Личность преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:44, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего и исследования является изучение личности современного преступника, выработка понятия и типологии личности современного преступника, исследование криминологических характеристик лиц, совершивших преступления, выделение новых криминологических черт личности современного преступника, разработка общих и индивидуальных мер предупреждения преступности.

Файлы: 1 файл

диплом Копышоова М..doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно  сделать ряд выводов.

Под личностью преступника  следует понимать вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определенного, указанного в уголовном законе возраста, а также комплекс присущих ему внешних и внутренних качеств, предопределивших его преступное поведение.

В свою очередь, преступник - это, во-первых, лицо, обладающее свободой выбора поведения, и, во-вторых, совершающее этот выбор из своих личных, частных интересов, сознательно принимающее отрицательное (порочное, опасное, порицаемое) решение. Именно поэтому в статус общеправового принципа возведена неотвратимость наказания за совершенное преступление, так как главная цель наказания - в максимальной степени повлиять на сознание человека таким образом, чтобы впредь он принимал исключительно правильные решения, воздерживался от совершения преступления.

При изучении личности преступника одну из центральных ролей играет процесс формирования мотива. Формированию мотива соответствует целая совокупность компонентов: потребностный блок, блок "внутренних фильтров", целевой блок. В перечень компонентов, образующих структуру мотива конкретного криминального поступка включены все компоненты направленности. Они являются основными детерминантами мотивационной структуры личности преступника, а их деформация определяет его преступное поведение37.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Предупреждение преступности, понятие и виды

 

На сегодняшний день предупреждение преступности – главное  направление деятельности государства  и общества в борьбе с этим социальным  негативным явлением. Если уголовное наказание оказывает влияние на преступность посредством воздействия на личность преступника, то меры предупреждения направлены на устранение или нейтрализацию причин и условий, порождающих преступность. Поэтому предупредительная деятельность по своему содержанию, масштабам мероприятий и количеству субъектов, участвующих в ней, значительно шире и богаче, чем практика применения уголовного наказания.

Политика в области  предупреждения преступности должна быть основана на определенных принципах. Являясь  особым видом деятельности в области  социального управления, профилактика, как правило, не связана с причинением конкретным лицам лишений и правоограничений. Она направлена на совершенствование общественных отношений, в недрах которых коренятся   причины   преступности.  В этом  смысле предупреждение отвечает принципам гуманизма и рациональности.

П.П. Осипов включает в  систему профилактики преступности криминологическое предупреждение, уголовно-судебную борьбу и исправительно-трудовое воздействие на осужденных. По схеме, предложенной А.Г. Лекарем, система предупреждения включает такие направления, как профилактика (выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению), предупреждение (установление лиц, намеривающихся совершить преступление, и принятие  к ним мер), пресечение (выявление лиц, уже готовящихся совершить преступление, и принятие к ним мер).  

Предупреждение преступности реализуется в функционировании единой, всеохватывающей системы  профилактики преступлений, имеющей  различные объекты воздействия; разные уровни, на которых оно осуществляется; субъекты- реализаторы возможностей системы; соответствующие возможностям формы, методы, технология профилактической работы, основанные на использовании как специально-криминологических, так и общесоциальных мер.

Иными словами, профилактика преступлений – это организованная и управляемая деятельность, а точнее – проявление системы в сочетании мер общесоциального и специально-криминологического характера, первые из которых создают основу для применения вторых.

Профилактика преступлений, как компонент входит в более масштабную профилактику, обозначаемую в теории термином «социальная профилактика». Ее важнейшая задача состоит в том, чтобы «не допустить правонарушающее  (или преступное) поведение».

Очевидно, что эффективность  профилактики преступлений находится в прямой зависимости от использования максимума возможностей, которыми располагают общество и государство, а последние не ограничиваются лишь областью специально направляемых на решение данной задачи усилий. Справедливо отмечается, что «при всем значении административных и правовых мер, решающая роль в преодолении антиобщественных явлений принадлежит социальной профилактике, устранению тех конкретных экономических и социальных фактов, которые, так или иначе, поддерживают существование нравственных аномалий».

