Контрабанда и борьба с нею

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 04:56, курсовая работа

Описание работы

Основные цель работы заключаются в изучении теоретических и практических проблем уголовной ответственности за контрабанду, разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего борьбу с контрабандой, и практику его применения.
В соответствии с целями в ходе работы мы предполагаем решить следующие задачи:
- изучить развитие уголовной ответственности за контрабанду по российскому уголовному законодательству;
- раскрыть содержание понятия общественной опасности преступлений, указанных в ст. 188 УК РФ;
- исследовать содержание объекта, субъекта объективной и субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ;
- выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие контрабанды и ответственность за неё 5
1.1 Место и значение контрабанды в системе уголовного права 5
1.2 Понятие контрабанды 6
2. Юридический анализ основного состава контрабанды 8
2.1 Предмет контрабанды 8
2.2 Объект контрабанды 11
2.3 Объективная сторона контрабанды 12
2.4 Субъект контрабанды 14
2.5 Субъективная сторона контрабанды 15
3. Квалифицированные виды контрабанды 16
3. Уголовная ответственность за различные виды контрабанды 17
3.1 Квалификации контрабанды 17
3.2 Наказание за контрабанду 18
3.3. Контрабанда совершенная организованной группой 18
4. Уголовная ответственность за контрабанду 20
4.1 Уголовная ответственность за контрабанду 20
4.2 Особенности уголовной ответственности за контрабанду 21
5. Отличие понятия “контрабанда” от “уклонения от уплаты таможенных платежей” 25
6. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой 27
6.1. Взаимодействие таможенных органов с правоохранительными органами России и зарубежных стран. 29
7.Судебная практика по делам о контрабанде 32
Заключение 35
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

КОНТРАБ.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

 

5. Отличие понятия “контрабанда” от “уклонения от уплаты таможенных платежей”

 

 

          Действительно, контрабанда имеет  ряд общих признаков с уклонением от уплаты таможенных платежей. Контрабанда может быть совершена путем обманного использования таможенных документов, а также путем недекларирования и недостоверного декларирования. Но и уклонение от уплаты таможенных платежей может быть совершено путем внесения недостоверных сведений в документы, предоставления недостоверных документов, влияющих на размер таможенных платежей. То есть эти преступления могут совершаться одними и теми же способами. Однако их составы различаются по непосредственному объекту и объективной стороне преступления. Если непосредственным объектом контрабанды является установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, то непосредственным объектом уклонения от уплаты таможенных платежей является порядок уплаты таможенных платежей в доход государства.

          Контрабанда и уклонение от  уплаты таможенных платежей отличаются  и по объективной стороне. Уклонение  - это умышленный отказ уплатить  таможенные платежи в установленные  таможенным законодательством сроки. Согласно Статьи 162 ТК ТС таможенные платежи должны быть уплачены до принятия таможенной декларации или одновременно с принятием таможенной декларации, т. е. на стадии, предшествующей декларированию. Контрабанда же может быть совершена только на стадии декларирования. Таким образом, действия по уплате таможенных платежей и по перемещению товаров не совпадают по времени, что исключает идеальную совокупность контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей. Возможна только реальная совокупность этих составов преступлений. Очевидно, что перемещение товаров через таможенную границу и уплата таможенных платежей не совпадают по времени и различны по объекту и объективной стороне, о чем было сказано выше. В практике возможны случаи, когда при совокупности данных преступлений состав контрабанды будет оконченным, а состав уклонения от уплаты таможенных платежей - неоконченным (при ввозе товаров) и наоборот (при вывозе товаров). Поэтому, квалифицировав при реальной совокупности этих преступлений действия виновного только как контрабанду, мы тем самым необоснованно освободим его от ответственности за совершение другого преступления (уклонение от уплаты таможенных платежей). Тем более нельзя согласиться с точкой зрения об объединении этих двух составов преступлений в один. Некоторые ученые утверждают, что контрабанда совершается только с целью уклонения от уплаты таможенных платежей, и уже из этого утверждения делает последующие выводы.4 Однако они ошибаются, поскольку на практике контрабанда часто совершается вовсе не с целью уклонения от уплаты таможенных платежей. Например, перемещается товар по поддельным документам, но с уплатой всех необходимых платежей. К тому же для квалификации контрабанды мотив совершения преступления роли не играет. Тогда как в ст. 194 УК РФ мотив - уклонение от уплаты таможенных платежей - указан в самой диспозиции. Кроме того, объединяя составы этих преступлений, мы упускаем из виду, что крупный размер для них различен, а санкция ст. 194 УК РФ ввиду чрезмерной мягкости не соответствует тяжести "объединенного" состава преступления. Более того, составы этих преступлений не могут быть объединены вследствие различия в объекте и объективной стороне. В то же время представляется целесообразным выделить ч. 2 ст. 188 УК РФ в отдельную статью по предмету преступления, поместив ее в раздел "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка".

