Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:44, дипломная работа
Целью настоящего и исследования является изучение личности современного преступника, выработка понятия и типологии личности современного преступника, исследование криминологических характеристик лиц, совершивших преступления, выделение новых криминологических черт личности современного преступника, разработка общих и индивидуальных мер предупреждения преступности.
Все вышеперечисленные моменты также относятся к предупреждению половых преступлений, в том числе насильственных действий сексуального характера, которое занимает одно из важных направлений в деятельности правоохранительных органов и их оперативных аппаратов. Оно достигается путем выявления причин и условий, способствующих совершению этих преступлений, а также разработки и осуществления мер по их устранению.
Профилактика преступлений признается эффективной в тех случаях, когда с ее помощью – при минимально возможной затрате сил и средств и в наиболее короткие сроки – как можно более полно устраняются причины и условия совершения преступлений, а также обеспечивается правомерное поведение склонных к преступлениям лиц.
Эффективность профилактики зависит, во-первых, от правильности выбора целей, качественного осуществления необходимого объема профилактической деятельности (мер профилактики), создания необходимых условий для осуществления этой деятельности, а во-вторых, от нахождения правильного соотношения между целями, деятельностью и условиями, ее обеспечивающими.
В практическом плане это означает, что эффективное осуществление профилактики возможно лишь на основе обеспечения ее необходимыми условиями, а создание таких условий возможно лишь при определенности целей профилактики и содержания необходимой для их достижения деятельности. Следовательно, проблема создания необходимых и достаточных условий эффективности профилактики и на практике и в теории может ставиться и решаться только после установления целей, объема и содержания подлежащей выполнению профилактической работы.
Например, определенное влияние на совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, в том числе и насильственных действий сексуального характера, оказывают: неэффективность профилактических мероприятий, проводимых по линии уголовного розыска и других служб милиции; имеющиеся недостатки в деятельности органов внутренних дел, связанные с перевоспитанием осужденных, а также фактами несвоевременного раскрытия этих и других преступлений
Не разоблаченные преступники, уверовав в безнаказанность, нередко совершают повторные преступления и переходят от совершения менее опасных к более тяжких.
Так Л. совершил 5 изнасилований с последующим убийством своих жертв. В ходе расследования было установлено, что до этого он совершил насильственные действия сексуального характера в отношении трех девочек и шести мальчиков.
Следовательно, необходимо улучшать профилактическую работу, в образовательных учреждениях, постоянно разъясняя детям правила поведения на улице и других местах; на родительских собраниях воспитатели и преподаватели должны указывать на недопустимость вышеперечисленных обстоятельств, которые могут привести к совершению насильственных действий сексуального характера и других половых преступлений в отношении детей.
Необходимо уделять должное внимание этому вопросу в средствах массовой информации, в том числе на телевидении. На наш взгляд, должны создаваться специальные телевизионные программы, в которых работники системы образования, сотрудники органов внутренних дел и других, государственных учреждений будут проводить разъяснительную работу не только среди детей, но и с взрослыми.
Специфика и трудность предупреждения насильственных действий сексуального характера обуславливается также тем, что причины половых преступлений носят, как правило, сугубо интимный характер, большая часть из них не охватывается сознанием субъекта и плохо контролируется им. Они связаны с тончайшими переживаниями, порой имеющими бытийную значимость, с межличностными отношениями, внутренние содержание и смысл которых далеко не всегда очевиден.
Поэтому первостепенное значение приобретают максимальное внимание к человеку. Понимание сложностей и противоречивости его субъективного мира, расширение возможностей реализации личностных потребностей и интересов (например, самоутверждение), в различных сферах жизнедеятельности человека, оказание психологической, психотерапевтической помощи в сочетании с повышением эффективности воспитательной работы.
В каждом дошкольном или учебном учреждении необходимо наличие психолога, который еще на раннем этапе развития личности может выявить какие-либо психические, сексуальные отклонения, что позволит вовремя принять необходимые меры. Необходима разработка специальных методик и программ по обучению воспитателей и педагогов приемам и способам полового воспитания, как в дошкольных, так и в учебных заведениях, которая позволит правильно строить работу по привитию подрастающему поколению морально-этических основ.
