Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:25, курс лекций
1.Правоохранительные органы. Понятие, основные черты и задачи.
Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.
В соответствии с действующими законодательными предписаниями и сложившимися в российской юридической доктрине установками правовые акты о правоохранительных органах, как и акты по всем другим вопросам, образуют четкую иерархическую структуру.
Место конкретного акта в этой структуре определяется:
Иерархия правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению:
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. В ней решены узловые вопросы государственной и общественной жизни, в том числе организации и деятельности правоохранительных органов. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Все другие правовые акты должны точно соответствовать конституционным предписаниям. Отменяется и изменяется Конституция с соблюдением особой процедуры. В этом — одна из гарантий ее относительной стабильности.
Немного ниже в иерархической
структуре правовых актов находятся законы. Согласно Конституции РФ различаются
федеральные законы, в том числе конституционные
(их издание осуществляется в силу прямого
предписания Конституции РФ и по вопросам,
указанным в ней), и законодательство субъектов
РФ, включая их конституции и уставы. Федеральные
законы, принятые по предметам ведения
Российской Федерации, имеют, как и Конституция
РФ, прямое действие на всей территории
Российской Федерации.
Требование, в соответствии с которым
федеральные законы имеют прямое действие
на всей территории Российской Федерации
и подлежат неуклонному исполнению, не
относится к числу соблюдаемых безусловно
и во что бы то ни стало. Например, при наличии
достаточных оснований некоторые такие
законы, как и все другие, полностью или
частично могут быть признаны Конституционным
Судом РФ противоречащими Конституции
РФ, в силу чего они применяться не должны.
Но такого рода “истории” с федеральными
законами случаются не так уж часто. В
общей своей массе они являются обязательными
для всех и на всей территории страны.
Допускается неисполнение федерального
закона правоохранительными органами
и в ряде других случаев, например, когда
они сталкиваются с явным противоречием
одного такого закона другому и им разрешено
выбирать, какой из них следует применить.
Именно в федеральных законах и решается
большинство вопросов организации и основ
деятельности правоохранительных органов,
которым доверяется, как отмечалось выше,
осуществление весьма ответственных функций,
связанных с охраной законности и правопорядка,
защитой прав и законных интересов граждан.
Пределы полномочий законодательных органов
субъектов РФ в регламентации вопросов,
связанных с организацией и деятельностью
правоохранительных органов, — значительно
уже. Они ограничены компетенцией субъектов
в данной сфере. К примеру, им даны полномочия
издавать свои законы, регламентирующие
некоторые стороны организации и основ
деятельности конституционных (уставных)
судов и мировых судей, дополняющие и развивающие
основы законодательства о нотариате,
об адвокатской деятельности и адвокатуре,
а также устанавливающие ответственность
за административные правонарушения,
в том числе подведомственные судам.
С относительно недавних пор, как отмечено
выше, начали приобретать новое звучание
общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской
Федерации. Раньше соответствующие положения
становились обязательными к исполнению
после того, как их переносили в действующие
в стране законы. Непосредственно они
не применялись. Теперь, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, им предоставлено преимущество
перед российскими законами. А это значит,
что если при разбирательстве дела, скажем,
в суде обнаружится противоречие между
законом и международным соглашением
Российской Федерации, то решение должно
выноситься, как правило, в соответствии
с последним, а не в соответствии с действующим
законом.
