Измена государству (ст. 356 УК). Юридический анализ состава, отличие от шпионажа (ст. 358 УК)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Необходимо отметить, что в настоящее время проблеме преступлений против государства в литературе уделяется существенно меньше внимания, чем преступлениям против многих других объектов уголовно-правовой охраны.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 64.42 Кб (Скачать файл)

                                 Введение

Система уголовно-правовой безопасности Республики Беларусь сложилась в  конце 90-х годов прошлого века, когда  вступил в силу Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 г. (далее УК РБ). Произошедшее в последнее десятилетие  укрепление конституционного строя, обретение  государством и обществом стабильного  развития потребовали переосмысления уголовно-правовых механизмов и средств  обеспечения сохранности государственной  тайны, и, собственно, системы составов преступлений, предусмотренных ст. 356, 358 УК РБ. Пришло время ученным  органов безопасности обозначить свою позицию и выработать предложения, направленные на системное совершенствование  рассматриваемых предписаний уголовного закона. С моей точки зрения главную  роль в уголовно-правовой охране безопасности государства играет ст. 356 УК РБ (государственная  измена).

Как уголовное преступление государственная  измена отличается от других видов  преступлений своей особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут  нести судьбоносное значение как  для сохранения суверенитета, территориальной  неприкосновенности, а также и  для обороноспособности Республики Беларусь, как суверенного государства.

Необходимо отметить, что в настоящее  время проблеме преступлений против государства в литературе уделяется  существенно меньше внимания, чем  преступлениям против многих других объектов уголовно-правовой охраны. Проблема ответственности за преступления против основ конституционного строя и  безопасности государства остается на современном этапе актуальной. Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность  за преступления против государства, в  данном случае имеет важное политическое и предупредительное значение. Особая роль в осуществлении государственной  власти принадлежит государственному аппарату и особенно верховной власти. На него возложены властные и управленческие функции по обеспечению и укреплению законности и правопорядка, охране прав и интересов граждан, защиту доверенного им государства и  его тайн.

Развитие государства есть развитие науки и искусства. Внедрение  новых изобретений и технологий, идей в военную и экономическую  жизнь дает преимущества перед конкурентами. Задачи шпионажа исторически определились как информационная и наступательная, то есть контрразведка и проведение локальных подрывных военных  операций в тылу врага. Сбор информации в наши дни зачастую упирается  в проблему обработки и анализа  официальной информации. Современный  шпионаж – ничто иное, как работоспособная эффективная агентурная сеть, развёрнутая в стране противника.

Так, возникает необходимость в  рассмотрении проблем государственной  измены и шпионажа.

Объектом исследования являются проблемы в области уголовно-правовой борьбы с преступлениями против государства, в особенности государственная  измена и шпионаж.

Предметом работы является исследование всех аспектов применения уголовного закона по теме шпионаж и измена государству. Метод исследования включает совокупность методов, принципов и  способов построение научных трудов.

Структура работы дает возможность  рассмотреть принципы действия уголовного закона о государственной измене, как сложная система, и наиболее детально регламентировать действия указанных  принципов.

Цель работы – дать уголовно–правовую  характеристику государственной измене и шпионажу в Республике Беларусь.

Задачи курсовой работы: изучить  характеристику состава государственной  измены, изучить основания разграничения  государственной измены от шпионажа, проанализировать нормы об ответственности  за государственную измену зарубежного  законодательства.

