Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:25, курс лекций
1.Правоохранительные органы. Понятие, основные черты и задачи.
Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.
Все перечисленные меры и другие меры подобного рода не менее важны для обеспечения законности и правопорядка, чем борьба с преступностью или т. н. несанкционированными массовыми "мероприятиями". Такие меры и есть в значительной степени то, что принято называть охраной права с помощью юридических средств. Их совокупность — неотъемлемый компонент правоохранительной деятельности.
Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, в целом пока что в законодательном порядке четко не решен.
Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной степени решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГПК, УПК и некоторые другие. На основании анализа этих законов вполне допустим вывод о том, что задачи правоохранительной деятельности целесообразно подразделять на две группы: задачи общие, характерные для всех ее направлений, а также задачи конкретные, специфические для отдельных направлений.
Для определения общих задач, пожалуй, больше всего подходит го, что сказано в ст. 1 Закона о безопасности, где подчеркнуто, в частности, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, в том числе правоохранительных, являются: "личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность".
Это положение и следовало бы считать основным ориентиром при раскрытии содержания общих задач правоохранительной деятельности. Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которые должны охраняться. Охрана именно этих ценностей и составляет суть, основное содержание общих задач.
Как будет видно ниже, для конкретных видов правоохранительных органов и реализации возложенных на них полномочий законодательство предусматривает свои, специфические задачи: для Конституционного Суда РФ — одни, для судов общей юрисдикции — другие, для арбитражных судов — третьи, для прокуратуры — четвертые, для милиции — пятые и т. д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности.
5.Основные
направление
Особое место в системе правоохранительныхорганов занимаютконституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.
Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.
В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи – суды субъектов РФ. При Верховном Суде рФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.
Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.
Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.
Выявление и расследование преступлений – особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи – выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.
Правовое обеспечение и правовая помощь – составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов – оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.
Негосударственная правоохранительная деятельностьреализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.
6.Общая характеристика и виды правоохранительных
органов.
Для выполнения направлений
(функций) правоохранительной деятельности
существуют конкретные органы, которые
именуются правоохранительными.
Вопрос о круге правоохранительных органов
в законодательном порядке прямо и однозначно
не урегулирован, равно как не решен и
вопрос о понятии правоохранительной
деятельности. Последнее обстоятельство
в значительной мере предопределяет заметное
многообразие подходов к определению
круга государственных или негосударственных
органов, называемых правоохранительными.
Правоохранительными органами считаются
только те, которые:
Такому разнобою в значительной мере способствуют — наряду с отсутствием четкой законодательной регламентации — т.н. ведомственные интересы, а нередко и непрофессиональное словоупотребление, исходящее от средств массовой информации (и не только от них).
От понятия «правоохранительные органы» необходимо отличать понятие «правоприменительные органы», являющееся более широким. Применять право- это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о правоприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правоприменительных.
Задачи правоохранительных органов
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи:
Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:
С учетом определения правоохранительной деятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам можно относить:
Перечисленные органы (учреждения, должностные лица):
В силу этого их нередко именуют правоохранительными органами государства или государственными правоохранительными органами.
Такая функция правоохранительной
деятельности как оказание юридической
помощиосуществляется, как правило,
негосударственными организациями либо
обладающими соответствующими полномочиями
(лицензиями) частными лицами-профессионалами.
В этой сфере призваны действовать, как
правило, адвокатура, нотариат и некоторые другие структуры.
Их можно называть правоохранительными
органами лишь с большой долей условности
— с оговоркой, что они ни в коей мере не
входят в структуру государственных органов
и при принятии решений, связанных с оказанием
юридической помощи (в том числе защиты
по уголовным делам), должны действовать
независимо, отстаивая с использованием
всех дозволенных средств законные интересы
тех, кто обращается к ним с различного
рода просьбами, в том числе с просьбами
об обжаловании действий и решений государственных
учреждений и должностных лиц.
Соответствующие негосударственные организации
и частнопрактикующие профессионалы вносят
существенный вклад в надлежащую реализацию
государственной функции — правоохранительной
деятельности.
В особом пояснении нуждается вопрос об отнесении к числу правоохранительных тех из названныхгосударственных органов и соответствующих должностных лиц, которые уполномочены выявлять преступления и расследовать их. Таких органов и должностных лиц насчитывается почти два десятка. К ним относятся: