаче 1957 г. во взаимоотношениях государств-участников она заменяет положения любых двусторонних и многосторонних договоров государств о выдаче, а также применяется участниками, не имеющими между собой договоров о выдаче (ст. 28). На основании этого положения Европейской конвенции государства-участники Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам 1993 г. с момента вступления для них в силу Европейской конвенции 1957 г. при решении вопросов о выдаче преступника должны применять положения Европейской конвенции. Европейская конвенция о выдаче допускает использование государствами-участниками не положений этих договоров, а своего законодательства.
На основании
рассматриваемых международных
актов и УК РФ выдача преступника
в Российской Федерации осуществляется
с соблюдением следующих
В выдаче
преступника может быть отказано,
если уголовное преследование носит
политический характер; преступление
относится к военным и
Анализ
международно-правовых актов позволяет
сделать вывод, что единственным
основанием выдачи выступает совершение
иностранным гражданином или
лицом без гражданства
Помимо указанного основания экстрадиция предполагает выполнение целого ряда условий: 1) преступление совершено на территории запрашивающего государства, либо направлено против интересов этого государства, либо преступник является гражданином этого государства; 2) - лицо, совершившее преступление, находится на территории запрашиваемого государства; 3) запрашиваемое и запрашивающее государства, как правило, являются участниками соответствующего международного договора о выдаче; 4) соблюдается принцип поп bis in idem, запрещающий дважды привлекать к ответственности за одно и то же преступление; 5) не истекли сроки давности привлечения к ответственности за совершенное преступление; 6) предоставление запрашиваемому государству, законодательство которого в отличие от законодательства запрашивающего государства не предусматривает за совершенное преступление смертную казнь, достаточных гарантий того, что этот вид наказания к выданному лицу применен не будет; 7) преступление не преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего) и т.д.28
Из буквального
толкования ч. 2 ст. 13 УК можно сделать
вывод, что экстрадиция – это
право, а не обязанность государства.
В каждом случае компетентные органы
должны рассматривать этот вопрос индивидуально.
Однако при отсутствии хотя бы одного
из вышеперечисленных условий
Согласно Закону РФ от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней»29 Российская Федерация в соответствии со ст. 1 Конвенции оставляет за собой право отказать в выдаче:
1) если
выдача лица запрашивается в
целях привлечения к
2) если
имеются серьезные основания
полагать, что лицо, в отношении
которого поступил запрос о
выдаче, было или будет подвергнуто
в запрашивающем государстве
пыткам или другим жестоким, бесчеловечным
или унижающим достоинство
3) исходя
из соображений гуманности, когда
имеются основания полагать, что
выдача лица может повлечь
для него серьезные осложнения
по причине его преклонного
возраста или состояния
4) Российская
Федерация в соответствии с
пунктами 3 и 4 статьи 2 Конвенции
оставляет за собой право не
выдавать лиц, выдача которых
может нанести ущерб ее
Информация о работе Институт выдачи в международном уголовном праве