Вообще проблема профилактики
общественно опасных
Что касается женской преступности то, комплекс мер, направленных на предупреждение женской преступности, должен иметь определенную специфику, отличаться от общей системы профилактических мер, поскольку и объект воздействия – женская преступность – весьма специфичен. Эти меры могут не иметь непосредственно криминологической направленности, не преследовать напрямую цели борьбы с преступностью, однако косвенно они должны отражаться и на процессах, происходящих в преступной среде. Я полностью солидарна с Ю.М. Антоняком, утверждающим, что нельзя надеяться на снижение уровня преступности, если не будут решены вопросы снабжения населения необходимыми товарами и услугами, если не будет значительно улучшена воспитательная работа и не снижена социальная напряженность в обществе. Как раз эти обстоятельства, вызывающие преступность в целом и отдельные преступления, особенно болезненно сказываются на женщинах, которые более эмоционально реагируют на них. Нельзя забывать и о социальной защищенности женщин, их неравноправном, несмотря на все декларации, положении в обществе по сравнению с мужчинами. В большинстве случаев, тяжкие насильственные преступления (убийства, причинение вреда здоровью, хулиганство и т.д.) женщинами совершаются в основном в семейно-бытовой среде. Так, подтверждением криминогенного значения совместного проживания членов семьи, в которой сложилась острая конфликтная ситуация, могут служить результаты специальных исследований, посвященных этой проблеме, по данным которых, около 70% супружеских пар, в которых были совершены насильственные посягательства на личность одного из супругов, продолжали совместную жизнь, несмотря на сложившуюся конфликтную ситуацию, причем четверть из них не прекратили совместного проживания после юридического оформления развода. Кроме того, практика показывает, что между фактическим разрывом отношений и обращением в суд, а тем более рассмотрением иска по существу, проходит довольно длительное время – от нескольких месяцев до нескольких лет, в течение которого, как правило, и совершаются преступления. В таких случаях налицо типичные последствия действия длительной психотравмирующей ситуации. Аффективные действия женщин в этих условиях весьма распространены. На практике возникает много тактических, психологических и правовых трудностей – от проникновения в квартиру, где происходит скандал, до принятия мер к правонарушителю и обеспечения дальнейшей безопасности жертвы. Правоохранительные органы не любят иметь дело с семейными скандалистами, в частности, из-за переменчивости их настроения: то просят привлечь супруга к ответственности, то требуют оставить его в покое. Совершаемым женщинами или с их участием преступлениям, как правило, присущ особый психологический «фон», особая психологическая характеристика, основанная, в том числе на физиологических и анатомических особенностях женского организма. На основе анализа данных, характеризующих личность женщин-алкоголичек и наркоманок, закономерен следующий вывод о том, что определенное сходство их жизненных установок, поведения, отношения к окружающим, обществу и т.д., предопределяет и сходство задач при осуществлении профилактики алкоголизма и наркомании среди женщин. Это становится очевидным на примере рассмотрения комплекса условий, который, по моему мнению, сопровождает формирование личности наркоманок и алкоголичек. К нему относятся: усвоенные с детства традиции ближайшего социального окружения, обусловленные пристрастием к наркотикам и алкоголю; формирование установок и ценностей, не противоречащих приему наркотиков и алкоголя, а равно – неизменно сопутствующих этому других форм антиобщественного поведения; воспитание, толкающее девушку в уличную кампанию (неформальную группу), повышающее вероятность встречи с алкоголем и наркотиками; социальная зависимость, включающая моду, подражание, стремление сохранить групповое членство либо отношение (в т.ч. интимного характера) с партнерами по группировке; формирование ценностных ориентаций, направленных на получение новых впечатлений под влиянием алкоголя и наркотиков, что в итоге ведет к установлению стойкой физиологической зависимости от их употребления. Женщин-алкоголичек значительно больше, чем женщин-наркоманок. Соответственно этому складывается их влияние на состояние женской преступности. Женщины-наркоманки в основном совершают преступления, связанные с потреблением и незаконным оборотом наркотических средств, а также имущественные преступления, ради приобретения этих средств. Разработка проблем исправления и перевоспитания, как одного из ключевых направлений профилактики в отношении осужденных женщин, в местах лишения свободы представляет немалую сложность в силу специфики самого объекта воздействия. При этом необходимо учитывать, что, во-первых, динамика женской преступности характеризуется не только (и не столько) увеличением объема, но в большей степени – расширением круга преступлений, совершаемых женщинами за счет включения в него деяний, которые до недавнего времени считались типичными только для мужчин. Профилактика женской преступности, особенно в плане предупреждения повторных преступлений, связана с совершенствованием практики исполнения наказания, отвечающей принципам максимальной его индивидуализации. Очевидно, что оценка негативных факторов криминогенного характера, влияющих на женскую преступность, неразрывно связана с анализом факторов различного порядка, детерминирующих преступность вообще. Поэтому, переходя к рассмотрению особенностей профилактики женского преступного профессионализма, прежде всего следует отметить, что они находятся в одной плоскости с общей политикой борьбы с преступностью и женской, в частности, а также тесно связаны с мерами предупреждения криминального профессионализма. Отмеченными выше особенностями отнюдь не ограничивается подход к совершенствованию профилактики женской преступности, следовательно, важны следующие принципиальные направления, совершенствование которых послужит основой для подъема на качественно новый уровень системы мер предупреждения современной женской преступности и позволит осуществить эффективную борьбу с этим явлением, не только усилиями правоохранительных органов, но прежде всего – посредством целенаправленной деятельности государства, основанной на четко разработанной программной политике.
