Измена государству (ст. 356 УК). Юридический анализ состава, отличие от шпионажа (ст. 358 УК)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Необходимо отметить, что в настоящее время проблеме преступлений против государства в литературе уделяется существенно меньше внимания, чем преступлениям против многих других объектов уголовно-правовой охраны.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 64.42 Кб (Скачать файл)

Мотивы изменнических действий могут быть самыми разнообразными: политическими, корыстными, желанием получить гражданство иностранного государства, стремлением уклониться от уголовной  ответственности путем оставления Республики Беларусь и т.д. Их содержание для квалификации преступления не имеет значения, но может быть учтено при назначении наказания. В УК РБ 1961 г. было предусмотрено освобождение от уголовной ответственности по статье измена государству, но по действующему УК РБ данной нормы уже нет. Однако по ст. 358 УК РБ лицо, совершившее шпионаж либо измену государству в форме шпионажа, но добровольно прекратившее преступную деятельность, заявившее государственным органам о совершенных им действиях и оказавшее содействие в предотвращении вредных последствий, освобождается от уголовной ответственности. По своей юридической природе это основание является деятельным раскаянием. Виновный освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление при наличии двух условий.

Во-первых, необходимо, чтобы он добровольным и своевременным сообщением органам  власти или иным образом (например, нейтрализацией своей помощи иностранному агенту либо его разоблачением) способствовал  предотвращению дальнейшего ущерба интересам Республики Беларусь. Это  условие отсутствует, если сообщение  органам власти является вынужденным (виновный задержан либо о его связи  с иностранной разведкой стало  известно другим лицам), а также если оно сделано несвоевременно (если изменник, успел осуществить ряд шпионских, диверсионных и иных действий в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь).

Во-вторых, условием освобождения от уголовной ответственности за шпионаж  является отсутствие иного состава  преступления. Если же данные требования хотя бы частично не соблюдены, то деятельное раскаяние виновного может быть учтено как обстоятельство, смягчающее наказание.[20]

Субъект преступления шпионажа – специальный: только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает характер своих действий, их направленность в ущерб внешней  безопасности Республики Беларусь и  желает совершить эти действия. Мотивы и цели шпионажа значения не имеют  и учитываются при назначении наказания. Они могут быть корыстными, политическими, националистическими  и т.д.[21] Ответственность за собирание и передачу сведений, наступает при наличии двух условий: 1) эти действия должны совершаться по заданию иностранного государства; 2) они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь. Так, шпионаж считается оконченным с момента сбора сведений, составляющих государственную тайну.

Вопрос о субъективной стороне  преступления является дискуссионным. Все согласны с тем, что формой вины может быть только умысел, однако некоторые авторы считают, что он обязательно должен быть прямым[22], другие же - что возможен также и косвенный умысел[23]. Спорной является, например, ситуация, когда виновный, передавший иностранному государству сведения, составляющие государственную тайну, осознавал, что причиняет вред внешней безопасности, но безразлично относился к такому результату, ибо единственной целью было получение вознаграждения.

12 июля 2012 Комитетом государственной безопасности Беларуси пресечена шпионская деятельность белорусских граждан, осуществляемая ими в интересах спецслужб Литовской Республики.

"Во время проведения  агентурной акции сотрудники  КГБ задержали с поличным резидента военной разведки Литвы гражданина "Ф". Одновременно по факту передачи иностранной спецслужбе секретных сведений были задержаны лица, состоящие у него на агентурной связи", - проинформировали в Центр информации и общественных связей КГБ (ЦИОС КГБ).

По информации КГБ, в результате проведенных оперативно-розыскных  мероприятий изъяты "электронные  носители, другие предметы и материалы, изобличающие их шпионскую деятельность, направленную на получение секретной  информации в военной сфере, в  том числе в рамках единой системы  безопасности Союзного государства".

Кроме этого, отметили в ЦИОС, документально были подтверждены факты  проведения агентурной группой операций по добыванию информации с использованием технических средств, с целью дальнейшей переправки данных за границу. "Факт сотрудничества с литовскими спецслужбами подтверждается собранными в ходе следствия доказательствами, а также признательными показаниями самих обвиняемых", - заявили в белорусском КГБ.

По заключению экспертов, уточнили там, "собранные и подготовленные для передачи литовской спецслужбе материалы относятся к сведениям, составляющим государственные секреты  Республики Беларусь".

"Своевременное вмешательство  Комитета государственной безопасности  позволило выявить планы иностранной  разведки, взять ее действия под  контроль и предотвратить нанесение  серьезного ущерба обороноспособности  и безопасности государства", - заявили в ЦИОС.

В КГБ также сообщили, что в отношении указанных  лиц возбуждено уголовное дело по ст. 356 УК Республики Беларусь - измена государству. Санкцией указанной статьи предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 15 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Разграничение составов государственной измены от шпионажа и смежных составов преступлений

Необходимо отличать такое преступление, как государственная измена от других, смежных преступлений, среди которых  выделяют шпионаж.

Ст. 358 УК РБ дает следующее определение  шпионажа:

«Передача, похищение, собирание или  хранение с целью передачи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо передача или собирание по заданию иностранной  разведки иных сведений для использования  их в ущерб интересам Республики Беларусь, совершенные иностранным  гражданином или лицом без  гражданства».

Как и государственная измена, шпионаж  представляет собой посягательство на внешнюю безопасность государства. Однако, если при государственной измене деяние осуществляется как бы изнутри - гражданином Республики Беларусь, то шпионаж, предусмотренный ст. 358 УК РБ, совершают только иностранные граждане и несколько реже - лица без гражданства.

Предметом шпионажа являются те же сведения, что и при государственной  измене - это:

1) сведения, содержащие государственную  тайну,

2) иные сведения при определенных, указанных в ст. 358 УК РБ обстоятельствах.