 

 

 

Глава 1. Общие  вопросы государственной измены

    1. Исторический обзор законодательства о государственной измене

История развития законодательства о государственной измене самым  тесным образом связана с развитием  самого государства, представлениями  о его функциях. Защита государства, органов власти, установленной политической и экономической системы является приоритетной задачей любого уголовного законодательства. Преступления, посягающие на основы государственного устройства, на внешнюю и внутреннюю безопасность страны, всегда рассматривались как  особо опасные. В Российской империи  до 1917 г. Действовало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. И Уголовное уложение 1909 г., введенное  в действие частично. В этих законах  было уделено значительное место  преступлениям против верховной  власти и безопасности государства. Предусматривались преступления против императора (посягательства на жизнь и здоровье, оскорбление), наследника, императрицы, членов императорского дома, государственная измена, заключающаяся в создании смуты, собирании данных, являющихся военными секретами, создании незаконных обществ, преследующих преступные цели, публичном распространении сочинений или произнесении речей, возбуждающих к учинению бунтовщического или изменнического деяния, к ниспровержению существующего в государстве общественного строя, вражду между отдельными частями или классами населения, между сословиями или между работодателями и работниками и др.[1] После свержения монархии в Российской империи и создания советского социалистического государства были отменены царские законы и принимались отдельные уголовные законы, направленные на борьбу с «контрреволюционной деятельностью».

В 1957 году в БССР была создана  специальная правительственная  комиссия, которая руководила разработкой  уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального  кодексов. [2] Главными источниками, на базе которых разрабатывались данные кодексы БССР, являлись Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, Основы уголовного судопроизводства, принятые в 1958 году, Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, Основы гражданского судопроизводства (1961 г.)

С 1959 по 1967 гг. Верховным Советом  БССР было принято 124 законодательных  акта. [3] Причём если раньше издавались лишь законы о народнохозяйственных планах, государственных бюджетах и утверждались указы Президиума Верховного Совета БССР, то в этот период принимаются законы об охране природы, о порядке отзыва депутатов Верховного Совета, областного, районного, городского поселкового и сельского Совета, о судоустройстве, об адвокатуре, о порядке отзыва судей и народных заседателей, об изменении системы органов управления, подготовлены и вводятся в действие новые кодексы по основным отраслям права и др., т. е. сфера самостоятельного правотворчества БССР существенно расширилась.

Первая отрасль права, подвергшаяся существенным преобразованиям,- сфера  уголовного права.

В сфере уголовного законодательства в первой половине 50-х гг. в СССР наметилась тенденция ужесточения  уголовной ответственности. [3]

Большая роль в развитии уголовного права Республики Беларусь принадлежала общесоюзным законам. Все изменения и дополнения действовавшего в БССР уголовного законодательства основывались на общесоюзных актах.

Уголовное законодательство развивалось  по двум основным направлениям. Значительно  усиливалась борьба с наиболее тяжкими  и распространенными преступлениями, повышалась уголовная ответственность  за их совершение. В то же время несколько  сужалась сфера уголовной репрессии  за совершение деяний, которые на данном этапе не требовали применения уголовного наказания.

С переходом к мирному строительству  Советское государство сочло  возможным отказаться от применения смертной казни. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. в стране отменялась смертная казнь, в качестве высшей меры наказания устанавливалось заключение в исправительно-трудовой лагерь сроком на 25 лет.

Однако в последствии ввиду  обострения международной обстановки и усиления подрывной деятельности врагов Советского Союза Президиумом  Верховного Совета СССР 12 января 1950 г. была вновь введена смертная казнь  в отношении изменников Родины, шпионов  и диверсантов.

Усиление борьбы с опасными преступлениями нашло отражение в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1947 г., повысившего ответственность за разглашение сведений и утрату документов, содержащих государственную тайну. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершенное  лицами, которым были доверены эти  сведения, предусматривалась ответственность  в виде заключения в исправительно-трудовой лагерь от восьми до 12 лет вместо пяти лет по ранее действовавшему закону. Разглашение сведений военного характера  военнослужащими наказывалось заключением  в исправительно-трудовой лагерь от 10 до 12 лет. Разглашение государственной  тайны частными лицами влекло наказание - заключение в исправительно-трудовой лагерь от 5 до 10 лет.

Специально выделялись такие составы  преступлений, как утрата должностными лицами и военнослужащими материалов, документов и изданий, содержащих государственную  тайну, а также заявка или передача за границу изобретений, открытий и  технических усовершенствований, составляющих государственную тайну.

