Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 01:42, контрольная работа
1. Правовое обеспечение бюджетного процесса в субьектах Р.Ф.
2.Правовой режим централизованных денежных фондов государства.
Существенным резервом повышения
эффективности управления региональными
и муниципальными финансами является
объединение усилий нескольких субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований по совместному предоставлению
государственных (муниципальных) услуг
гражданам. В связи с этим потребуется
внесение изменений в бюджетное
законодательство Российской Федерации
и разработка методических рекомендаций
по механизму финансового
При определении уровня финансовой
автономии муниципальных
Перспективным источником формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является налог на недвижимость. Необходимо завершить работу по подготовке предложений о распределении доходов от данного налога между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. Введение налога на недвижимость целесообразно после установления отдельных его элементов и проведения апробации механизма указанного налога в отдельных субъектах Российской Федерации.
2.Правовой режим
централизованных денежных
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты составляют центральное звено финансовой системы России. Бюджеты взаимосвязаны со всеми остальными звеньями финансовой системы РФ и обеспечивают развитие самых различных сфер общественных отношений: образования, медицинского обслуживания, обороны страны, охраны природы и т.д. Эти черты любого бюджета позволяют использовать его в качестве главного инструмента финансовой политики российского государства. Бюджет может быть рассмотрен в нескольких аспектах: как экономическая, материальная и правовая категория.
В процессе первичного распределения валового внутреннего продукта государства происходит образование чистого дохода общества, за счет которого создаются централизованные фонды денежных средств, находящиеся в непосредственном распоряжении государства. Главным среди этих фондов является бюджет. Через бюджет как экономическую категорию происходит распределение и перераспределение в денежной форме валового внутреннего продукта страны между отраслями материального производства, между производственными и непроизводственными сферами, а также в национально-государственном разрезе между субъектами РФ.
Как материальная категория,
бюджет выступает в виде государственного
(муниципального) централизованного
фонда денежных средств, с помощью
которого решаются основные задачи государства
и муниципальных образований. В
ст. 6 БК РФ установлено: «Бюджет —
форма образования и
С многогранностью бюджета
связан его правовой аспект. Бюджет
является основным финансовым планом
соответствующей территории, который
ежегодно утверждается в форме закона
(федеральный бюджет, бюджет субъекта
РФ) или в форме решения
Исключительно важный характер федерального
бюджета подтверждается тем, что он принимается
в виде федерального закона, в особом порядке,
который установлен в Конституции РФ (ст.
104—107). В 1998 г. был принят Бюджетный кодекс
РФ, который на основе системного анализа,
используя экономико-социальные достижения
в стране обобщил бюджетную законодательную
практику. В БК РФ (ст. 151—280) получил дальнейшее
развитие конституционный порядок принятия
закона о федеральном бюджете.
Федеративное устройство российского
государства, а также существование системы
местного самоуправления объективно породили
достаточно сложное бюджетное устройство.
БК РФ не дает определения бюджетного
устройства. Однако исходя из анализа
разд. I БК РФ, который называется «Бюджетное
устройство Российской Федерации», следует,
что характеристика этого понятия складывается
из трех элементов: а) структуры бюджетной
системы (ст. 10, 11, 12, 14, 15, 16), включая внебюджетные
и целевые бюджетные фонды; б) бюджетной
классификации РФ и в) принципов бюджетной
системы РФ.
Основу бюджетного устройства РФ составляет
бюджетная система. Бюджетная система
России — это основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
РФ, регулируемая нормами права, совокупность
федерального бюджета, бюджетов субъектов
РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов (ст. 66 БК РФ). Структуру
бюджетной системы составляют бюджеты
трех уровней. Первый уровень — федеральный
бюджет и бюджеты государственных внебюджетных
фондов; второй уровень — бюджеты субъектов
РФ бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов; третий уровень —
местные бюджеты.
Бюджетным кодексом РФ с 1 января 2000 г.
в бюджетную систему были включены государственные
внебюджетные фонды, которые до этого
времени доставляли самостоятельное звено
финансовой системы России.
Ведущим звеном бюджетной системы РФ является
федеральный бюджет, который утверждается
как федеральный закон. Денежные средства
федерального бюджета используются для
реализации целей и задач, стоящих перед
российским государством на каждом этапе
его развития. Бюджеты государственных
внебюджетных фондов разрабатываются
и утверждаются в форме федеральных законов.
