Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 11:31, реферат
Зарождению международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам способствовали динамика и структура преступности как в отдельных странах, так и во всем мире. Ее быстрый и неудержимый рост вызвал к жизни задачу объединения усилий целого ряда стран в борьбе с преступностью, не имеющей государственных границ. На зарождение международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам повлиял и объективный процесс сближения законодательств различных стран. Примером этого может служить объединение уголовно-правовых норм во времена действия законов Хаммурапи и мозаического права раздробленной Европы средних веков.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ПРОБЛЕМАМ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ
НАКАЗАНИЙ
§ 1. Зарождение международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам
Зарождению международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам способствовали динамика и структура преступности как в отдельных странах, так и во всем мире. Ее быстрый и неудержимый рост вызвал к жизни задачу объединения усилий целого ряда стран в борьбе с преступностью, не имеющей государственных границ. На зарождение международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам повлиял и объективный процесс сближения законодательств различных стран. Примером этого может служить объединение уголовно-правовых норм во времена действия законов Хаммурапи и мозаического права раздробленной Европы средних веков.
Первоначально на международный уровень выносилось обсуждение общих вопросов уголовного законодательства, а затем стали сообща обсуждаться проблемы судебной процедуры, пенитенциарного права, работы органов, исполняющих наказания. Уголовное, уголовно-процессуальное и пенитенциарное право постепенно приобретали интернациональные черты. На сближение государств в области исполнения наказаний и обращения с преступниками определенное влияние оказали кодекс Наполеона и каноническое право, возникновение пенитенциариев, филадельфийской (пенсильванской), оборнской тюремных систем и появление прогрессивной системы А. Мэконочи, В. Крофтона.
Международному сотрудничеству по пенитенциарным проблемам способствовало также стремление некоторых государств заимствовать у других наиболее удачные формы воздействия на преступников. Считалось, что тюремные меры повышают эффективность борьбы с преступностью (это мнение особенно укрепилось после возникновения в конце XVIII в. пенсильванской и оборнской тюремных систем). В начале XIX в. тюремный вопрос был самым модным в литературе и законодательных собраниях. Передовые ученые того времени выступали за реформу тюремной системы усилиями интернационального сообщества.
Первый международный тюремный конгресс состоялся в 1846 г. во Франкфурте (Германия), второй - в 1847 г. в Брюсселе (Бельгия). На нем было принято решение о ежегодном созыве таких конгрессов. Для их подготовки и проведения в Париже был создан центральный комитет действия. Однако в связи с революционными событиями во Франции очередной конгресс был созван только в 1857 г. во Франкфурте. Этим завершается первая серия тюремных конгрессов, которые получили название благотворительных поскольку проходили в связи с частной инициативой представителей прогрессивной интеллигенции, преследовавшей благотворительные цели.
Теоретической основой всех обсуждаемых на этих конгрессах вопросов были политические идеи либерализма, преобладавшие в то время. Центральным пунктом был вопрос об одиночной системе заключения, которая рекомендовалась для всех случаев и признавалась безусловно полезной.
Причиной созыва тюремных конгрессов второй серии послужила деятельность Нью-Йоркского тюремного общества, которое было создано для изучения тюремного дела в Соединенных Штатах и образования единообразной тюремной системы. Эта организация обратилась во все цивилизованные страны мира с просьбой описать тюрьмы и условия содержания в них заключенных. В России тюремные учреждения описал граф В.А. Соллогуб, бывший в то время председателем комиссии по преобразованию тюрем. Он же обосновал идею о целесообразности созыва международных тюремных конгрессов, первый из которых состоялся в Лондоне в 1872 г. На нем присутствовало 310 человек, в том числе около ста официальных представителей от 22 государств. Этот период характеризовался тем, что была поколеблена вера в приоритет системы одиночного заключения, а ученые и прогрессивно настроенная общественность видели суть вопроса в том, перевоспитывают ли тюрьмы содержащихся в них людей.