Исходя из этого, социальную профилактику часто называют общесоциальной, имея в виду, что «к общесоциальной профилактике следует отнести широкую  область экономических, политических, идеологических, культурных, бытовых  и иных мероприятий, направленных на осуществление задачи устранения причин и условий преступлений»3. То есть происходит косвенное влияние социальной профилактики на криминогенную среду4.

В конечном итоге эффективность  профилактики преступлений (как деятельности специальной) зависит от уровня, достигнутого и в области профилактирования  того, что предшествует преступному  поведению – моральных, нравственных отклонений.

Второй компонент социальной профилактики – правовая профилактика, направляемая на недопущение различных  правонарушений, включает административно-правовую, гражданско-правовую и иные виды профилактики, в том числе – и криминологическую (профилактику преступного поведения), представляющую специально-криминологический уровень предупреждения преступности. Криминологическая профилактика преступлений – это деятельность, специально направленная на недопущение преступлений. Она включает уголовно-правовую и специальную криминологическую профилактику.

Уголовно-правовая профилактика – это система мер предупреждения преступлений, опирающаяся на возможности  частной и общей превенции, основанная на применении или угрозе применения уголовного наказания, реализуемых в связи и по поводу совершения или подготовки преступлений. Специфика уголовно-правовой профилактики в том, что она чаще всего следует «за преступлением», направлена на недопущение рецидива или повторного совершения преступления. Объекты уголовно-правовой профилактики – лица, совершившие преступление или покушавшиеся на него, включая и осужденных, а также – адресаты общей превенции.

В технологическом плане  система уголовно-правовой профилактики реализует свои возможности в  функционировании систем, обеспечивающих поэтапное прохождение объектов профилактического воздействия. Это  система обнаружения и расследования  преступлений или система оперативно-розыскной и следственной профилактики. Ее субъекты – аппараты и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность и расследование и, соответственно, использующие в этих целях оперативно-розыскные, криминалистические и уголовно-процессуальные возможности.

На данном этапе профилактический эффект обеспечивается за счет выявления  преступлений и лиц, их совершивших (а также и намеривающихся совершить), и применения к ним мер пресечения или иных нейтрализующих, исключающих  продолжение ими преступной деятельности. На втором этапе работает система уголовно-судебной профилактики. Ее субъекты – суды, а их профилактический инструментарий – уголовный и уголовно-процессуальный законы. На третьем этапе профилактика осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы.   На заключительном этапе функционирует система административно-контрольной профилактики, субъекты которой – органы, осуществляющие административный надзор, надзор и профилактическую  работу в отношении лиц, отбывших наказание и др.

Мероприятия, составляющие криминологическую профилактику, в  той их части, в какой они осуществляются правоохранительными органами и  общественными организациями, специально направленными на решение профилактических задач, составляет специальную профилактику1. В рамках специальной профилактики осуществляется оперативно-розыскная и оперативная охранительная профилактика.

Предупреждение преступности рассматривается,  во-первых, как важное средство социального регулирования общественных отношений; во-вторых, как взаимодействие мер социально-экономического, организационно-правового и воспитательного порядка; в-третьих, как сочетание различных уровней предупреждения преступности, воплощенных в деятельности неординарных субъектов.

Таким образом, предупреждение преступности – это деятельность государства и общества, направленная против преступности с целью удержания  ее на минимально возможном уровне посредством воздействия на причины  и условия, ее порождающие.

Предупреждение преступности представляет собой систему, которая  включает   объекты профилактики; ее основные уровни и формы; меры предупредительного воздействия; субъектов, осуществляющих эту работу.3

К объектам предупреждения преступности, в том числе и  насильственных действий сексуального характера, относятся процессы и  явления различного порядка. К их числу относятся, прежде всего, экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, которые обуславливают состояние и динамику преступности. Степень связи с преступностью вышеперечисленных факторов может быть различной. Познание ее с помощью криминологического анализа определяет масштабы профилактической деятельности и ее эффективность. Во-вторых, к числу объектов следует отнести деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть самым различным: профессиональный, административно-управленческий, технологический и т.п. И, в-третьих, к объектам профилактической деятельности можно отнести личность преступника, понимаемую как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.