Следующая ступень в иерархической “пирамиде” правовых актов отведена указам и распоряжениям Президента РФ. Содержание этих актов в общих чертах ограничивается Конституцией РФ и другими федеральными законами. Чаще всего они касаются тех правоохранительных органов, которые входят в состав исполнительной власти и подчинены непосредственно Президенту РФ. Указом могут быть утверждены положение о каком-то органе или его структура, возложены на него дополнительные полномочия либо какие-то из них сняты. К указам такого рода относятся, к примеру, Указ от 18 июля 1996 г. № 1039, утвердивший Положение о Министерстве внутренних дел РФ; Указ от 6 июля 1998 г. № 806, утвердивший Положение о Федеральной службе безопасности РФ; Указ от 2 августа 1999 г. № 954, утвердивший Положение о Министерстве юстиции РФ; Указ от 21 мая 2003 г. № 547, откорректировавший структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ; упомянутые выше Указ от 6 июня 2003 г. № 624, утвердивший Положение о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и Указ от 9 марта 2004 г. № 314, существенно изменивший наименование и пределы полномочий многих федеральных органовисполнительной власти, в том числе тех, которые активно участвуют в правоохранительной деятельности..
Несколько более низкую ступень занимают постановления и распоряжения Правительства РФ. Эти акты не могут противоречить ни Конституции, ни законам, ни указам и распоряжениям Президента РФ. Правительство вправе регламентировать только те вопросы, которые отнесены к его компетенции актами более высокого уровня. Оно обычно уточняет и дополняет то, что сказано в законах и президентских указах. Правительство РФ, как и Президент РФ, тоже может утверждать положения и иные акты, регламентирующие построение и функции органов, участвующих в правоохранительной деятельности. Так, постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 288 утверждено Примерное положение об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним — органе, входящем в состав Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ; постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 925 утверждены структура криминальной милиции и Положение о создании, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции.
Все большее значение для регламентации деятельности правоохранительных органов в последние годы приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Этот суд не наделен правом издавать какие-то нормативные акты, обязательные к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами. Но принимаемые им решения могут повлечь за собой полное или частичное прекращение действия такого акта, если он противоречит Конституции РФ. Естественно, подобное решение может коснуться акта, регулирующего правоохранительную деятельность или организацию осуществляющих ее органов.
Большое практическое значение имеют разъяснения, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ по вопросам судебной практики. Оформляются эти разъяснения, как правило, постановлениями пленумов названных судов. Постановления первого из них обязательны к исполнению не только гражданскими и военными судами общей юрисдикции, но и всеми организациями и их должностными лицами, применяющими закон, по которому дано разъяснение, а второго — всеми арбитражными судами. Некоторые из таких постановлений имеют отношение к решению организационных вопросов.
К регламентации организации и деятельности правоохранительных органов могут иметь отношение и акты министерств и ведомств (ведомственные акты). Издаются они руководителями соответствующего уровня. Главное их свойство — они обязательно должны согласовываться с предписаниями законов, президентских и правительственных актов. Называться они могут по-разному: приказами, инструкциями, указаниями, положениями и т.д. По ряду вопросов ведомственные акты утверждаются одновременно несколькими руководителями правоохранительных и других органов.
Для изучения законодательства и иных правовых актов не последнее значение имеет знание источников их официального опубликования. Правильное применение любого нормативного акта требует того, чтобы органы и должностные лица имели возможность руководствоваться точным, не устаревшим и не искаженным текстом соответствующего акта. Опыт показывает, что при их публикации не всегда обеспечиваются такие свойства. Чтобы преодолеть это, государство берет на себя “хлопоты” по официальному опубликованию законов и иных правовых актов.
8.Действие законов о правоохранительных
органах во времени.
В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут
применяться зако- ны, а также любые иные
нормативные правовые акты, затрагиваю-
щие права, свободы, обязанности человека
и гражданина, если они не опубликованы
официально для всеобщего сведения. В
соответст- вии с указанным конституционным
положением правоохранитель- ный орган
не вправе основывать свое решение на
неопубликованных нормативных актах,
затрагивающих права, свободы, обязанности
че- ловека и гражданина27. Порядок официального
опубликования феде- ральных нормативных
правовых актов определен Федеральным
за- коном «О порядке опубликования и вступления
в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Феде-
рального Собрания» и Указом Президента
РФ от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования
и вступления в силу федеральных законов».
