Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:22, реферат
В настоящее время российское общество переживает непростой период своего обновления. Реформированию подвергаются различные сферы социальной жизни, в том числе уголовно-исполнительная система. В этом процессе Россия ориентируется на западноевропейский опыт и достижения, учитывает интересы и требования мирового сообщества по введению международных стандартов обращения с заключенными. Необходимо отметить важность реформирования указанной сферы, поскольку характер уголовно-исполнительной политики отражает как степень развития права в государстве, так и уровень правосознания общества в целом.
2) состав лиц, содержащихся в каждом месте заключения по категориям;
3) характеристика
личного состава, причем
4) порядок продовольственного
обеспечения заключенных,
5) обеспечение
арестантов одеждой и
6) характер освещения
и отопления каждого места
заключения с обозначением
Таким образом, проверке подвергались все стороны жизни заключенных. Что касается полномочий, предоставленных тюремным инспекторам, то они имели право беспрепятственного входа во все части мест заключения, личного сношения с содержащимися в означенных местах и обозрения всех дел и документов, имеющих какое-либо отношение к тюремному делопроизводству, и в то же время они были не в праве, кроме случаев, когда это поручалось Начальником ГТУ, делать в местах заключения собственной властью распоряжения.
Одновременно с введением института тюремных инспекторов, в целях обеспечения реализации карательной политики государства, усиления контрольных функций, совершенствования управления местами заключения учреждается новый коллегиальный орган – Совет по тюремным делам. В состав Совета царским указом вводились лица высшего эшелона власти, представляющие различные ведомства.
По замыслу учредителей, на его обсуждение, по усмотрению Министра юстиции, могли выноситься проекты смет доходов и расходов, вопросы тюремного устройства, пересылки арестантов, исправления заключенных, управления и отчетности и другие, имеющие важное значение для системы мест заключения.
Следующим этапом реформы было создание таких органов тюремного управления, которые могли бы являться проводниками новых начинаний во всех областях тюремного дела, и через которые ГТУ могло бы осуществлять ближайший надзор за деятельностью всех пенитенциарных учреждений страны и их руководство. Такими учреждениями стали губернские тюремные инспекции (прообраз современных территориальных органов УИС), которые начали создаваться в 1890 г., и в течение пяти лет было учреждено 24 губернских тюремных инспекций в основных пунктах сосредоточения тюремного населения. Процесс их становления затянулся на долгие годы. Порядок образования губернских тюремных инспекций предусматривал рассмотрение проектов документов по этим вопросам в Государственном Совете, решение которого утверждалось царским указом. Губернские тюремные инспектора и их помощники назначались Главным тюремным управлением. Причем согласия губернаторов на такое назначение не требовалось. С введением должности губернского тюремного инспектора он становится фактически главою местного тюремного ведомства.
13 июля (30 июня) 1879 г. МВД Российской империи утверждены Временные правила для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы.
14 августа 1881 г. издано Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия.
24 апреля 1884 г.
принято законоположение «Об
отмене заключения в
11 июня 1885 г.
отменяется предусмотренное
6 января 1886 г.
утверждено Положение о
2 февраля (по
старому стилю – 20 января) Высочайшим
повелением учреждается Конвойн
16 июля 1889 г. МВД Российской империи утверждена Инструкция о содержании срочных арестантов в тюрьмах, устроенных по системе одиночного заключения.
Переустройство тюрем. В 1911 г. был принят подробный план сооружения новых тюремных зданий и переустройства существующих тюрем империи новыми (кроме каторжных – в связи с разработкой законопроекта по преобразованию каторги). Одним из основных принципиальных вопросов строительства и переустройства тюремных зданий, непосредственно влияющих на условия содержания заключенных, было определение системы заключения: общей, одиночной или с ночным разъединением арестантов. Была выбрана смешанная система: в отношении тюрем общего устройства и исправительных арестантских отделений решено применять систему общего заключения с некоторым числом одиночных камер в количестве 15–30 % по отношению к общему числу мест для тюрем губернских и областных городов, 5–10 % для уездных тюрем и 10 % для исправительных арестантских отделений.