В соответствии со ст. 71, 72 и 73 Конституции
РФ — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов
разрабатываются и утверждаются в форме
законов субъектов РФ.
Денежные средства региональных бюджетов
предназначены Для обеспечения задач
и функций, отнесенных к предметам ведения
субъекта РФ.
Бюджет муниципального образования (местный
бюджет) — Форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения местного самоуправления.
Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются
в форме правовых актов (решений) представительных
органов местного самоуправления в порядке,
установленном уставами муниципальных
образований. Бюджеты всех уровней бюджетной
системы РФ составляются на один финансовый
год, который соответствует календарному
году и длится с 1 января по 31 декабря.
Особую группу бюджетов составляют консолидированные
бюджеты. Консолидированный бюджет —
это свод бюджетов всех бюджетной системы
на соответствующей территории. Например,
консолидированный бюджет России состоит
из федерального бюджета и консолидированных
бюджетов субъектов РФ. В свою очередь
консолидированный бюджет субъекта РФ
представляет собой бюджет этого субъекта
РФ и свод бюджетов муниципальных образований,
находящихся на его территории Консолидированные
бюджеты, не являясь уровневыми бюджетами,
служат для анализа и расчетов между вышестоящими
и нижестоящими бюджетами и играют большую
роль в межбюджетных отношениях.
В составе федерального и других бюджетов
в соответствии с законом могут быть образованы
за счет доходов целевого назначения или
иных поступлений целевые бюджетные фонды.
Средства целевого бюджетного фонда не
могут быть использованы на цели не соответствующие
назначению целевого бюджетного фонда.
В 2001 г. в федеральный бюджет был включен
только целевой бюджетный фонд Министерства
РФ по атомной энергии, а остальные фонды
были упразднены с 1 января 2001 г.
Большое значение для развития социальной
политики России имеют государственные
внебюджетные фонды. К государственным
внебюджетным фондам относятся денежные
фонды, которые образуются вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов РФ. Эти фонды
предназначены для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение
в случае безработицы, охрану здоровья
и медицинскую помощь. Расходы и доходы
государственных внебюджетных фондов
формируются в порядке, установленном
федеральными законами, либо в ином порядке,
предусмотренном ВК РФ (ст. 13 БК). К ним
относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального
страхования, фонды обязательного медицинского
страхования (федеральный и территориальные).
Вторым элементом, характеризующим бюджетное
устройство Российской Федерации, является
бюджетная классификация.
В БК РФ (гл. 4, ст. 18—27) бюджетная классификация
РФ определена как группировка доходов
и расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ, а также источников финансирования
дефицитов этих бюджетов, используемой
для составления и исполнения бюджетов
и обеспечивающей сопоставление показателей
бюджетов всех уровней (ст. 18).
Бюджетная классификация по доходам, а
также в большей части и по расходам является
единой для бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ и утверждается федеральным
законом. При этом БК РФ устанавливает,
что никакие федеральные законы, за исключением
специальных законов о бюджетной классификации,
не должны содержать положений, ее изменяющих.
Законодательные (представительные) органы
субъектов РФ и органы местного самоуправления
могут производить дальнейшую детализацию
объектов бюджетной классификации РФ
в части целевых статей и видов расходов,
«не нарушая общих принципов построения
и единства бюджетной классификации РФ
(ст. 27 БКРФ)».
Третьим элементам, характеризующим бюджетное
устройство РФ, являются принципы построения
бюджетной системы РФ. Эти принципы имеют
важное значение, так как обеспечивают
единообразие бюджетного правотворчества
и правоприменения на уровне РФ, субъектов
РФ и муниципальных образований.
Бюджетная система РФ основана на следующих
принципах (ст. 28—38БК.РФ.)
Принцип единства бюджетной системы РФ
(ст. 29 БК РФ) обеспечивается не только
единством правовой базы, единой денежной
системой, формами бюджетной документации,
единством принципов бюджетного процесса,
но также единой системой санкций за нарушение
бюджетного законодательства, единым
порядком финансирования расходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы РФ, ведения
бухгалтерского учета. Этот принцип дал
возможность применять на всех уровнях
бюджетной системы такие законодательные
акты, как Бюджетный кодекс РФ, Налоговый
кодекс РФ, Закон РФ «О бюджетной классификации
Российской Федерации», а также единую
систему бюджетного учета и т.д.
