Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:25, курс лекций
1.Правоохранительные органы. Понятие, основные черты и задачи.
Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.
Правоохранительные
органы:
1.Правоохранительные органы. Понятие,
основные черты и задачи.
Признание и защита прав и свобод граждан
являются конституционной обязанностью
государства, всех его органов, учреждений
и организаций. Без такого всестороннего
подхода невозможна реализация этих прав
и свобод. В то же время, когда нарушение
прав и свобод граждан другими лицами
или государственными органами, учреждениями
и организациями связано с нарушением
конкретных правовых норм об ответственности
за преступления или иные правонарушения,
когда возникает необходимость пресечения
таких действий или восстановления нарушенных
прав, - эта обязанность возлагается на
правоохранительные органы.
В отечественной литературе меры борьбы
с преступностью и иными правонарушениями
было принято делить на общие и специальные.
К общим мерам противодействия преступности
и иным правонарушениям относились: повышение
благосостояния населения, рост его культурного
уровня, повышение образованности, иные
меры социального характера. К специальным
мерам относились те, которые прямо и непосредственно
воздействовали на преступность и иные
правонарушения. Они связаны с деятельностью
правоохранительных органов и иных организаций,
принимающих участие в контроле над преступностью.
Что касается специальных мер, а это в
основном деятельность правоохранительных
органов, то они, хотя и относились к мерам,
которые прямо влияют на преступность
и иные правонарушения, признавались не
главными, а иногда и второстепенными.
В этом, как теперь очевидно, просматривается
идеологический подход - стремление выдать
желаемое за действительное, соответствующее
идее ликвидации преступности и построения
нового общества.
В законодательстве и Указах Президента
РФ нет исчерпывающей формулировки понятия
"правоохранительные органы". От
понятия "правоохранительные органы"
необходимо отличать понятие "правоприменительные
органы", являющееся более широким.
Применять право - это значит действовать
на основании норм закона, без этого невозможна
жизнедеятельность граждан, государства
и современного общества. Право применяют
все юридические и физические лица. Но
о правоприменительных органах речь идет
лишь тогда, когда право применяют государственные
органы. К ним относятся все органы государства,
включая и правоохранительные. Иными словами,
правоохранительные органы - это только
часть правоприменительных.
Правоохранительные органы составляют
определенным образом обособленную по
признаку профессиональной деятельности
самостоятельную группу органов государства,
имеющих свои четко определенные задачи.
Эти задачи состоят либо в восстановлении
нарушенного права, например, в области
гражданских правоотношений, либо в наказании
правонарушителя, когда восстановить
нарушенное право невозможно (при совершении
некоторых преступлений, например, при
убийстве), либо в восстановлении нарушенного
права и наказании одновременно, когда
возможность восстановить нарушенное
право имеется, но правонарушитель заслуживает
еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные
органы защищают жизнь, здоровье, имущество
граждан, их собственность, собственность
государства, государственных, общественных
и частных организаций, защищают государство
и его институты, природу, животный мир
и т.д.
Деятельность правоохранительных органов
характеризуется специфическими чертами,
реализация которых призвана обеспечить
полноту, всесторонность и объективность
их выводов и решений. К таким чертам, в
частности, относятся:
- начало деятельности правоохранительных
органов в каждом случае должно иметь
повод: сообщение о происшествиях. В соответствии
и на основании п. 4 Приказа МВД РФ сообщение
о происшествии, в зависимости от его содержания
и формы поступления (обнаружения), подразделяется
на:
1. Сообщение о преступлениях.
2. Заявление о преступлении.
3. Явка с повинной.
4. Рапорт об обнаружении преступления,
составленный лицом, принявшим сообщение
о совершенном или готовящемся преступлении,
полученное из других источников . Во всех
иных случаях правоохранительные органы
не вправе вмешиваться в жизнь граждан,
в деятельность других органов государства,
государственных, общественных и частных
организаций;
- правоохранительные органы осуществляют
свою деятельность только на основании
закона и в соответствии с законом, а в
некоторых случаях - и в определенной процессуальной
форме. Любые произвольные действия недопустимы.