При
переустройстве и строительстве
тюрем обязательными требования
Структура ГТУ. Централизация и расширение объема функций аппарата управления, усложнение задач, решаемых им в новых условиях, требовало совершенствования его организационных структур. В 1912 г. Министр юстиции разграничивает все делопроизводство ГТУ на обособленные отделы, «поставив во главе каждого из них особое должностное лицо, присвоив ему более или менее самостоятельное положение по заведованию соответствующим отделом».
Всего, не считая Главной инспекции по пересылке арестантов, было девять отделов со следующим характером деятельности:
1) личный состав служащих по тюремному ведомству – по части назначения, перемещения и увольнения их, предания суду, награждения и т.п.;
2) оклады содержания
классных чинов тюремного
3) распорядительная часть (внутренний распорядок в местах заключения) и размещение арестантов;
4) строительная часть;
5) хозяйственная
часть (продовольствие, лечение и
вещевое довольствие
6) арестантские работы;
7) счетная часть,
составление смет и
8) законодательная
и статистическая часть (
9) воспитательно-исправительные заведения и общества патроната.
На содержание чинов ГТУ в 1912 г. было затребовано 152 тыс. 450 руб.
Издательская деятельность, с января 1893 года Главным тюремным управлением начинает издаваться ежемесячный журнал «Тюремный Вестник» (последний номер вышел в январе 1917 года).
Вначале его объем составлял 3–5 печатных листов (75–125 машинописных страниц), в 1909 г. увеличился до 12, а с 1912 г. – до 20 печатных листов. Кроме него ГТУ выпускало в качестве приложения к «Тюремному вестнику» справочные материалы, пособия, проекты нормативных правовых актов (например, проект Общей тюремной инструкции опубликован в 1912 г. для всеобщего обсуждения).
Международные контакты. На реформу тюремной системы серьезное влияние оказали решения и рекомендации международных тюремных конгрессов, постоянным участником которых являлось Российское государство. Эти конгрессы, зародившиеся по инициативе частных лиц, чаще всего прогрессивных деятелей той поры, поставивших своей целью совершенствование на гуманистических началах деятельности мест заключения, защиту личности преступника от произвола и бесчеловечного отношения, внесли весомый вклад в тюремное строительство многих государств международного сообщества, в том числе и России. Подобные конгрессы прошли в 1846 г. во Франкфурте, в 1847 г. в Брюсселе, в 1857 г. опять во Франкфурте.
С 1872 г. тюремные
конгрессы приобретают характер
межгосударственного
В 1890 году Россия в Петербурге принимала участников третьего конгресса. В дальнейшем конгрессы прошли в Париже (1895г.), Брюсселе (1900 г.), Будапеште и Вашингтоне(1905 г.). В условиях широкого международного сотрудничества трудно говорить об исключительно российском характере и содержании пенитенциарной системы в стране. Хотя определенные особенности существовали в вопросах организационно-управленческих, практики исполнения наказаний на местах, карательная их нацеленность и ставка на тюремную изоляцию заключенных.
Аппараты управления на местах. Исследования показали, что действующие в губерниях тюремные комитеты Общества Попечительного о тюрьмах лишь номинально относились к системе управления местами заключения. На деле же роль их была крайне ничтожна. Поэтому реформа тюремной системы, не упраздняя эти комитеты, предусматривала создание управленческого звена тюремной системы на губернском и областном уровнях с определенными правомочиями.
На этом уровне высшая власть в управлении местами заключения принадлежала губернаторам, начальникам областей и градоначальникам. Им вменялось в обязанность наблюдать за благоустройством мест заключения, а также контровать исполнение всех постановлений правительства и порядк содержания заключенных. Они имели право назначения, перемещения и увольнения от должности начальников тюрем и их помощников, состоящих в должностях от XIV до VII класса включительно.
Условия отбывания наказаний. Реальная сущность карательной политики государства проявлялась не только в системе учреждений, но главным образом в содержании и условиях отбывания наказания.
18 мая 1889 г.
