Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:58, курсовая работа
Легализация денежных средств, приобретённых незаконным путём, называют «уникальным криминальным феноменом XXI века». Это связывают, во-первых, с тем фактом, что размеры этого явления превысили все возможные пределы; а, во-вторых, с развитием информационных технологий, банковских систем, глобализацией мировой экономики.
Введение……………………………………………………………. 3
Опасность и распространенность в России легализации
денежных средств и имущества, приобретенного
незаконным путем.………………………………………………… 4
Анализ состава преступления.
§ 1. Объективные признаки легализации (отмывания)
денежных средств или иного имущества,
приобретенных преступным путем……………………………... 13
§ 2. Субъективные признаки легализации (отмывания)
денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем………………………………………………... 25
Квалифицирующие обстоятельства и их характеристика……... 27
Отличие легализации денежных средств или имущества,
добытого незаконным путем от смежных преступлений
(незаконного предпринимательства, приобретения
и сбыта имущества, добытого преступным путем и др.)……… 29
Заключение………………………………………………………... 31
Задача……………………………………………
По данным 1997 г., российскими гражданами только на Кипре было создано около 4 тысяч предприятий, из которых лишь 40 внесены в реестр Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики России. Всего же, по оценкам специалистов Министерства экономики России, в оффшорных зонах создано около 60 тысяч предприятий с российским участием.
В третьей фазе деньги обретают легенду происхождения и могут инвестироваться в легальную экономику. Многие формы, используемые в третьей фазе, давно известны и применяются, в частности, для снижения уровня налогообложения.
Сделки с занижением цены. В качестве примера можно привести операцию с недвижимостью. Приобретается дом по заниженной цене. Разница с реальной ценой доплачивается "черными" деньгами. После этого "производится ремонт", и здание продается по более высокой цене. В результате образуется легальный доход. Аналогичные операции проводятся и с акциями по условиям рыночных цен.
Сделки с завышением цены. Распространены в биржевом обороте, в операциях с произведениями искусства, на аукционах. Вещи, стоимость которых можно определить лишь условно, оценочно, продаются по очень высокой цене. В результате образуется высокий реальный доход.
Трансферпрайсинг (Transferpricing). Распространен в экспортно-импортных операциях. Составляются два договора: реальный и фиктивный (с завышенной суммой сделки). По фиктивному договору деньги переводятся фирме-посреднику, как правило, зарегистрированной в оффшорной зоне. Разница между реальной и фиктивной ценой остается на счете этой фирмы в качестве дохода.
Отмывание через казино и лотереи. Деньги декларируются в качестве выигрыша.
Ссуды и уплата процентов. Деньги депонируются на счет зарубежной фирмы. После этого фирма дает ссуду или выступает гарантом по банковскому кредиту, являющемуся для получателя легальными деньгами.
Прямые инвестиции. Осуществляются в заключительной фазе с помощью "отмытых" денег.
Размещение средств зависит от их размера, профессиональных знаний преступников и их советников.
Развитые страны начали включаться в борьбу с отмыванием денег в начале 80-х гг. Выработка рекомендаций по борьбе с отмыванием денег была начата на международном уровне Комитетом по правилам и методам контроля за банковскими операциями ("Базельским комитетом"), в который входят представители центральных банков Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Швеции и Японии. В декабре 1988 г. Комитет принял декларацию "О предотвращении использования банковской системы в целях отмывания денег, полученных преступным путем".
В настоящее время создана правовая база для сотрудничества государств. На межгосударственном уровне отмывание доходов от незаконного оборота наркотиков признается преступлением в Венской конвенции ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" от 10 ноября 1988 г. (Россия участвует).
В 1989 г. государствами - членами "Большой семерки" была основана Группа международных финансовых действий (Greupe D'Action Finansiere International - GAFI). В настоящее время в GAFI входят все страны - члены ОЭСР, Гонконг, Сингапур и Совет сотрудничества стран Персидского залива. В 1990 г. GAFI опубликовал специальную программу по борьбе с "отмыванием" денег, состоящую из 40 рекомендаций. Рекомендации GAFI также приняты рядом стран, не являющихся членами группы.