 

 

 

6. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой

 

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Приказом Федеральной  таможенной службы от 07.02.2005 г. № 90 утвержден  перечень подразделений ФТС России и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности. Данный перечень включает в себя региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями. Которое, делится на несколько отделов по борьбе с контрабандой, такие как:

Отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды;

Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;

Отдел по борьбе с контрабандой сырьевых товаров  и преступлениями в кредитно-финансовой сфере.

Следующее управление в данном перечне это Главное управление по борьбе с контрабандой, который в свою очередь также делится на отделы.

Таможенные  органы отнесены законодательством  к правоохранительным органам, так  как они правомочны пресекать  неправомерные деяния и привлекать виновных к ответственности. Под содержанием правоохранительной деятельности принято понимать охрану законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями. Правоохранительный характер деятельности этих органов обусловлен их соответствующими функциями, регламентированными ТК ТС /311 ФЗ: они ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в таможенной сфере, пресекают незаконный оборот через границу предметов, запрещенных к перемещению, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом.

Наличие функции  по ведению борьбы с контрабандой, иными преступлениями обусловлено  положениями УПК РФ (ст. 151, 157), в  соответствии с которыми на таможенные органы возложена борьба с контрабандой (ст. 188 УК РФ) и иными преступлениями, предусмотренными ст. 189, 190, 193, 194 данного уголовного закона.

Вместе с  тем таможенные органы:

взаимодействуют с МВД России и ФСБ России по вопросам борьбы с контрабандой (ст. 28 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации").

Федеральным законом  от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» возложены обязанности  на органы федеральной службы безопасности разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе контрабандой.

Сотрудники  таможенных органов могут быть привлечены к выполнению специальных заданий  по выявлению, предупреждению и пресечению контрабанды и иных правонарушений в сфере таможенного дела.

Безусловно, что  прежде всего данные задания имеют цель борьбы с таможенными преступлениями как наиболее общественно опасными правонарушениями в сфере таможенного дела. Именно поэтому законодатель называет в статье контрабанду (ст. 188 УК РФ), которая является достаточно распространенным и особо опасным таможенным правонарушением.

 

 

6.1. Взаимодействие таможенных органов с правоохранительными органами России и зарубежных стран.

 

Таможенные органы Российской Федерации в целях решения  задач  таможенного  дела взаимодействуют  с иными правоохранительными органами и другими государственными органами,  предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Государственные органы и их должностные  лица  обязаны  оказывать содействие таможенным органам  Российской Федерации в решении  возложенных на них задач,  в том числе путем создания надлежащих  условий  для этого.

Взаимодействие с МВД  РФ,  ФСБ  РФ  направлено  на  предупреждение, раскрытие и расследование  преступлений в сфере внешнеэкономической  деятельности,  пресечение незаконного вывоза и ввоза в РФ оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей, выявление причин и условий, способствующих совершению подобных правонарушений.

    Основными принципами взаимодействия являются:  строгое соблюдение законности, высокая ответственность за сохранность служебных сведений, оперативность и комплексное использование сил и средств органов внутренних дел, министерства безопасности и таможенных учреждений.

МВД, ФСБ  и таможенные органы в соответствии со своей компетенцией строят свою работу по взаимодействию на основании действующего законодательства и межведомственных нормативных актов.

Взаимодействие развивается  в следующих направлениях: разработка на основе анализа оперативной обстановки и проведение совместных мероприятий  по предупреждению,  раскрытию и расследованию преступлений в данной  сфере;  осуществление  обмена информацией об источниках и каналах незаконного поступления на внутренний рынок, а также о возможном вывозе за рубеж оружия,  наркотиков,  валюты, культурных ценностей и сырьевых ресурсов, крупных партий промышленных изделий и товаров народного    потребления;  выявление лиц, занимающихся перемещением через государственную границу РФ предметов контрабанды,  нарушающих порядок проведения внешнеэкономических операций,  осуществление совместных мер по документированию их преступной деятельности;  оказание взаимной помощи в осуществлении  научных  исследований  и подготовке кадров;  проведение совместных рабочих встреч, совещаний, обобщение итогов проделанной работы,  подготовка предложений по совершенствованию совместной деятельности.