Сведения, составляющие государственную  тайну, характеризуются следующими признаками: имеют важное значение для безопасности Республики Беларусь; содержатся в определенных носителях; подлежат засекречиванию; перечень их устанавливается правовыми актами; могут содержаться в строго определенных законом областях.

С объективной стороны шпионаж (так же, как и шпионаж при  государственной измене) совершается  путем передачи, а равно собирания, похищения и хранения с целью  передачи указанных в ст. 358 УК Рб сведений.

Передача - это сообщение любым  способом сведений адресанту; собирание - действия, направленные на получение  интересующей субъекта информации; похищение - незаконное изъятие документов или  предметов, содержащих или являющихся носителями интересующей субъекта информации; хранение - временное обладание указанными выше документами или предметами. Чаще всего хранение осуществляется лицом, собирающим или похищающим сведения, содержащие государственную тайну. В отдельных случаях хранение может осуществляться лицом, не собиравшим и не похищавшим эти сведения.

Из всех способов совершения шпионажа наибольшую опасность представляет передача сведений иностранному государству, иностранной организации либо их представителям для использования  в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь. Собирание, похищение и хранение сведений по существу являются подготовительной деятельностью к передаче. Однако, учитывая повышенную степень опасности рассматриваемого деяния, законодатель счел их оконченным преступлением.

Если речь идет об иных сведениях, а не о сведениях, содержащих государственную  тайну, объективная сторона предполагает только их собирание и передачу. Это могут быть любые сведения, однако их собирание и передача рассматриваются  как шпионаж при условии, что  они собираются и (или) передаются, во-первых, по заданию иностранной разведки, и, во-вторых, для использования в  ущерб внешней безопасности Республики Беларусь. Отсутствие одного из этих признаков  исключает возможность рассматривать  такое деяние как шпионаж. Собирание  и передача таких сведений чаще совершаются  гражданами Республики Беларусь нежели иностранцами и рассматриваются тогда при наличии указанных условий как государственная измена в форме шпионажа.

С субъективной стороны шпионаж  может быть совершен только с прямым умыслом. Субъект сознает характер собираемых, похищаемых, хранимых с  целью передачи сведений, особенности  адресата передачи и желает передать эти сведения данному адресату. При  собирании, похищении и хранении сведений, содержащих государственную  тайну, обязательным признаком состава  шпионажа должна быть цель передачи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям. Поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением, что цель шпионажа не является обязательным его признаком.

В отношении второго вида шпионажа (собирание и передача иных сведений) высказывалось мнение о наличии  специальной цели - использование  собираемых или передаваемых сведений в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь. Более правильным представляется мнение, согласно которому достаточно осознания предназначения сведений для использования в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь.

При шпионаже второго вида осознанность того, что сбор и передача иных сведений осуществляются по заданию иностранной  разведки и для использования  их в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, должна включаться, по моему мнению, в понятие прямого умысла как осознанность опасности и характера действия. Признавать же этот вид шпионажа только при наличии специальной цели использования в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь - означает значительное ограничение рассматриваемого состава преступления.

На квалификацию шпионажа не влияют мотивы преступления. Они могут быть личными, корыстными, политическими, националистическими  и др.

Субъект шпионажа, предусмотренного ст. 358 УК РБ, - только иностранный гражданин  или лицо без гражданства. Совершение таких действий гражданином Республики Беларусь, как уже отмечалось, влечет квалификацию по ст. 356 УК РБ за государственную  измену.

В ситуации, когда шпионажем против Республики Беларусь занимаются иностранные  граждане, имеющие дипломатический  статус или иной иммунитет от уголовной  ответственности (например, главы дипломатических  представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и  члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания, а также главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое  обслуживание представительства, члены  их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, и другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Республики Беларусь), согласно ч. 4 ст. 5 УК РБ вопрос об их уголовной ответственности разрешается в соответствии с нормами международного права. Таких лиц нельзя привлечь к ответственности по УК РБ без их согласия или согласия страны или организации, которую они представляют. Поэтому с учетом сложившейся международной практики обладающие иммунитетом иностранные шпионы объявляются персоной нон грата и подлежат выдворению за пределы Республики Беларусь. Лишение их дипломатического статуса дает основание Республики Беларусь требовать выдачи указанных лиц для осуществления правосудия по законам нащего государства.

Согласно примечанию к  ст. 358 УК РБ лицо, совершившее шпионаж  либо измену государству в форме  шпионажа, но добровольно прекратившее преступную деятельность, заявившее  государственным органам о совершенных  им действиях и оказавшее содействие в предотвращении вредных последствий, освобождается от уголовной ответственности.

Разглашение государственной тайны (ст. 373 и ст.374 УК РБ). Объективная сторона преступления заключается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа[20].

Способы разглашения могут быть различными: посредством устных рассказов, показа письменных документов, чертежей, образцов продукции, а также путем  бездействия, когда, например, материалы  хранятся в условиях, при которых  посторонние получили возможность  ознакомиться с ними. Состав разглашения  сконструирован как формальный - деяние окончено в момент разглашения; причинения вреда интересам государства  не требуется.

В то же время необходимо, чтобы  сведения стали достоянием посторонних  лиц, в противном случае при наличии  прямого умысла речь может идти о  покушении (например, сведения содержались  в письме, которое не дошло до адресата и не стало известно другим лицам). Умышленное разглашения указанных сведений отличается от государственной измены содержанием и направленностью умысла, т.е. отсутствием намерения причинить ущерб внешней безопасности Республики Беларусь.[24]

Информация о работе Измена государству (ст. 356 УК). Юридический анализ состава, отличие от шпионажа (ст. 358 УК)