Нарушение требований закона, допущенное
в процессе правоохранительной деятельности,
может оказаться само по себе правонарушением,
влекущим дисциплинарную, административную
или уголовную ответственность;
- правоохранительную деятельность могут
осуществлять только лица, состоящие на
службе в правоохранительных органах,
имеющие специальную, чаще всего юридическую,
подготовку. Присвоение другими лицами
права осуществлять правоохранительную
деятельность является недопустимым и
при определенных условиях расценивается
как преступление;
- решения правоохранительных органов
во всех случаях являются мерами юридического
воздействия, основанными на законе и
соответствующими обстоятельствам совершения
действия (или бездействия), в связи с которыми
имело место вмешательство этих органов.
Нарушение такого требования влечет отмену
принятого решения, а иногда и ответственность
лица, его принявшего;
- законные и обоснованные решения, принятые
правоохранительными органами, подлежат
выполнению любыми должностными лицами
и гражданами. Невыполнение их влечет
для правонарушителей дополнительные
санкции;
- все связанные с преступлениями и иными
правонарушениями решения правоохранительных
органов, которые существенно влияют на
права и свободы граждан либо затрагивают
интересы государства, государственных,
общественных или частных организаций,
могут быть обжалованы в установленном
законом порядке. Воспрепятствование
осуществлению этого права является недопустимым
и при определенных обстоятельствах может
быть само по себе правонарушением.
С учетом сказанного можно определить
понятие того, что принято считать правоохранительной
деятельностью. Как видно по приведенным
признакам и их краткой характеристике,
к ней следовало бы относить такую государственную
деятельность, которая осуществляется
с целью охраны права специально уполномоченными
органами путем применения юридических
мер воздействия в строгом соответствии
с законом и при неуклонном соблюдении
установленного им порядка.
2.Предмет и система курса «Правоохранительные
органы и правоохранительная деятельность»
Сущность государства, его содержание
определяют функционирование всего государственного
аппарата, всех его органов, в том числе
правотворческих, правоприменительных,
не исключая и правоохранительные. Именно
государство устанавливает систему юридических
норм, регулирующих наиболее значимые
отношения между людьми. Государство создает
и систему специфических органов, призванных
охранять эти нормы от нарушения.
Правоохранительная функция проявляется в деятельности всего государственного аппарата, всех его органов. Эта функция является основным направлением деятельности правоохранительного органа. Именно на этой основе у конкретных должностных лиц и возникают соответствующие юридические обязанности. Она как бы “пронизывает” весь государственный механизм. Для одних государственных органов правоохранительная функция основная (правоохранительные органы), а для других - дополнительная, второстепенная.
Сущность государства и сущность права - взаимосвязанные категории. Поэтому от сущности государства во многом зависит сущность тех норм, которые устанавливаются государством, методы и способы правовой охраны общественных отношений и тот уровень свобод, который становится реальностью в конкретном государстве.
В демократически организованном государстве важное значение с точки зрения расширения прав и свобод личности приобретает проблема оптимального соотношения дозволений и запретов. Неправильно было бы сказать, что дозволение - это всегда добро, благо, а запрет - зло. Дозволение может быть использовано, скажем, для загрязнения промышленными отходами окружающей среды или для отправления в зарубежные страны топлива и обратного принятия для захоронения радиоактивных отходов. Назначение запретов также может быть различно. Их можно адресовать гражданам, а можно и чиновникам. Они могут быть направлены на защиту общественных и личных интересов, прав и свобод граждан, а могут, наоборот, создавать ненужные ограничения. Запрет - это грань, отделяющая свободу от произвола, от вмешательства в личную жизнь. И для того, чтобы эффективно охранять человека, его достоинство, права и свободы, нужно четко определить эту грань. Это непременное условие нормальной организации и нормального функционирования правоохранительной системы в правовом государстве.
