Контрабанда и борьба с нею

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 04:56, курсовая работа

Описание работы

Основные цель работы заключаются в изучении теоретических и практических проблем уголовной ответственности за контрабанду, разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего борьбу с контрабандой, и практику его применения.
В соответствии с целями в ходе работы мы предполагаем решить следующие задачи:
- изучить развитие уголовной ответственности за контрабанду по российскому уголовному законодательству;
- раскрыть содержание понятия общественной опасности преступлений, указанных в ст. 188 УК РФ;
- исследовать содержание объекта, субъекта объективной и субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ;
- выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие контрабанды и ответственность за неё 5
1.1 Место и значение контрабанды в системе уголовного права 5
1.2 Понятие контрабанды 6
2. Юридический анализ основного состава контрабанды 8
2.1 Предмет контрабанды 8
2.2 Объект контрабанды 11
2.3 Объективная сторона контрабанды 12
2.4 Субъект контрабанды 14
2.5 Субъективная сторона контрабанды 15
3. Квалифицированные виды контрабанды 16
3. Уголовная ответственность за различные виды контрабанды 17
3.1 Квалификации контрабанды 17
3.2 Наказание за контрабанду 18
3.3. Контрабанда совершенная организованной группой 18
4. Уголовная ответственность за контрабанду 20
4.1 Уголовная ответственность за контрабанду 20
4.2 Особенности уголовной ответственности за контрабанду 21
5. Отличие понятия “контрабанда” от “уклонения от уплаты таможенных платежей” 25
6. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой 27
6.1. Взаимодействие таможенных органов с правоохранительными органами России и зарубежных стран. 29
7.Судебная практика по делам о контрабанде 32
Заключение 35
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

КОНТРАБ.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Выяснение подлинных  мотивов и целей контрабанды  имеет важное значение, поскольку  они должны учитываться при назначении наказания. В отдельных случаях отсутствие корыстного мотива и корыстной цели в сочетании с другими обстоятельствами может явится основанием для более мягкого наказания, чем предусмотрено в законе.

Таким образом, это преступление совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность своих действий по незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу и желает их наступления.

 

 

3. Квалифицирующие признаки контрабанды

 

3.1 Контрабанда совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ)

Под должностным лицом в пункте «б» части 3 статьи 188 УК РФ следует  понимать должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, а  также других должностных лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Умышленный пропуск  должностным лицом товаров и  иных предметов, принадлежащих другим лицам, путем использования своего положения, представляет собой уголовно наказуемое деяние, которое влечет за собой ответственность (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК). При этом дополнительной квалификации по ст. 285 УК не требуется: злоупотребление должностным лицом своим служебным положением представляет способ совершения данного преступления.

Если должностное лицо участвовало в преступлении, предусмотренном  п. «б» ч. 3 ст. 188 УК и при этом получило взятку, то необходима дополнительная квалификация по ст. 290 УК, та как получение взятки не охватывается признаками названного состава.

если, не будучи исполнителем контрабанды, должностное лицо участвует  в совершении контрабанды иными  лицами, его действия (бездействие) подлежат квалификации по соответствующим  частям статей 33 и 188 УК РФ (в зависимости от вида соучастия, предмета контрабанды и наличия квалифицирующих признаков), а также по соответствующим статьям главы 30 УК РФ, если содеянное содержит все признаки состава какого-либо преступления, предусмотренного этой главой.

 

 

 

 

3.2. Контрабанда, совершенная с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ)

 

По пункту «в» части 3 статьи 188 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу

В том случае, если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом «в» части 3 статьи 188 УК РФ и соответствующими статьями главы 16 УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья.Теория уголовного права подразделяет насилие на виды в зависимости от способов его совершения и наступивших вредных последствий.

 

 

3.3. Контрабанда совершенная организованной группой (ч. 4 ст. 188 УК РФ)

 

Под организованной группой лиц  в соответствии с ч. 4 ст. 35 УК следует  понимать устойчивую группу из двух и  более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Признака устойчивости подробно раскрывается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 января 1997г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»3. Под устойчивостью следует понимать постоянную или временную преступную деятельность, рассчитанную на неоднократность совершения преступных действий, относительную непрерывность в совершении преступных деяний. Перерывы в совершении преступлений могут иметь место, но такая группа как сплоченное формирование продолжает функционировать на интеллектуальном уровне, готовя очередное преступление, при этом каждому участнику доверяется исполнение определенных действий, направленных на достижение преступного результата. В этом и заключается различие организованной группы от простого соучастия при совершении преступлений по предварительному сговору.

Важнейший элемент устойчивости - предварительный сговор, который  должен иметь место задолго до совершения преступления, в противном  случае участники не составят организованной группы. Соглашение должно быть именно о совместных действиях. Вклад каждого участника такой группы может быть неравнозначен по объему, но в совокупности с действиями других лиц он, в конечном счете, приводит к выполнению объективной стороны контрабанды или нарушения таможенного законодательства.

В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, по части 4 статьи 188 УК РФ квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу (например, действия участников организованной группы, которые приобрели товар за границей в целях его ввоза на таможенную территорию, содействовали его незаконному перемещению в пункте таможенного контроля или фальсифицировали документы, представленные при таможенном оформлении товаров, выступали в качестве транспортных экспедиторов контрабандного груза).