утверждается законоположение «
29 марта 1893 г. отменены телесные наказания для ссыльных женщин.
Как свидетельствуют архивные материалы инспектирования, условия и порядок содержания заключенных, безусловно, никак нельзя было признать благополучными. Переполняемость тюремных помещений была и тогда типичной картиной. В ряде губерний и областей при норме 2 куб. сажени на одно тюремное место на нем размещалось от трех до пяти человек. Нередки были случаи массовых заболеваний.
Довольно скромно кормили заключенных. Причем многое зависело от местных возможностей. Общий порядок продовольствия арестантов был установлен Уставами о содержащихся под стражею 1908 г., в мае 1912 года циркуляром ГТУ определены суточные нормы питания на человека. Вот довольно короткий перечень продуктов: хлеб, крупа, мясо 2-го сорта около ста грамм в будни и около 120 грамм по воскресным и праздничным дням, сало -около 30 граммов, столько же соли. На приварок выдавалось 1,25 копейки.
Средства, формы и методы воздействия на арестантов. На формирование правопослушной личности был направлен целый комплекс мер воздействия, решающую роль в реализации которых играла церковь, выполняющая функции духовно-нравственного воспитания и просвещения заключенных. Священники, диаконы и псаломщики согласно закону от 15 июня 1887 года были отнесены к аппарату управления отдельных мест заключения. При этом по должностному окладу священник приравнивался к смотрителю (начальнику) тюрьмы.
Видное место в воспитательном процессе занимали школьная и внешкольная работа, библиотека. Периодические издания выдавать не разрешалось, можно было читать только старые газеты, вышедшие год назад.
Специально для заключенных с октября 1916 года специальным приложением к «Тюремному вестнику» выходил художественно-литературный иллюстрированный журнал «Зерна».
В 1895 году ГТУ передано в ведение Министерства юстиции и просуществовало в нем до 1922 года. Начало упразднения местных приказов, укрепление влияния центральных органов.
Некоторые эпизоды,
характеризующие данный период. Уголовное Уложение – новый
этап развития демократии и гуманности.
Оно было принято 22 марта 1903 года. Им предусматривалась
новая система наказаний:
1) смертная казнь (непубличная);
2) каторга;
3) ссылка на поселение;
4) заключение в исправительном доме;
5) заключение в крепости;
6) заключение в тюрьме;
7) арест;
8) денежный штраф.
Приведенный перечень свидетельствует
о цивилизованном подходе к применению
видов наказаний.
12 июня 1900 г. принят Закон
«Об отмене ссылки на житие
и ограничении ссылки на
Устав о ссыльных. Издан в 1909 году. Являясь самостоятельным правовым актом, в то же время весьма тесно был связан с Уставом о содержащихся под стражей (1908 г.), особенно в части регулирования деятельности мест лишения свободы ссыльно-каторжных.
22 апреля 1909 г. принят Закон
«Об условном досрочном
Новое в порядке и условиях исполнения уголовных наказаний в отношении подростков. 2 июня 1897 г. принят Закон «Об изменении наказуемости малолетних и несовершеннолетних». Следует отметить, что до этого в России отсутствовали не только правовые нормы, но и специальные исправительные учреждения для содержания подростков-правонарушителей. О необходимости создания их впервые был поднят вопрос в 1881 году на первом съезде представителей воспитательно-исправительных приютов в Москве по инициативе попечителя Московского городского исправительного приюта для малолетних Руковишникова. Но от идеи до ее реализации прошло немало времени.
19 апреля 1909 г. при поддержке
ГТУ принят Закон «О
Упомянутое положение в качестве основной
цели новых учреждений утвердило нравственное
исправление лиц, в них помещаемых, подготовка
их к честной трудовой жизни. Не случайно
большое внимание уделяли религиозно-нравственному,
умственному и физическому развитию на
основе первоначального общего образования,
а также обучения практическим профессиям.
Возраст несовершеннолетних, которые
могли быть направлены в ИУ, был установлен
в пределах от 10 до 17 лет.
Информация о работе История уголовно-исполнительной системы России