Соотношение дозволения и запрета может выражаться в двух полярных принципах правового регулирования: 1. Все, что не запрещено, - дозволено; 2. Дозволено только то, что прямо разрешено законом.
Когда речь идет о принципе: “Все, что не запрещено, дозволено”, нельзя допускать какой бы то ни было правовой неопределенности. Лицо всегда должно точно знать, что дозволено, а что запрещено.
Не могут и не должны правоохранительные органы государства, например, тот же суд или следователь действовать иначе, как в соответствии с предписаниями закона. Их полномочия определяются принципом: “Дозволено только то, что разрешено законом”. При этом речь идет именно о законе, ведь они выполняют определенные государственные функции. Поэтому отступление от этого принципа чревато вторжениями в сферу охраняемых интересов, прав и свобод граждан.
Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация прав и свобод граждан. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановление нарушенных прав, эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.
В настоящее время среди правоведов нет единого мнения о том, какие органы относятся к правоохранительным. Чтобы понять суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных органов и организаций к числу правоохранительных, важно уяснить понятие правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков, отличающих ее от сходных видов деятельности:
-осуществляется только
с помощью применения
-реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;
-ее реализация возлагается
на специально создаваемые
С учетом сказанного правоохранительную
деятельность можно определить как регламентированную
правовыми актами государственную деятельность,
осуществляемую с целью охраны прав, свобод
и законных интересов личности, общества
и государства от противоправных посягательств
специально уполномоченными органами
путем применения регламентированных
законом мер юридического воздействия.
Содержание предмета курса “Правоохранительные
органы” в первую очередь включает сведения
о государственных органах, выполняющих
правоохранительную деятельность, а равно
некоторых негосударственных образованиях,
призванных содействовать такого рода
деятельности. Среди этих сведений центральное
место занимают те, которые дают представление
не только о правоохранительной деятельности
в целом, но и о конкретных ее направлениях,
а также о построении соответствующих
органов или организаций, их составе, структуре,
взаимосвязи и соподчиненности их подразделений,
а также об основных функциях, задачах
и полномочиях.
Базой курса являются юридические институты и нормы правовых актов разного уровня, разной правовой силы и значимости. В первую группу входят те из них, которые лишь в какой-то части посвящены правоохранительным органам. В их числе Конституция РФ, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др. Ко второй группе относятся законодательные акты, которые посвящены отдельным правоохранительным органам, например, Федеральные законы “О прокуратуре Российской Федерации”, “О милиции” и др.
С учетом этого дисциплину “Правоохранительные органы” можно определить как вводную дисциплину, в рамках которой изучаются основы организации, функции, задачи и компетенция государственных правоохранительных органов и негосударственных правоохранительных организаций, связанные с обеспечением безопасности личности, общества и государства от противоправных посягательств.
В рамках дисциплины также рассматриваются вопросы, связанные с организацией судебной власти в Российской Федерации, раскрывается понятие правосудия и его принципов, излагаются сведения о построении судебной системы, организации и полномочиях Конституционного Суда РФ, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов.
Система дисциплины охватывает
также темы, посвященные организационному
обеспечению деятельности судов и исполнения
судебных решения, прокурорскому надзору
и иным направлениям работы прокуратуры,
выявлению и расследованию преступлений,
оказанию юридической помощи, а вместе
с этим и построению органов и учреждений,
выполняющих эти правоохранительные функции.
3.Соотношение курса с
другими юридическими
Правоохранительные
органы" - юридическая дисциплина,
в рамках которой изучаются государственные
органы, осуществляющие правоохранительную
деятельность (а также некоторые негосударственные
образования), их организация, основные
направления деятельности и взаимодействие.
