Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 19:26, курсовая работа
Необходимо отметить, что в настоящее время проблеме преступлений против государства в литературе уделяется существенно меньше внимания, чем преступлениям против многих других объектов уголовно-правовой охраны.
Система уголовно-правовой безопасности
Республики Беларусь сложилась в
конце 90-х годов прошлого века, когда
вступил в силу Уголовный кодекс
Республики Беларусь 1999 г. (далее УК
РБ). Произошедшее в последнее десятилетие
укрепление конституционного строя, обретение
государством и обществом стабильного
развития потребовали переосмысления
уголовно-правовых механизмов и средств
обеспечения сохранности
Как уголовное преступление государственная измена отличается от других видов преступлений своей особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение как для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, а также и для обороноспособности Республики Беларусь, как суверенного государства.
Необходимо отметить, что в настоящее
время проблеме преступлений против
государства в литературе уделяется
существенно меньше внимания, чем
преступлениям против многих других
объектов уголовно-правовой охраны. Проблема
ответственности за преступления против
основ конституционного строя и
безопасности государства остается
на современном этапе актуальной.
Применение уголовного законодательства,
устанавливающего ответственность
за преступления против государства, в
данном случае имеет важное политическое
и предупредительное значение. Особая
роль в осуществлении
Развитие государства есть развитие
науки и искусства. Внедрение
новых изобретений и
Так, возникает необходимость в рассмотрении проблем государственной измены и шпионажа.
Объектом исследования являются проблемы в области уголовно-правовой борьбы с преступлениями против государства, в особенности государственная измена и шпионаж.
Предметом работы является исследование всех аспектов применения уголовного закона по теме шпионаж и измена государству. Метод исследования включает совокупность методов, принципов и способов построение научных трудов.
Структура работы дает возможность рассмотреть принципы действия уголовного закона о государственной измене, как сложная система, и наиболее детально регламентировать действия указанных принципов.
Цель работы – дать уголовно–правовую характеристику государственной измене и шпионажу в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы: изучить
характеристику состава государственной
измены, изучить основания
Глава 1. Общие вопросы государственной измены
История развития законодательства
о государственной измене самым
тесным образом связана с развитием
самого государства, представлениями
о его функциях. Защита государства,
органов власти, установленной политической
и экономической системы
В 1957 году в БССР была создана специальная правительственная комиссия, которая руководила разработкой уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального кодексов. [2] Главными источниками, на базе которых разрабатывались данные кодексы БССР, являлись Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, Основы уголовного судопроизводства, принятые в 1958 году, Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, Основы гражданского судопроизводства (1961 г.)
С 1959 по 1967 гг. Верховным Советом БССР было принято 124 законодательных акта. [3] Причём если раньше издавались лишь законы о народнохозяйственных планах, государственных бюджетах и утверждались указы Президиума Верховного Совета БССР, то в этот период принимаются законы об охране природы, о порядке отзыва депутатов Верховного Совета, областного, районного, городского поселкового и сельского Совета, о судоустройстве, об адвокатуре, о порядке отзыва судей и народных заседателей, об изменении системы органов управления, подготовлены и вводятся в действие новые кодексы по основным отраслям права и др., т. е. сфера самостоятельного правотворчества БССР существенно расширилась.
Первая отрасль права, подвергшаяся существенным преобразованиям,- сфера уголовного права.
В сфере уголовного законодательства в первой половине 50-х гг. в СССР наметилась тенденция ужесточения уголовной ответственности. [3]
Большая роль в развитии уголовного права Республики Беларусь принадлежала общесоюзным законам. Все изменения и дополнения действовавшего в БССР уголовного законодательства основывались на общесоюзных актах.
Уголовное законодательство развивалось
по двум основным направлениям. Значительно
усиливалась борьба с наиболее тяжкими
и распространенными
С переходом к мирному
Однако в последствии ввиду обострения международной обстановки и усиления подрывной деятельности врагов Советского Союза Президиумом Верховного Совета СССР 12 января 1950 г. была вновь введена смертная казнь в отношении изменников Родины, шпионов и диверсантов.
Усиление борьбы с опасными преступлениями
нашло отражение в Указе
Специально выделялись такие составы
преступлений, как утрата должностными
лицами и военнослужащими материалов,
документов и изданий, содержащих государственную
тайну, а также заявка или передача
за границу изобретений, открытий и
технических
В связи с принятием этого указа были признаны утратившими силу ст. 121-1 и 188 УК БССР, которые предусматривали ответственность за разглашение сведений о Вооруженных Силах и об обороноспособности СССР, составлявших специально охраняемую тайну, а также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г., предусматривавший ответственность за такого рода преступления.
25 декабря 1958 г. был принят
Закон Союза ССР «Об уголовной
ответственности за
К особо опасным государственным
преступлениям закон отнес
Сложность и противоречивость понятия, системы и классификации составов государственных преступлений сказались на процессе разработки, обсуждения и принятия нового УК РБ 1999 г., включая его гл. Глава 32
преступления против государства. [4]
В зарубежном уголовном законодательстве
даются различные определения
Например, в Швейцарском Уголовном
кодексе 1937 г. в разделе, называющемся
«Преступления и проступки
В этой же главе предусмотрена уголовная
ответственность за «посягательства
на независимость Конфедерации» (диспозиция
статьи практически соответствует
её наименованию), а также за «действия
и устремления иностранных
В разделе 1 Книги 4 Французского УК, именуемым “Посягательства на основополагающие интересы нации”, установлена уголовная ответственность за измену и шпионаж. Во французском уголовном праве они считаются самыми тяжкими политическими преступлениями. Различие составов измены и шпионажа проводится по субъекту преступления: преступление, совершенное гражданином или военнослужащим Франции, представляет собой измену; преступление, совершенное гражданином или военнослужащим другой страны, или лицом без гражданства - шпионаж. По объекту, объективной и субъективной стороне эти преступления тождественны. Так, Французский УК предусматривает ответственность за сдачу иностранному государству, иностранной организации или организации, находящейся под иностранным контролем, либо их уполномоченным войсковых частей Франции, всей или части национальной территории, либо военной техники, сооружений, снаряжения и т.п., предназначенных для национальной обороны. Если это преступление совершено гражданином или военнослужащим Франции, оно составляет измену, если другим лицом - шпионаж. [6]