Во многих экономически развитых странах приняты специальные законы, направленные на борьбу с легализацией преступных доходов. Как уже говорилось, в России также разработан и принят Государственной думой во втором чтении Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем". В проекте закона предусматривается создание определенной системы мер противодействия легализации незаконных доходов; устанавливается обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, регистрировать операции, совершаемые физическими лицами в наличной и безналичной форме на сумму, равную или превышающую 2000 минимальных размеров оплаты труда, а также операции юридических лиц, равные или превышающие 20 000 минимальных размеров оплаты труда; вводится понятие "операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю", информация о которых должна немедленно поступать в налоговые органы, а по операциям в иностранной валюте в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю. Приведенный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, по сути представляет набор индикаторов, указывающих на возможное отмывание денег. Он существенно облегчит правоохранительным органам выявление операций по отмыванию денег и разоблачение преступных групп, задействованных в этой сфере. Большое значение имеет глава IV, регулирующая вопросы международного сотрудничества, так как значительная часть операций по отмыванию денег носит международный характер. Предусматривается возможность обмена информацией как по запросу, так и без запроса между уполномоченными органами России и иностранных государств, оказание правовой помощи, выдача и транзитная перевозка выданных лиц. В соответствии с международными договорами в Российской Федерации может быть признано и исполнено вступившее в законную силу решение суда иностранного государства о конфискации доходов, полученных незаконным путем, или эквивалентного им имущества, находящихся на территории России.
Однако для России серьезной проблемой будет являться организационное построение системы информирования об операциях, подлежащих обязательному контролю.
В Германии, например, в каждом банке введена должность уполномоченного по борьбе с отмыванием денег. Уполномоченный является сотрудником банка и получает заработную плату за счет банка. В его задачи входят первичная проверка сообщений сотрудников банка, работающих с клиентами, о подозрительных операциях и при необходимости контакт с правоохранительными органами. Видимо, в ведомственных актах, развивающих положения российского закона, должен быть определен правовой статус сотрудников, полномочных сообщать об операциях, подлежащих обязательному контролю, их подчиненность и порядок оплаты. Если это будут сотрудники финансовых учреждений, то здесь налицо конфликт интересов. С одной стороны, финансовые учреждения обязаны соблюдать требования закона, с другой - возможность сообщения о проводимых операциях и внимание со стороны правоохранительных органов не слишком привлекательны для клиентов.
Было бы, наверное, целесообразным установление премиальной системы оплаты этих сотрудников. Премия могла бы выплачиваться в случае, если операция, о которой сообщил сотрудник финансового учреждения, при проверке оказалась связанной с легализацией незаконных доходов. Для развития международного сотрудничества необходимо расширение существующей системы межведомственных соглашений. Представляется также целесообразным присоединение к Конвенции Совета Европы "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" 1990 г.
3. Анализ состава преступления.
Родовым объектом преступлений, предусмотренных ст.174 и 174.1 УК, является сфера экономики, под которой понимается единый народно-хозяйственный комплекс.
В теории уголовного права существует несколько подходов к определению видового объекта преступлений в сфере экономической деятельности.
Так, одни авторы под видовым объектом экономических преступлений понимают общественные отношения по производству и созданию общественного продукта во всех формах собственности, строящиеся на принципах осуществления экономической деятельности, а именно на принципах свободы экономической деятельности, ее законности, добросовестной конкуренции, добропорядочности ее субъектов и запрета заведомо криминальных форм их поведения.
Другие ученые полагают, что видовой объект указанной группы преступлений - это охраняемая государством система общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности.