В последующие годы прошли конгрессы в Стокгольме (1878), Риме (1885), Петербурге (1890), Париже (1895), Брюсселе (1900), Будапеште (1905), Вашингтоне (1910), Лондоне (1925), Праге (1930),
Берлине (1936), Гааге (1950). Всего состоялось двенадцать тюремных конгрессов второй серии. В отличие от предыдущих они организовывались правительствами отдельных государств, а не по частной инициативе. Их подготовкой и созывом занимались специально созданные для этой цели органы. Первым таким органом была комиссия официальных представителей государств, избранная на конгрессе в 1872 г. В последующем она была переименована в Международную уголовную и пенитенциарную комиссию, однако сохранила прежние функции и просуществовала в таком виде до 1950 г.
Международные тюремные конгрессы второй серии основное внимание уделяли изучению пенитенциарного законодательства и тюремной практики. На этих конгрессах пенитенциарная деятельность рассматривалась с позиции решения вопроса предупреждения и искоренения преступности в целом, а такой подход предполагал обсуждение проблем уголовного права, борьбы с преступностью несовершеннолетних, патроната, общественной благотворительности. На основе обобщения опыта различных государств в области исполнения наказаний они принимали резолюции, которые носили рекомендательный характер и представляли собой авторитетное мнение специалистов, основанное на международном опыте борьбы с преступностью.
Конгрессы второй серии не ограничивались обсуждением только пенитенциарных проблем. Самый большой круг вопросов по этим проблемам обсуждался в Лондоне (1872). Все же последующие конгрессы освещали проблемы, прямо не связанные с тюрьмоведением, но имеющие значение для совершенствования уголовного законодательства, разработки мер предупреждения преступности.
При оценке деятельности конгрессов рассматриваемого периода необходимо учитывать обстоятельства социально-политического характера, которые иногда выступали тормозом в реализации их решений. Тем не менее принимаемые ими резолюции сыграли положительную роль в развитии пенитенциарной науки стран-участниц и улучшении тюремной практики.
$ 2. Конгрессы ООН по
Третий (новый) этап международной деятельности по борьбе с преступностью начинается после создания Организации Объединенных Наций (1945). На этом этапе качественно изменился характер рассматриваемых вопросов. Начиная с 1955 г. конгрессы проводятся один раз в пять лет под эгидой ООН для разработки проблем предупреждения преступности и обращения с правонарушителями. По сути дела эти конгрессы являются специализированными конференциями ООН. Правовую основу их деятельности определяют резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и Социального Совета. Всего за истекший период проведено десять таких конгрессов. В их работе стали принимать участие правительственные организации, представители специализированных учреждений ООН и международных организаций.
Конгрессы ООН обычно заканчиваются принятием итогового документа — доклада по рассматриваемым проблемам. Доклад конгресса, его решения и резолюции носят рекомендательный характер, но они имеют большое значение для налаживания более тесного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью, обращения с правонарушителями и способствуют обмену опытом между пенитенциарными учреждениями разных стран.
I конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями состоялся в августе—сентябре 1955 г. в Женеве. В его повестку было включено обсуждение пяти вопросов: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными; открытые исправительные учреждения; пенитенциарный труд; набор, обучение и статус тюремного персонала; предупреждение преступности несовершеннолетних.
Результатом обсуждения первого вопроса стало принятие Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, второго — резолюции «О пенитенциарных и исправительных учреждениях открытого типа».
Тюремный труд в рекомендациях конгресса рассматривается не как дополнительное наказание, а как средство исправления заключенных. Персонал пенитенциарных учреждений, как следует из резолюции конгресса, отнесен к работникам важного участка государственной деятельности по исправлению преступников. В документе подчеркивается также невоенный характер тюремных учреждений, определяются принципы подбора кадров, особенно для женских пенитенциариев, предлагается создание специальных учебных заведений для первоначальной подготовки тюремного персонала.
II конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проходил в августе 1960 г. в Лондоне. В его работе приняли участие делегации России, Украины, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и др.
В отличие от I конгресса пенитенциарные проблемы рассматривались на заседаниях одной секции. В частности, здесь наряду с другими обсуждались следующие вопросы: краткосрочное лишение свободы; подготовка осужденных к освобождению и постпени- тенциарная помощь, а также помощь иждивенцам заключенных; использование тюремного труда в рамках национального хозяйства, включая вопрос о вознаграждении заключенных. В резолюции конгресса было подтверждено, что труд заключенных следует считать средством исправления. Кроме того, в ней было отражено мнение делегации нашей страны о том, что подготовка заключенных к освобождению должна проходить в течение всего периода отбывания наказания.