В связи с принятием этого  указа были признаны утратившими  силу ст. 121-1 и 188 УК БССР, которые предусматривали  ответственность за разглашение  сведений о Вооруженных Силах  и об обороноспособности СССР, составлявших специально охраняемую тайну, а также  Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г., предусматривавший  ответственность за такого рода преступления.

25 декабря 1958 г. был принят  Закон Союза ССР «Об уголовной  ответственности за государственные  преступления, заменивший Положение о государственных преступлениях 1927 г., делит преступления на две категории: особо опасные (ранее именовались контрреволюционными) и иные государственные преступления.

К особо опасным государственным  преступлениям закон отнес измену Родине, шпионаж, террористический акт, вредительство, антисоветскую пропаганду, пропаганду войны, организационную  деятельность, направленную к совершению особо опасных преступлений, а  равно участие в антисоветской  организации. По этому же закону караются особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государства трудящихся.

Сложность и противоречивость понятия, системы и классификации  составов государственных преступлений сказались на процессе разработки, обсуждения и принятия нового УК РБ 1999 г., включая его гл. Глава 32

преступления  против государства. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Обзор законодательства  зарубежных стран в сфере уголовной  ответственности за государственную  измену

В зарубежном уголовном законодательстве даются различные определения государственной  измены, не всегда совпадающие терминологически, но по существу выражающие одно и то же.

Например, в Швейцарском Уголовном  кодексе 1937 г. в разделе, называющемся «Преступления и проступки против государства и обороны страны», содержится глава «Преступления  или проступки против государства». Она начинается статьей, которая  именуется также как в нашем  УК «Государственная измена», но по диспозиции полностью отличается. Так в Швейцарском  УК (ст. 265) государственной изменой  считается «действие, которое направлено на то, чтобы, используя силу: изменить Конституцию Федерации или кантона; отстранить от должности конституционные  государственные органы или лишить их возможности выполнять свои функции; отделить швейцарскую территорию от Конфедерации или территорию от кантона». [5]

В этой же главе предусмотрена уголовная  ответственность за «посягательства  на независимость Конфедерации» (диспозиция статьи практически соответствует  её наименованию), а также за «действия  и устремления иностранных государств, направленные против безопасности Швейцарии». (В качестве соучастников этого преступления предусмотрены помимо самого иностранного государства иностранные партии, другие организации за границей или  их агентура, и ответственность наступает  за вступление в связь с ними с  целью поддержать их действия или  устремления, направленные против безопасности Швейцарии). Как видим, есть аналогия с составом ст. 356 в нашем УК, где  также речь идет о содействии иностранному государству, иностранной организации  или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб  внешней безопасности Республики Беларусь, но в УК РБ присутствует конкретизация  в виде именно враждебной деятельности. Кроме того, данный вид преступления определен в Швейцарском УК самостоятельной  статьей, у нас же входит в понятие  государственной измены.

В разделе 1 Книги 4 Французского УК, именуемым  “Посягательства на основополагающие интересы нации”, установлена уголовная  ответственность за измену и шпионаж. Во французском уголовном праве  они считаются самыми тяжкими  политическими преступлениями. Различие составов измены и шпионажа проводится по субъекту преступления: преступление, совершенное гражданином или  военнослужащим Франции, представляет собой измену; преступление, совершенное  гражданином или военнослужащим другой страны, или лицом без гражданства - шпионаж. По объекту, объективной и субъективной стороне эти преступления тождественны. Так, Французский УК предусматривает ответственность за сдачу иностранному государству, иностранной организации или организации, находящейся под иностранным контролем, либо их уполномоченным войсковых частей Франции, всей или части национальной территории, либо военной техники, сооружений, снаряжения и т.п., предназначенных для национальной обороны. Если это преступление совершено гражданином или военнослужащим Франции, оно составляет измену, если другим лицом - шпионаж. [6]

Информация о работе Измена государству (ст. 356 УК). Юридический анализ состава, отличие от шпионажа (ст. 358 УК)