Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:44, дипломная работа
Целью настоящего и исследования является изучение личности современного преступника, выработка понятия и типологии личности современного преступника, исследование криминологических характеристик лиц, совершивших преступления, выделение новых криминологических черт личности современного преступника, разработка общих и индивидуальных мер предупреждения преступности.
5. Об условиях жизни, работы и ближайшем окружения (характеристика членов семьи, сложившихся семейно-бытовых отношений, жилищные условия, месторасположение работы и морально-психологический климат в трудовом коллективе, материальная обеспеченность, круг общения в сфере досуга, кто в ближайшем окружении пользуется авторитетом, оказывает негативное либо позитивное влияние и т.п.).
Помимо упоминавшихся источников информации
(уголовные дела и др.) для изучения личности
правонарушителей, подвергающихся индивидуально-
При необходимости запрашиваются сведения с места работы и жительства, проводятся беседы с членами семьи правонарушителя, родственниками, соседями, сослуживцами.
Оценка условий формирования, свойств и проявлений личности преступника в их совокупности служит основой для прогнозирования индивидуального преступного поведения. Так же, как и при прогнозировании преступности, данный вид криминологического предвидения имеет вероятностный характер. Результатом индивидуального прогноза является предположение о той или иной степени вероятности совершения преступления конкретным лицом. Прогнозы индивидуального преступного поведения помогают определить круг лиц, в отношении которых требуется принятие мер предупреждения преступлений. Иными словами, с их помощью определяются криминологические основания для данного вида деятельности, ее направленность и содержание. Причем это касается лишь мер предупреждения, связанных с воспитательными воздействиями, оказанием социальной помощи и т.п. Какие-либо правовые ограничения, принудительные действия на основании одних лишь индивидуальных криминологических прогнозов осуществляться, разумеется, не могут.
Наряду с простейшими
интуитивными прогнозами предпринимаются
попытки предвидения
Более надежные результаты удается получить при определении степени вероятности путь ранее судимых лиц; прогноз первичного преступного поведения намного сложнее и не столь точен.
При прогнозировании
преступного поведения
В целом проблема прогнозирования
индивидуального преступного
К фундаментальным методам изучения личности относятся опрос и наблюдение, промежуточной формой является психологическое тестирование (сочетающее в себе элементы первого и второго).
Опрос — получение информации на задаваемые вопросы. Опрос может быть устным (беседа, интервью) и письменным (анкетирование). Вариантом устного опроса является допрос.
В ходе изучения личности целесообразно опросить как само изучаемое лицо, так и тех, кто может располагать о нем какой-либо информацией.
Вопросы задаются как о личностных качествах (взглядах, убеждениях, привычках), так и о причинах их образования («Как случилось, что у Вас возникла привычка к спиртному (наркотикам)?», «Почему Вы так считаете?» или «Откуда такое мнение?»).
В ходе опроса следует учитывать мотивы действий опрашиваемых. Далеко не все заинтересованы говорить правду о себе или о других, особенно если это негативная, порочащая или изобличающая информация. Искусство исследователя заключается в том, чтобы найти лиц, заинтересованных в предоставлении полной и объективной информации, а также в умении нейтрализовать у опрашиваемых мотивы сокрытия истины.
Информация, полученная в результате опроса, должна критически оцениваться, сопоставляться с данными, полученными из других источников. Она может анализироваться с точки зрения ее непротиворечивости и логической правильности. Целесообразно проверить, имел ли возможность человек лично наблюдать то, о чем рассказывает. В отдельных случаях проверить информацию позволяет сопоставление с объективными фактами (рассказ об избиении подтверждается наличием шрамов, о хищении — наличием похищенного, об убийстве — указанием места захоронения трупа либо представлением орудий убийства).
Наблюдение — визуальное либо слуховое восприятие деятельности личности. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. При непосредственном исследователь лично наблюдает за проявлениями личности. К таким проявлениям относятся поступки, манера поведения, высказывания, внешность (одежда, прическа, татуировки, шрамы).
При опосредованном наблюдении исследователь изучает данные наблюдения, проведенного другими лицами. Методом опосредованного наблюдения может быть опрос, изучение документов (характеристик, личных дел, медицинских свидетельств, аттестатов об образовании, документов, фиксирующих поощрения и взыскания, справок о приводах в милицию или о судимости, уголовных дел и т. п.), изучение фото-, кино- и видеопродукции, анализ записных книжек и дневниковых записей (как самой изучаемой личности, так и его родителей или педагогов).