Тесно связаны между собой принципы разграничения
доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы и принцип самостоятельности
бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов
между уровнями бюджетной системы РФ означает
закрепление соответствующих видов доходов
(полностью или частично) и полномочий
по осуществлению расходов за органами
государственной власти РФ, субъектов
РФ и органами местного самоуправления.
Этот принцип нашел отражение в ст. 49—64,
84—87 БК РФ, установивших основы разграничения
доходов и расходов между федеральным
бюджетом, бюджетами субъектов РФ и бюджетами
муниципальных образований.
Принцип самостоятельности бюджетов означает
право законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти и органов местного самоуправления
на соответствующем уровне бюджетной
системы РФ самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс, т.е. в порядке, определенном
БК РФ, составлять, рассматривать, утверждать
и исполнять бюджет.
Кроме того, принцип самостоятельности
бюджетов подтверждают наличие собственных
источников доходов бюджетов каждого
уровня бюджетной системы, законодательное
закрепление регулирующих доходов бюджетов
и полномочий по формированию доходов
соответствующих бюджетов, а также право
органов государственной власти и органов
местного самоуправления самостоятельно
в соответствии с БК РФ определять направления
расходования средств соответствующих
бюджетов. Например, из федерального бюджета
финансируются расходы на содержание
пред ставительных и исполнительных органов
федерального уровня (Президент РФ, Федеральное
Собрание РФ, Правительство РФ и все федеральные
министерства, комитеты и т.д.).
Принцип самостоятельности означает также
право органов государственной власти
и органов местного самоуправления самостоятельно
определить источники финансирования
дефицитов соответствующих бюджетов,
недопустимость изъятия доходов, дополнительно
полученных в ходе исполнения законов
(решений) о бюджете, сумм превышения доходов
над расходами и сумм экономии по расходам
бюджета. Этот принцип означает недопустимость
компенсации за счет бюджетов других уровней
бюджетной системы потерь в доходах и
дополнительных расходов, возникших в
ходе исполнения законов (решений) о бюджете,
за исключением случаев, связанных с изменением
законодательства.
Принцип сбалансированности
бюджета (ст. 33) тесно связан с принципом
общего (совокупного) покрытия расходов
(ст. 35). Сбалансированность бюджета означает,
что объем предусмотренных бюджетом расходов
должен соответствовать суммарному объему
доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. При составлении,
утверждении и исполнении бюджета уполномоченные
органы должны исходить из необходимости
минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип общего (совокупного) покрытия
расходов означает, что все расходы бюджета
должны покрываться общей суммой доходов
бюджета и поступлений из источников финансирования
его дефицита. Доходы бюджета и поступления
из источников финансирования его дефицита
не могут быть увязаны с определенными
расходами бюджета, за исключением доходов
целевых бюджетных фондов, средств целевых
иностранных кредитов, а также в случае
централизации средств из бюджетов других
уровней бюджетной системы РФ. Этот принцип
имеет важное следствие, заключающееся
в том, что налоги как важнейший доходный
источник бюджета в принципе не могут
быть целевыми, т.е. предназначенными для
совершения определенного расхода.
Весьма важным для бюджетной системы является принцип достоверности бюджета (ст. 37 БК РФ). Он означает,
что расчет доходов и расходов бюджета
должен быть реален и основываться на
надежных показателях прогноза социально-экономического
развития соответствующей территории.
Самостоятельным принципом бюджетной
системы, характеризующим бюджетное устройство
РФ, является принцип эффективности и
экономности использования бюджетных
средств (ст. 34 БК РФ). Он означает, что «при
составлении и исполнении бюджетов уполномоченные
органы и получатели бюджетных средств
должны исходить из необходимости достижения
заданныx результатов с использованием
наименьшего объема средств ли достижения
наилучшего результата с использованием
определенного бюджетом объекта средств».
Важное значение в правоприменительной
практике имеет принцип адресности и целевого
характера бюджетных средств.
Он означает, что бюджетные средства выделяются
из обозначением направления их на финансирование
целей (ст. 38).
Утвержденный бюджет и отчет о его исполнении
должен быт опубликован в открытой печати.
Этого требует принцип гласности бюджета
(ст. 36 БК РФ). Кроме того, в соответствии
с этим принципом должна быть обеспечена
открытость для общества в средств массовой
информации процедур рассмотрения и принятия
решений по проектам бюджетов. Секретные
статьи могут утверждаться только в составе
федерального бюджета.
В силу важности бюджета в жизни страны
отношения, обеспечивающие его осуществление
и функционирование, регулируются правом.