По своему конкретному содержанию меры предупреждения классифицируются на экономические, социальные, идеологические, технические, организационные и правовые. Экономические меры предупреждения преступности направлены на нейтрализацию криминогенных последствий функционирования экономической сферы и проявляют свое значение как на макроуровне (например, оздоровление экономики страны в целом; экономическая защита наименее обеспеченных слоев населения посредством введения научно  обоснованного прожиточного минимума), так и на микроуровне (например, льготы и помощь конкретным лицам, находящимся в критической ситуации). 

Социальные меры профилактики призваны оказывать позитивное воздействие  на различные социальные институты (семья, коллективы, общественные организации  и т.д.) Так значительный профилактический потенциал содержат меры, способствующие созданию культа семьи, развитию общественных основ местного самоуправления и т.д.

Идеологические меры профилактики призваны: формировать  у членов общества морально-нравственное сознание на базе общечеловеческих ценностей; ограничивать негативное влияние на поведение людей стандартов масс-культуры посредством дифференцированного ее потребления (например, показ фильмов эротического содержания по государственным и частным каналам в позднее вечернее время); исправлять нравственные деформации у лиц с правонарушающим поведением с помощью индивидуально-воспитательной работы (психолого-педагогические и право-ограничительные меры)

К техническим мерам  профилактики относятся различные  технологии, правила, средства и приспособления, препятствующие причинению общественно опасных последствий в процессе социальной деятельности людей, а также совершению преступлений и иных правонарушений (например, средства охранной сигнализации, запирающие устройства и т.п.)

Организационные меры предупреждения преступности призваны содействовать  нейтрализации или минимизации  криминогенных последствий от непрофессиональной организационно- управленческой деятельности. Например, меры по совершенствованию процессов управляемой миграции населения страны; по отработке действенного и материально-обеспеченного механизма социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы; по формированию правильных критериев эффективности деятельности правоохранительных органов, которые не стимулировали бы «игры со статистикой» на грани уголовных преступлений (укрытие преступлений от учета, завышение процента раскрываемости преступлений) и т.д.

Субъекты предупреждения преступлений подразделяются на три  основные группы. Первая группа включает в себя субъекты общесоциальной профилактики, к которым относятся федеральные, региональные и местные органы власти и управления, а также общественные формирования, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи (министерства, органы местного управления, партии, профсоюзы, церковь и др.).

Во вторую группу входят субъекты специальной криминологической  профилактики, а именно:

1) государственные органы, выполняющие правоохранительные функции (МВД, прокуратура, суд и др.);

В этой группе особое место занимают органы внутренних дел, поскольку их оперативные аппараты имеют возможность осуществлять оперативно-розыскную профилактику, обеспеченную необходимой осведомительной информацией, полученной из специальных, в том числе конфендициальных источников.

2) государственно-общественные органы, выполняющие правоохранительные функции (комиссии по делам несовершеннолетних  местных администраций и др.);

3) частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач (частные охранные предприятия   и др.)

Третья группа объединяет субъектов, осуществляющих индивидуальную профилактику. К ним относятся  сотрудники государственных правоохранительных органов (например, участковый инспектор, инспектор отдела по предупреждению правонарушений несовершеннолетних); отдельные граждане (например, общественные воспитатели, внештатные сотрудники милиции).

Конечно, такое распределение  субъектов в некоторой степени  условно, так как отдельные аспекты  индивидуальной, специальной криминологической  и общесоциальной профилактики имеются в деятельности субъектов каждой из вышеуказанных групп. Кроме того, все перечисленные субъекты находятся во взаимодействии друг с другом.

Информация о работе Личность преступника