Федеральные конституционные законы,
федеральные законы подлежат официальному
опубликованию в течение семи дней после
дня их подписания Президентом РФ. Официальным
опубликованием федерального конституцион-
ного закона, федерального закона считается
первая публикация его полного текста
в «Парламентской газете», «Российской
газете» или «Собрании законодательства
Российской Федерации». Тексты феде- ральных
законов, распространяемые в машиночитаемом
виде науч- но-техническим центром правовой
информации «Система», также являются
официальными. Федеральные конституционные
законы, федеральные законы вступают в
силу одновременно на всей территории
Российской Фе- дерации по истечении десяти
дней после дня их официального опуб- ликования,
если самими законами или актами палат
не установлен другой порядок вступления
их в силу. Действие закона прекращает-
ся в двух случаях, когда: а) вступил в силу
новый закон, который фактически исключает
действие прежнего; б) закон отменен.
9.Понятие правосудия и его отличительные
признаки.
Правосудие в РФ представляет
собой один из основных видов деятельности
государства, в ходе которого осуществляется
защита нарушенных прав граждан, юридических
лиц или государства. Оно составляет основу
деятельности судов на территории России
и при осуществлении правосудия обеспечивается
определенная стабилизация и даже сдерживание
незаконных действий представителей органов
законодательной и исполнительной власти.
Вместе с тем в учебном курсе "Правоохранительные
органы в РФ" основной упор делается
на организационную сторону осуществления
правосудия, а именно – судоустройство
в России. Поэтому правосудие в данной
дисциплине рассматривается "сквозь
призму" организации и функционирования
судебной системы, как одна из основных
функций, осуществляемых судами и судьями,
учитывая, что подробнее в дальнейшем
виды судопроизводств будут изучаться
в самостоятельных учебных дисциплинах:
"Уголовный процесс", "Гражданский
процесс", "Арбитражное судопроизводство",
"Кон-
ституционное судопроизводство".
Правосудие – это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путем рассмотрения в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров, обеспеченный возможным применением на основе закона государственного принуждения для установления или восстановления нарушенных прав, наказания правонарушителей и защиты законных интересов граждан, юридических лиц и государства.
Признаки правосудия
1. Правосудие –
это особый вид
2. Правосудием является
только деятельность суда. Это
означает, что органы предварительного
расследования, органы прокуратуры,
иные государственные органы, кроме
судов, могут принимать участие
в осуществлении правосудия, способствовать
деятельности судов, но не могут
сами осуществлять правосудие. Вот
почему в ст. 49 Конституции РФ
установлена презумпция
3. К судам, как
к органам, имеющим право осуществлять
правосудие, относятся только те,
которые перечислены в
4. Вместе с тем
не всякая деятельность суда
является правосудием. Например, в
силу своего должностного
5. Правосудие осуществляется
в определенной процессуальной
форме. Процессуальная форма (процедура,
порядок) деятельности суда зависит
от характера правового спора
и может быть предусмотрена
Гражданско-процессуальным
6. При осуществлении
правосудия могут применяться
достаточно серьезные виды
25 МРОТ), должностным лицом (до 50 МРОТ) или
организацией. В последнем случае штраф
может достигнуть 1000 минимальных размеров
оплаты труда. Кроме того, неуважение к
суду и воспрепятствование осуществлению
правосудия могут рассматриваться как
уголовные преступления (ст.ст. 294 и 297 УК
РФ). В ряде случаев до принятия судом решения
им могут быть применены обеспечительные
меры, направленные на обеспечение иска
или имущественных интересов заявителя,
в том числе: может быть наложен арест
на имущество ответчика, ответчику может
быть запрещено совершать определенные
действия, касающиеся предмета спора (например,
продавать, отдавать в залог и пр.), на ответчика
может быть возложена обязанность совершения
определенных действий в целях предотвращения
порчи спорного имущества, спорное имущество
может быть передано на хранение истцу
или иным лицам и т.д.