Существует бюджетное право, которое в
системе финансового права всегда занимало
центральное место. Особое место бюджетного
права в системе финансового права обусловлено,
в конечном итоге, центральным местом
бюджета в финансовой системе России,
с которым взаимосвязаны все иные звенья
финансовой системы.
В финансовом праве бюджетное право представляет
такую группу правовых норм, на реализацию
которой направлены и от реализации которой
зависят нормы других финансово-правовых
институтов. Например, правовые нормы,
содержащиеся в НКРФ и регулирующие взимание
налогов и сборов, направлены, в конечном
итоге, на реализацию норм бюджетного
права, содержащихся в БК РФ и регулирующих
зачисление государственных (муниципальных)
доходов в бюджеты разных уровней бюджетной
системы РФ. В свою очередь, реализация
норм бюджетного права через исполнение
компетентными органами бюджетных законов
(решений) обеспечивает реализацию бюджетными
учреждений ми, прочими субъектами финансового
права норм, регулирующих государственные
расходы. Таким образом, бюджетное право
непосредственно фокусирует на себе два
основных института финансового права:
институт (раздел) государственных и муниципальных
доходов и институт государственных и
муниципальных расходов. Не менее наглядна
связь бюджетного права с другими финансово-правовыми
институтами: институтом государственного
и муниципального кредита, институтом
государственных внебюджетных фондов
и т.д.
В современных условиях финансовое право
окончательно сформировалось как подотрасль
финансового права. Это стало возможным
благодаря следующим причинам: во-первых,
бюджетное право всегда регулировало
очень широкий круг общественных отношений;
во-вторых, в современных условиях, в связи
с формированием в России принципиально
новой модели бюджетного федерализма,
отношения, составляющие предмет бюджетно-правового
регулирования, заметно актуализировались;
в-третьих, результатом развития бюджетно-правовых
отношений явилось принятие бюджетного
кодекса РФ — акта, унифицирована регулирующего
бюджетные отношения.
Бюджетное право как подотрасль финансового права имеет свой предмет регулирования. В науке финансового права утвердилось мнение, что предметом бюджетного права являются разнообразные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием денежных средств, составляющих государственные и местные бюджеты. Однако такое определение бюджетного права является слишком общим, недостаточно конкретным. Поэтому отношения, составляющие бюджетное право, нуждаются в уточнении. Для этого все отношения, составляющие предмет бюджетного права, разделяются на три группы:
1) отношения, возникающие
по поводу бюджетного
2) отношения, возникающие в связи с установлением
структуры доходов и расходов бюджетной
системы РФ и распределением их между
бюджетами разных уровней бюджетной системы;
3) отношения по поводу бюджетного процесса.
Таким образом, бюджетное
право представляет собой совокупность
правовых норм, регулирующих отношения
по поводу бюджетного устройства РФ, бюджетного
процесса, а также отношений, возникающие
в связи с установлением структуры доходов
и расходов и распределением их между
бюджетами разных уровней бюджетной системы
РФ.
Каждая группа отношений, составляющих
предмет бюджетного права, состоит из
более конкретных отношений.
В группу отношений, возникающих по поводу
бюджет устройства РФ, включаются в качестве
основных отношения возникающие между
различными субъектами бюджетного права
поводу формирования бюджетной системы
РФ, определения принципов, установления
классификации доходов и расходов бюджетов
и т.д.
В группу отношений, возникающих в связи
с установлением структуры доходов и расходов,
а также распределением их между бюджетами
разных уровней, включаются в качестве
основных: а) отношения по поводу установления
в законодательстве общей системы доходов
и расходов, закрепленной 3k бюджетами
каждого уровня бюджетной системы РФ,
и механизмов передачи бюджетных средств;
б) отношения по поводу установления в
законодательстве и правовых актах представительных
органов местного самоуправления конкретной
системы доходов и расходов, закрепленной
на соответствующий финансовый год за
бюджетами каждого уровня бюджетной системы.
В группу отношений, возникающих по поводу
бюджетного процесса, в качестве основных
включаются отношения между различными
субъектами бюджетного права по поводу:
а) составления проектов бюджетов; б) рассмотрения
и утверждения проектов бюджетов; в) исполнения
бюджетов; г) подготовки и утверждения
отчета об исполнении бюджета.
Составной частью всех вышеназванных
отношений являются бюджетно-контролъные
отношения. Они имеют место на различных
стадиях бюджетного процесса, возникают
по поводу различных вопросов бюджетной
деятельности, и их участниками являются
самые различные органы, указанные в ст.