Содержание
дисциплины "Правоохранительные
органы" включает в себя следующие разделы:
основные понятия,
предмет и определение дисциплины "Правоохранительные
органы", законодательство о правоохранительных
органах; правосудие и его основные принципы;
судебная власть (в
т. ч. организация судебной системы РФ,
различные суды, формирование судейского
корпуса, Конституционный Суд РФ);
деятельность по обеспечению
функционирования судов и органы, ее осуществляющие;
прокуратура и прокурорский
надзор;
органы, осуществляющие
выявление и расследование преступлений;
органы, оказывающие
юридическую помощь, их организация и
функционирование.
"Правоохранительные
органы" - не юридическая
наука, а только учебная дисциплина, которая
призвана дать студентам начальные знания
в сфере правоохранительной деятельности,
которые затем расширяются и конкретизируются
во многих других учебных дисциплинах.
Поэтому дисциплина "Правоохранительные
органы" тесно связана с другими юридическими
науками и дисциплинами.
^ Конституционное
право изучает роль судебной
системы, органов прокуратуры, органов
исполнительной власти в системе органов
государственной власти, их задачи, порядок
формирования высших судебных органов
и т. п.
^ Административное
право изучает принципы организации
и функционирования органов исполнительной
власти, к которым относятся, в частности,
затрагиваемые в дисциплине "Правоохранительные
органы" органы Министерства юстиции
РФ, Министерства внутренних дел РФ и т.
п.
Дисциплина "Правоохранительные
органы" плотно соприкасается с наукой
уголовного процесса, которая изучает
порядок выявления, расследования преступлений,
изобличения и наказания виновных лиц,
в т.ч. порядок проведения дознания, предварительного
расследования, судопроизводство по уголовным
делам, процедуру взаимодействия различных
органов, осуществляющих уголовное преследование,
между собой и с судом.
Дисциплина
"Прокурорский надзор" значительно расширяет
и конкретизирует сведения о правоохранительной
деятельности прокуратуры, которые дает
дисциплина "Правоохранительные органы".
Правоохранительная
деятельность - это деятельность
государства в лице его специально уполномоченных
органов по обеспечению законности, правопорядка,
охране прав и законных интересов общества,
государства, общественных и иных объединений
граждан, защите прав и свобод человека
и гражданина, борьбе с преступлениями
и другими правонарушениями, которая осуществляется
в установленном законом порядке посредством
применения в строгом соответствии с законом
мер юридического воздействия (в т. ч. мер
государственного принуждения).
Признаки правоохранительной
деятельности:
•правоохранительная
деятельность осуществляется только специально
уполномоченными государственными органами,
в отношении которых законодательством
установлен жесткий порядок комплектования,
организации и функционирования;
•направлена на защиту
права, личности, общества и государства
от преступных и иных посягательств;
•правоохранительная
деятельность осуществляется строго в
порядке, установленном законом. При принятии
решения о применении или неприменении
каких-либо правоохранительных мер компетентный
орган (должностное лицо) обязан соблюдать
определенные правила, предусмотренные
для соответствующего случая законом,
правила уголовного или гражданского
судопроизводства, правила ведения дознания
и предварительного расследования и т.
п.;
•правоохранительная
деятельность осуществляется только посредством
применения мер государственного принуждения
или наложения взысканий, применения мер
юридического воздействия;
•применение мер юридического
воздействия должно строго соответствовать
закону, который определяет как основания
применения указанных мер, так и конкретные
меры, которые могут быть применены в конкретном
случае.
Целью является защита права
от нарушений, выявление, пресечение и
предупреждение правонарушений, применение
к правонарушителям мер принуждения.
Функции правоохранительных
органов - это основные направления их
деятельности. Функции, присущие правоохранительному
органу, определяют его организацию, структуру
и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные
функции: конституционный контроль, осуществление
правосудия, расследование преступлений,
исполнение судебных решений, оперативно-розыскная
деятельность, административная деятельность,
прокурорский надзор.
Задачи правоохранительной
деятельности: охрана личности, её прав
и свобод; охрана общества, его материальных
и духовных ценностей; охрана государства,
его конституционного строя, суверенитета
и государственной целостности.