 

 

4.  Уголовная ответственность за контрабанду

 

4.1 Уголовная ответственность за контрабанду

 

Наказание за контрабанду  по статье 188 УК предусмотрено:

По части 1

Наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

По части 2

Наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

По части 3

Наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

По части 4

Наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

 

 

 

 

4.2 Особенности уголовной ответственности за контрабанду

 

 

Анализируя  нормы, содержащиеся в ст.ст. 188 и 194 УК РФ, отдельные авторы утверждают, что  «законодатель фактически искусственно разделил одну норму на две», так как «состав преступления, указанный в ст. 188, полностью поглощает состав ст. 194.

Безусловно, рассматриваемые  преступления имеют сходные между  собой признаки, но, думается, что  в целом с подобными утверждениями вряд ли можно согласиться, и прежде всего потому, что в указанных статьях УК РФ содержатся нормы, формулирующие признаки преступлений, существенно различающихся по непосредственному объекту.

Непосредственный  объект преступления является одним  из основных критериев разграничения контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей (как, впрочем, и разграничения контрабанды с другими таможенными преступлениями).

Норма, закрепленная в ст. 188 УК РФ, направлена на защиту общественных отношений, регламентирующих установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу РФ.

Уклонение от уплаты таможенных платежей посягает на общественные отношения, определяющие установленный  порядок уплаты таможенных платежей в доход государства и формирование доходной части бюджета государства. Очевидная содержательная разница общественных отношений, охраняемых ст. 188 и ст. 194 УК РФ, свидетельствует о самостоятельности контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей.

Думается, что  разграничивать контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей следует также по предмету посягательства.

Так, предметом  контрабанды являются любые товары или иные предметы как указанные, так и не указанные в ст. 188 УК РФ; предметом уклонения от уплаты таможенных платежей, выступают таможенные платежи, предусмотренные ст. 70 Таможенного кодекса ТС, а точнее те денежные средства, которые государство недополучит в результате невыполнения гражданином обязанности по уплате таможенных платежей при перемещении товаров с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого.

Законодатель  по-разному определил крупный  размер для рассматриваемых преступлений.

При совершении контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК РФ, лицо подлежит уголовной ответственности, если стоимость перемещенных товаров превышает 1,5 миллиона рублей..

С объективной  стороны контрабанда состоит  в незаконных действиях по перемещению  через таможенную границу товаров  или иных предметов в крупном  размере (ч. 1 ст. 188 УК РФ), либо товаров, ограниченных или изъятых из свободного гражданского оборота (ч. 2 ст. 188 УК РФ).

При этом способы  контрабанды исчерпывающе изложены в законе: перемещение помимо или  с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или недостоверным декларированием.

С точки зрения особенностей законодательной конструкции  объективной стороны можно констатировать, что контрабанда является преступлением  с формальным составом и считается оконченной с момента совершения общественно опасного деяния - фактического незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу.

Каждое из действий, составляющих контрабанду являются самостоятельными и совершаются  в разное время, то есть на разных этапах таможенного контроля.

Контрабанду следует  отграничивать от невозвращения  на территорию Российской Федерации  предметов художественного, исторического  и археологического достояния народов  Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) по таким элементам состава как объект, объективная сторона и субъект.

Непосредственным  объектом невозвращения на территорию Российской Федерации предметов  художественного, исторического и  археологического достояния народов  Российской Федерации и зарубежных стран выступают общественные отношения в сфере государственного регулирования деятельности, связанной с владением и распоряжением предметами художественного, археологического и исторического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран и установленный порядок возвращения культурных ценностей на территорию.

Различий по предмету между  указанными преступлениями проводить  не следует, так как по смыслу термин «культурные ценности» включает в себя предметы художественного, исторического и археологического достояния, которые отнесены к предметам преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ.

Указанные понятия  имеют одинаковое содержание и юридическое  значение. Как верно отмечено Грязновым  А.В., «это различие терминологическое, а не сущностное и относится к проблемам законодательной техники, изъяны которой в данном случае очевидны: одни и те же предметы названы в законе по-разному».

Необходимо  иметь ввиду, что ответственность  по ст. 190 УК РФ может наступить только в случае неуважительности причин невозвращения. Под уважительными причинами, исключающими уголовную ответственность, следует понимать объективные обстоятельства, лишившие лицо, вопреки собственной воле, возвратить в установленный срок из-за границы в Россию временно вывезенные с ее территории культурные ценности (например, стихийные бедствия, военные действия, болезнь и т.п.).

В отличие от контрабанды, субъектом совершения которой может быть физическое вменяемое  лицо, достигшее 16-летнего возраста (общий субъект), субъект преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, характеризуется дополнительными признаками.

Особенностью  субъекта данного состава является то, что таковым может быть только то лицо, на которое возложена ответственность  за возвращение предметов культурного  достояния в Россию в установленный срок.

Это может быть собственник культурных ценностей, лицо, уполномоченное собственником  в установленном законом порядке  на осуществление действий по временному вывозу культурных ценностей, должностное  лицо или другой представитель организации, уполномоченные ею на временный вывоз предметов.

При отсутствии такой обязанности лицо не может  нести ответственность по ст. 190 УК РФ.

Отдельные авторы считают, что если лицо имело умысел на оставление культурных ценностей  за рубежом уже в момент их вывоза, а обязательство об обратном ввозе этих предметов на территорию представило в таможенные органы без намерения его исполнить, то такие действия надлежит квалифицировать как контрабанду, совершенную с обманным использованием документов.

Приведенное мнение нам видится ошибочным, так как  указанные предметы вывозятся из РФ на законных основаниях и признавать представляемые документы (если на самом  деле они оформлены надлежащим образом) поддельными, недействительными и  т.п. нет оснований, равно как одного лишь умысла явно недостаточно для признания подобных действий контрабандными.

Информация о работе Контрабанда и борьба с нею