  МВД РФ  и его подразделения на местах проводят оперативно-розыскные и иные мероприятия в среде потребителей  и  сбытчиков  наркотиков, спекулянтов  валютой  и культурными ценностями,  лиц,  занятых в сфере обслуживания иностранных граждан, а также в организациях и предприятиях,  осуществляющих экспортно-импортные операции;  принимают участие в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений в данной сфере;  ведут учет культурных ценностей, задержанным по делам о контрабанде,  а также сбытчиков наркотиков,  располагающих  межрегиональными связями.

Информируют органы ФСБ  и таможенные учреждения о лицах, подозреваемых в причастности совершения контрабандных сделок,  незаконных внешнеэкономических операций,  фактах их подготовки и совершения; о появлении  в  незаконном обороте на внутреннем рынке наркотиков иностранного производства;  о выявленных признаках,  указывающих на подготовку  или совершение  особо  опасных  государственных  преступлений или деятельность,  противоречащую интересам обеспечения государственной  безопасности, со стороны участников внешнеэкономических связей или лиц, подозреваемых в причастности к контрабанде; о фактах, новых формах и методах незаконного перемещения через государственную границу предметов, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту; о случаях хищений культурных ценностей из музеев,  частных коллекций, церквей и иных мест с подробным описанием и фотографиями похищенного.

Федеральная служба безопасности  оказывает  содействие  в  организации контроля за объектами оперативной заинтересованности органов  внутренних дел,  ориентируют о возможных каналах поступления наркотиков в РФ, фактах контрабанды в другие страны, связях лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за подобные правонарушения.

Таможенные органы представляют возможность изучать материал  сотрудникам МВД и МБ о ввозе,  вывозе товаров, участвуют совместно  в оперативно-розыскных мероприятиях. Сообщают органам МВД и ФСБ  о фактах задержания предметов, запрещенных к ввозу или вывозу, лиц задержанных за перевозку наркотиков,  выявленных в ходе таможенного контроля  каналах сбыта на территории РФ оружия,  наркотиков, способах их маскировки при перевозке.

  Взаимодействие таможенных  органов с органами МВД и ФСБ при проведении мероприятий по предупреждению,  раскрытию и расследованию преступлений  в данной  сфере осуществляется на основе совместных планов.

Координация взаимодействия при решении вопросов организации  борьбы  с  преступностью  в  данной  сфере  возлагается на специально создаваемые совместные рабочие группы.

Благоприятную перспективу  в борьбе с таможенными правонарушениями оказывает развитие сотрудничества с  таможенными  органами  зарубежных стран.

В 1996 году Государственным  таможенным комитетом России совместно с зарубежными правоохранительными органами было проведено 14 контролируемых поставок, в результате которых изъято 2532,97 кг наркотиков.

 

 

 

7.Судебная практика по делам о контрабанде

 

 

В Российской федерации  как таковой судебный прецедент отрицается законодателем , но на практике активно используется судами всех уровней так как помогает увидеть картину в целом и в динамике

особое место занимают постановления и решения высших судов

Конституционный Суд  Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации

. Обязательным признаком  объективной стороны контрабанды,  предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК, является  крупный размер, понятие которого  дается в примечании к ст. 169 УК. Это сумма, превышающая 1,5 млн.  руб. Незаконное перемещение товаров и других предметов через таможенную границу на меньшую сумму влечет административную ответственность (ст. ст. 16.1 и 16.2 КоАП).

Определяя размер контрабанды, следует исходить из таможенной стоимости  товара, незаконно перемещенного  через таможенную границу (т.е. фактически из стоимости его приобретения), а в случае отсутствия таких цен - из рыночной стоимости товаров или устанавливать ее на основании заключения экспертов (ч. 3 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6; Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П).

В ч. 1 ст. 188 УК РФ установлены  санкции за контрабанду. К ней, в  частности, относится перемещение  в крупном размере через таможенную границу товаров, сопряженное с  недекларированием. В ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование товаров (кроме валюты). Согласно ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен. Если таковые не установлены - по рыночной стоимости, а при необходимости - на основании заключения эксперта.

 Указанные положения  в их взаимосвязи признаны  неконституционными, поскольку они  допускают следующее. Для привлечения  к ответственности стоимость  перемещаемых товаров может определяться не по тем ценам, по которым они приобретены, а по рыночной стоимости аналогичных товаров в России. Однако цены за рубежом нередко существенно ниже, чем в нашей стране.

 В федеральное законодательство  нужно внести поправки. До этого  в целях привлечения к ответственности стоимость товаров, перемещаемых физлицами и предназначенных для личного пользования, должна определяться так. Следует принимать во внимание таможенную стоимость. При этом не учитывается та часть цены товара, которая разрешена ко ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.

Информация о работе Контрабанда и борьба с нею