Психологическое тестирование — изучение личности с помощью тестов. Тест (от английского test — проба, испытание) — задание, в ходе выполнения которого проявляются личностные качества изучаемого. Задания могут быть самыми различными: ответить на вопросы, истолковать, на что похоже пятно, нарисовать что-либо, придумать рассказ или завершить начатый рассказ (предложение), проделать какие-либо действия. Одним из первых психологических тестов считается тест Кеттела, составленный Дж. Кеттелом в 1890 году из 50 заданий. Наиболее популярными являются тесты Бинэ-Симона (изучение коэффициента интеллектуальности), Роршаха (толкование пятен). Инте-LpecHbm тест, состоящий из пословиц и поговорок, составил B.C. Аванесов (по тому, какие поговорки человек считает правильными, выявляется его характер и убеждения). Достаточно интересную информацию позволяет получить тестирование с помощью незавершенных рассказов и предложений. Суть этого теста в том, что формулируются условия, в которых оказался человек. А испытуемому предлагается придумать, как поведет себя человек в этих условиях. При этом он обычно проецирует свои установки (в аналогичной ситуации он, вероятно, повел бы себя так же)'. Надежность и практическую ценность тестирования иногда ставят под сомнение. Однако в отдельных случаях тестирование позволяет получить весьма ценную и интересную информацию, которая может быть отправной точкой более детального изучения личности.
Глава 2. Направленность личности и анализ мер по предупреждению преступного поведения
2.1.Роль мировоззрения в формировании преступного поведения
Особую роль в формировании генезиса преступного поведения играет мировоззренческая позиция, без которой невозможна правильная ориентация в "нормативной среде", как и в социальной среде в целом.
Мировоззрение представляет собой систему взглядов, убеждений человека, определяющих, если так можно выразиться, его моральный, идейно-нравственный облик. Структуру мировоззренческой основы личности составляют ее философские, социально-экономические, нравственные, правовые, эстетические взгляды. При этом мировоззрение не просто как система взглядов на жизнь, на свое место в обществе, на происходящие события, но и осмысление своей системы ценностей30. Мировоззренческая позиция, как и система ценностей усваивается человеком в различных социальных группах и во многом зависит от адаптированности личности к образу жизни, привычкам и требованиям этих групп. Искаженное миропонимание, которое существенно расходится с мировоззрением и моралью общества, ведет к образованию у человека потенциальных причин, под влиянием которых субъект избирает неправомерный способ удовлетворения своих потребностей31.
Мировоззрение человека
проявляется через его
В зависимости от потребностей, интересов, сформированных установок и системы мировоззрения (взглядов, идеалов, убеждений) можно выделить шесть основных типов направленности личности.
1. Интернализаторско-
2. Интернализаторско-девиантная
3. Идентификаторско-
4. Идентификаторско-девиантная
5. Податливо-конформистская
6. Податливо-девиантная
Таким образом, в соответствии с данной концепцией о порождающей функции направленности в формировании мотива вполне можно сделать вывод о существовании криминального мотива, под которым следует понимать "продукт мотивации, то есть, психической деятельности, конечной целью которой является формирование оснований асоциальной активности человека и побуждения к достижению выбранной криминальной цели"34.
В фундамент такого подхода легла концепция мотива как сложного интегрального психологического образования, разработанная А.Е. Ситниковым и А.В. Ермолиным, которые рассматривают следующие стадии формирования мотива:
1-я стадия - принятие человеком
стимула, формирование
2-я стадия - поисковая активность (внутренняя и внешняя) связанная с перебором возможных средств удовлетворения потребности в данных обстоятельствах. Вторая стадия связана со склонностями, интересами, уровнем притязаний, с учетом знаний, умений и качеств, с идеалами, убеждениями, установками и ценностями;
3 стадия - выбор конкретной цели
и формирование намерения ее
достичь. Третья стадия
Деформация направленности может выражаться в нарушении выбора действия на стадии его инициации при принятии решения преступником. Это происходит при чрезмерном доминировании побуждений, и приводит к сужению выбора возможных целей. При этом, действия преступником расцениваются как единственно возможные.
К примеру, Ф.С. Сафуанов, рассматривая психологию криминальной агрессии, связывает такое поведение со следующими ограничениями:
а) ограничение выбора промежуточных целей. Промежуточные действия и операции, сообразные конечной цели, с психологической точки зрения нейтральны к уголовно-правовой их оценке, они могут включать как социально приемлемые, так и криминально-агрессивные поступки. Взаимодействие ситуативных и личностных факторов может обусловливать невозможность выбора правомерных способов реализации цели.
б) затруднения при необходимости изменения уже реализуемого действия или полного отказа от действия - при изменении объективного содержания ситуации. Динамика ситуации меняет смысл действия преступника и требует коррекции. Но психическое состояние преступника, обусловливающее игнорирование внешних изменений, может препятствовать нормальному контролю и коррекции своего агрессивного поведения36.