III конгресс состоялся в Стокгольме в августе 1965 г. В нем участвовали представители 78 стран. Этот конгресс можно назвать скорее криминологическим, чем пенитенциарным. В то же время на нем обсуждались вопросы рецидива со стороны лиц, отбывших наказание, и факторов, влияющих на его снижение: подготовки осужденных к освобождению, предоставления отпусков перед освобождением, оказания помощи после освобождения. В докладе конгресса проводилась мысль о том, что лишение свободы вряд ли может способствовать предупреждению преступности, скорее, оно не приносит пользы ни осужденному, ни обществу. Предлагалось придумать альтернативную лишению свободы систему мер, а этот вид наказания оставить только для особо опасных преступников.
IV конгресс проходил в августе 1970 г. в Киото (Япония). На нем была выдвинута идея превращения Минимальных стандартных правил в международную конвенцию, но большинство участников отклонили ее как преждевременную.
V конгресс ООН состоялся в сентябре 1975 г. в Женеве и в основном был посвящен криминологическим и уголовно-право- вым вопросам. Однако на нем обсуждались вопросы реформирования исправительной системы с позиции защиты прав осужденных, взаимосвязи исправительных учреждений, социального обеспечения. Было отмечено, что конечными целями исправительной системы являются ресоциализация правонарушителя, защита общества и снижение преступности. Результатом обсуждения пенитенциарных проблем на заседании четвертой секции стало принятие «Процедур для эффективного выполнения Минимальных стандартных правил обращения с заключенными».
VI конгресс проходил в августе 1980 г. в Каракасе (Венесуэла). Итогом его работы был ряд резолюций по проблемам правосудия и
обращения с правонарушителями, отражающих поиск наказаний, альтернативных лишению свободы, стремление к сокращению количества тюрем, исключению смертной казни из уголовного законодательства и др. На этом конгрессе разрабатывался также проект Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, поднимались вопросы о применении к заключенным пактов о правах человека.
В работе VII конгресса, состоявшегося в августе 1985 г. в Милане (Италия) под девизом «Предупреждение преступности в целях свободы, правосудия, мира и развития», участвовали делегации 123 государств, 13 органов и институтов ООН. На заключительном пленарном заседании этого форума были приняты шесть основных документов и 24 резолюции. Предметом специального обсуждения стали вопросы обращения с заключенными, которые в основнохм касались выполнения рекомендаций Минимальных стандартных правил, принятых в 1955 г., и резолюции VI конгресса, уделившего особое внимание международным документам в области прав человека и их осуществлению в отношении заключенных, а также вопросы отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
VIII конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проходил в сентябре 1990 г. в Гаване (Куба). Это был самый представительный из восьми конгрессов ООН; в нем участвовали делегации более 30 стран, десятки неправительственных делегаций. По итогам его работы принято 43 резолюции, на конгрессе обсуждались следующие вопросы: 1) борьба с терроризмом в международном масштабе; 2) борьба с организованной преступностью; 3) борьба с преступностью, связанной с наркотиками; 4) борьба с преступностью несовершеннолетних.
На конгрессе активно обсуждалась система мер уголовного воздействия, альтернативных тюремному заключению. В этой связи большой интерес вызвала система мер, установленных законодательством нашей страны. Острая дискуссия развернулась по резолюции о смертной казни. По инициативе Италии было предложено отказаться от применения этого наказания. Наша страна в принципе не является противником отмены смертной казни, но внутренняя ситуация в ней пока не позволяет пойти на этот шаг, хотя законодатель постарается максимально ограничить ее применение, соблюдая при этом права человека.
VIII конгресс ООН стал существенным шагом в объединении мирового сообщества для борьбы с преступностью. На нем было высказано предложение посвятить следующий конгресс обсуждению практической деятельности государств по выполнению своих планов в борьбе с преступностью и соблюдению рекомендаций и норм, принятых на предыдущих конгрессах.
Информация о работе Международное сотрудничество по проблемам исполнения уголовных наказаний