265—272 БК РФ, отношения, составляющие предмет
бюджетного права, урегулированы правовыми
нормами, содержащимися в различных источниках.
Прежде всего это Конституция РФ, которая
определяет основные начала деятельности
государственных органов в бюджетной
сфере и, таким образом, содержит концентрированное
нормативное выражение бюджетно-правовых
начал. В ст. 104 Конституции РФ установлена
обязательность заключения Правительства
РФ по законопроектам об изменении финансовых
обязательств государства и другим законопроектам,
предусматривающим расходы покрываемые
за счет средств федерального бюджета;
в п. «а» ст. 106 — обязательность рассмотрения
в Совете Федерации принятых Государственной
Думой федеральных законов по вопросам
федерального бюджета; в п. «а» ч. 1 ст. 114
установлена обязанность Правительства
РФ разрабатывать и предъявлять Государственной
Думе бюджет, а также отчет об исполнении
федерального бюджета.
Специальным источником бюджетного права
является Бюджетный кодекс РФ, который
принят 17 июля 1998 г. и вступил в силу с 1
января 2000 г. Он регулирует всю систему
отношений, составляющих бюджетное право.
Источниками бюджетного права являются
федеральные законы и законы субъектов
РФ, которые регулируют бюджетные отношения
в развитие БК РФ. Среди них: Федеральный
закон «О бюджетной классификации Российской
Федерации», ежегодно принимаемый закон
о федеральном бюджете, а также аналогичные
законы субъектов РФ. Кроме того, источниками
бюджетного права являются законы субъектов
РФ, регулирующие общие вопросы бюджетного
права. Например, во многих субъектах РФ
во исполнение БК РФ приняты законы, регулирующие
бюджетный процесс в этих субъектах РФ.
Наконец, источниками бюджетного права
являются нормативные правовые акты представительных
органов местного самоуправления, регулирующие
бюджетные отношения.
В соответствии со ст. 2 БК РФ
вышеназванные нормативные
Бюджетно-правовые нормы могут содержаться
в указах Президента РФ, постановлениях
Правительства РФ, а также в актах федеральных,
региональных и местных органов исполнительной
власти. Среди последних особо заметное
место занимают приказы инструкции Министерства
финансов РФ.
В силу того, что отношения, составляющие
предмет бюджетного права весьма разнообразны
и урегулированы многообразными источниками
права, они объединяются в различные правовые
институты. Эти правовые институты замкнуты
в рамках бюджетного права как подотрасли
финансового права. Во-первых, в современных
условиях в бюджетном праве совершенно
явно выделяется правовой институт доходов
и расходов различных звеньев бюджетной
системы. Он объединяет нормы, регулирующие
структуру доходов и расходов бюджетов,
а также принципы и механизм их распределения
между бюджетами разных уровней бюджетной
системы. Во-вторых, бюджетное право содержит
правовой институт бюджетного процесса.
Он состоит из правовых норм, регулирующих
отношения по поводу составления, рассмотрения
и утверждения проектов бюджетов, исполнения
бюджетов а также подготовки, рассмотрения
и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Нормы бюджетного права, содержащиеся
в различных источниках права, весьма
разнообразны. Прежде всего, они подразделяются
на материальные и процессуальные нормы.
Материальные нормы закрепляют систему
доходов и расходов бюджетов компетенцию
субъектов бюджетного права и т.д. Процессуальные
нормы определяют порядок и сроки прохождения
бюджета в рамках бюджетного процесса
и т.д.
В последние годы, в связи с активным развитием
бюджетного права, появилась возможность
выделять не только регулятивные, но и
охранительные нормы бюджетного права.
Основная часть бюджетно-правовых норм
являются регулятивными. Они регулируют
позитивные общественные отношения в
финансовой сфере путем предоставления
участникам определенных прав и возложения
на них обязанностей. К охранительным
бюджетно-правовым нормам относятся те,
которые предусматривают применение мер
государственного принуждения за финансовые
правонарушения в бюджетной сфере. К их
числу относятся нормы, закрепленные в
ст. 290 и 291 БК РФ и предусматривающие применение
мер финансового принуждения за невозврат
либо несвоевременный возврат бюджетных
средств, полученных на возвратной основе,
а также неперечисление либо несвоевременное
перечисление процентов (платы) за пользование
бюджетными средствами, предоставленными
на возмездной основе.
Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"