Наиболее обоснованной представляется
позиция, согласно которой видовым
объектом экономических преступлений
и, соответственно, преступлений, связанных
с легализацией преступных доходов,
является совокупность общественных отношений,
возникающих в целях
Кроме того, в юридической литературе возникают споры, касающиеся непосредственного объекта преступлений, предусмотренных ст.174 и 174.1 УК.
Некоторые криминалисты полагают, что в качестве такого объекта легализации преступных доходов, приобретенных преступным путем, выступают возникающие в обществе экономические отношения по поводу распределения материальных благ.
Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке (ст.2 ГК).
Иная экономическая
Обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных ст.174 и 174.1 УК, является предмет преступления, под которым понимаются денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем, то есть в результате совершения любого преступления, за исключением предусмотренных ст. 193, 194, 198-199.2 УК.
Как уже было указано, исключение для этих статей УК связано с необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с международным, в частности со ст.18 Страсбургской конвенции, предусматривающей правило, согласно которому в сотрудничестве и оказании правовой помощи может быть отказано, если правонарушение, в связи с которым сделан запрос, является налоговым.
Следует отметить, что согласно ст.174.1 УК в редакции ФЗ от 7 апреля 2010 года № 60-ФЗ предметом данного состава легализации являются денежные средства или иное имущество в крупном размере, то есть в сумме, превышающей шесть миллионов рублей (примечание к ст.174 УК).
В первоначальной редакции ст.174 УК содержалось указание на признак незаконности легализируемого дохода, что означало его получение не только в результате совершения преступлений, но и в результате иных правонарушений. Однако это вызывало серьезные трудности при определении предмета преступления, хотя более 70% практических работников относили к нему лишь доходы, полученные в результате преступной деятельности.
Кроме того, раньше речь шла не о денежных средствах и ином имуществе, приобретенных преступным путем, а о доходах. Однако данный термин следует признать неудачным. Во-первых, доход означает разницу между выручкой и расходами, включаемыми в себестоимость продукции, за исключением расходов на оплату труда. Во-вторых, неясно, что нужно понимать под "доходами" от правонарушений. Например, полученное незаконным путем имущество вкладывается в уставный капитал какого-либо легального предприятия, которое законно и вполне успешно осуществляет свою деятельность. Правонарушение, результатом которого стало незаконное приобретение имущества, было выявлено и раскрыто уже после регистрации и начала функционирования названного предприятия. С одной стороны, доходом от правонарушения следует считать только указанное имущество. С другой же стороны, это имущество послужило основой для получения дальнейшей выгоды, которая в конечном итоге не может быть признана безусловно законной.
Таким образом, формулировка предмета легализации как денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, является наиболее удачной и соответствующей международным правовым актам.
Под денежными средствами в ст.174 и 174.1 УК понимаются наличные и безналичные деньги в российской и иностранной валюте.
К валюте Российской Федерации относятся:
1) находящиеся в обращении, а
также изъятые или изымаемые
из обращения, но подлежащие
обмену рубли в виде
2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях РФ;
3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства, об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства (ст.1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Иностранная валюта - это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (ст.1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года "О валютном регулировании и валютном контроле").
Следует отметить, что гражданское законодательство деньги рассматривает в качестве одной из разновидностей вещей (ст.128 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу п.2 ст.130 ГК вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги, признаются движимым имуществом, не требующим государственной регистрации. В процессе введения денег в хозяйственный оборот (в том числе и в процессе их легализации), они неизбежно попадают в банки и там, не теряя своей ценности и платежеспособности, обезличиваются и переходят в безналичную (электронную) форму, используемую для дальнейших расчетов и перечислений на банковские счета.
Помимо денежных средств, предметом легализации может быть иное имущество, под которым следует понимать ценные бумаги, драгоценные камни и металлы, другое движимое и недвижимой имущество (автомобиль, земельный участок, строение).
Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст.174 и 174.1 УК, после изменений, внесенных ФЗ от 7 апреля 2010 года № 60-ФЗ, определяется одинаково и характеризуется действиями в виде совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенных преступным путем.