А что касается несовершеннолетних, то система профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних в течение последних лет функционировала достаточно успешно, несмотря на трудности переходного периода. Однако существуют объективные причины снижения профилактического воздействия и борьбы с подростковой преступностью.Это связано с:
Система профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних в современных условиях должна учитывать имеющийся положительный опыт и вместе с тем новые требования общества.
Профилактика преступности должна включать обязательные компоненты:
Такая характеристика системы профилактики преступности и Преступлений несовершеннолетних в некоторой степени расходится с ее реальной картиной, но фиксирует оптимальную модель, на реализацию которой должны направляться усилия науки и практики. Именно в этом заключается функция криминологии по научному обеспечению борьбы с преступностью. И именно невостребованность многих научных рекомендаций, а не их отсутствие в значительной степени объясняет трудности борьбы с преступностью несовершеннолетних.
Общесоциальный уровень профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних можно определить как комплекс крупномасштабных мероприятий, улучшающих возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга (в том числе в рамках определенного контингента, территории ит. д.). Цель таких мероприятий —ориентация на устранение, нейтрализацию тех недостатков в общей системе социального воспитания, условиях жизни несовершеннолетних, которые наиболее часто продуцируют преступления и способствуют им в среде подрастающего поколения.
Кроме того, они являются в определенном смысле базой для специальной профилактики, расширяя ее возможности. Например, мероприятия по социальной помощи семьям с низкой педагогической культурой и недостаточным материальным уровнем; мероприятия социальной защиты и помощи детям и подросткам из так называемых групп риска. К этому же уровню относится организация педагогического и правового всеобуча, имеющего прямые выходы на целенаправленную профилактику.
Участники (субъекты) профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних:
Обеспечение эффективного участия семьи в профилактике правонарушений связано с целенаправленной помощью семьям, воспитывающим детей в условиях ниже прожиточного минимума, при отсутствии одного из родителей, болезни или продолжительного отсутствия родителей по характеру работы; защитой семей от материальных и моральных последствий безработицы родителей или вынужденной смены места работы.
Семья должна осознавать себя (и это одна из главных задач педагогического и правового всеобуча) полноправным субъектом взаимодействия с государственными и общественными институтами социального воспитания, субъектом контроля за их деятельностью.
Непосредственно профилактическую направленность имеют (хотя и не сводятся к ней, а являются более социально масштабными) положения законодательства об образовании. Речь идет о контроле за исключением учащихся и другими случаями досрочного ухода из образовательного учреждения; о специальных коррекционных учреждениях для лечения, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в обществе детей и подростков с отклонениями в развитии, а также с правонарушающим или иным устойчивым антиобщественным поведением.
Очень важными направлениями (хотя и частными) профилактической деятельности образовательных учреждений являются комплексные меры, предупреждающие развитие жестокости у детей и подростков или устранение ее начальных проявлений; аналогичные меры профилактики развития корысти, эгоцентризма, вызывающего пренебрежительное отношение к общественным нормам поведения.
Деятельность органов, способствующих трудоустройству подростков, не продолжающих учебы, и их трудовой адаптации также имеет профилактическое значение. В современных условиях особенно важно обеспечить сохранение приоритета в приеме на работу подростков, особого порядка их увольнения (исключения из образовательных учреждений); сохранение специальных должностных лиц по работе с подростками на предприятии, а также материального и морального поощрения наставничества. Необходимо сохранить в документах, определяющих перспективы социального развития трудового коллектива, разделов, посвященных адаптации несовершеннолетних и молодых рабочих и служащих, профилактику криминогенных влияний и правонарушений в их среде.
На общесоциальном и специальном уровнях в систему участников профилактики входят учреждения, организующие досуг несовершеннолетних с выделением специальных задач в отношении детей и подростков из неблагополучных семей, других групп риска. В настоящее время наиболее актуальны мероприятия, которые должны приостановить сокращение сети клубных (культурно-воспитательных, спортивных) учреждений для несовершеннолетних и молодежи.
С учетом того, что места формирования группировок и банд несовершеннолетних по месту жительства — это микрорайоны с особо низким уровнем культуры и возможностей досуга молодежи, перечисленные выше мероприятия еще более актуализируются в качестве социальной основы профилактики.