Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 11:31, реферат
Зарождению международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам способствовали динамика и структура преступности как в отдельных странах, так и во всем мире. Ее быстрый и неудержимый рост вызвал к жизни задачу объединения усилий целого ряда стран в борьбе с преступностью, не имеющей государственных границ. На зарождение международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам повлиял и объективный процесс сближения законодательств различных стран. Примером этого может служить объединение уголовно-правовых норм во времена действия законов Хаммурапи и мозаического права раздробленной Европы средних веков.
Для уголовно-исполнительной практики непосредственное значение имеет ч. V Пекинских правил, устанавливающая принципы обращения с правонарушителями в исправительных учреждениях. Подчеркивается, что задачей воспитательной работы с несовершеннолетними является «обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально полезной и плодотворной роли в обществе» (п. 26.1). По общему правилу несовершеннолетие должны содержаться отдельно от взрослых. Правила не конкретизируют условия содержания несовершеннолетних правонарушителей, ссылаясь на МСП, которые должны использоваться «по мере их применимости к обращению с несовершеннолетними».
Особое значение Пекинские правила придают условному освобождению несовершеннолетних из исправительных учреждений. Согласно п. 28 Правил, оно «применяется соответствующими органами в возможно более широких масштабах и в возможно более ранние сроки». Условно освобожденные должны получат! помощь и поддержку общества, а также находиться под надзором компетентного органа. Следует прилагать усилия для использования таких промежуточных форм работы, как помещение в «исправительные учреждения с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки» и другие аналогичные им формы, которые могут способствовать «надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества».
В 1990 г. VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями были приняты Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). Они содержат свод основных принципов для содействия использованию мер, не связанных с лишением свободы, а также минимальные гарантии для лиц, в отношении которых применяются уголовно-правовые меры, не связанные с реальным лишением свободы. Правила имеют рекомендательный характер и должны применяться «с учетом политических, экономических, социальных и культурных условий каждой страны, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия».
На всех стадиях должно обеспечиваться уважение человеческого достоинства правонарушителя. В ходе исполнения не связанных с лишением свободы мер права правонарушителя не должны ограничиваться в большей степени, чем это санкционировано компетентным органом, вынесшим первоначальное решение.
Не связанные с лишением свободы меры исключают проведение медицинских или психологических экспериментов над правонарушителем либо неоправданный риск причинения ему физической или душевной травмы. В процессе применения таких мер соблюдается право правонарушителя на личную жизнь, а также на личную жизнь его семьи.
Личное дело (досье) правонарушителя должно вестись строго конфиденциально. Доступ к нему ограничивается лицами, непосредственно занимающимися рассмотрением дела, либо другими должным образом уполномоченными лицами. При назначении и исполнении мер, не связанных с лишением свободы, правонарушитель Должен иметь возможность подавать запросы или жалобы и независимые органы. Токийские правила предусматривают ряд конкретных мер, которые могли бы применяться в качестве альтернатив реальному лишению свободы, например условное освобождение (осуждение), отсрочка, домашний арест, штраф.
Значительное внимание Правила уделяют надзору за правонарушителями, который имеет целью сократить рецидивы правонарушений и содействовать такому включению правонарушителя и жизнь общества, которое свело бы к минимуму вероятность повторного совершения преступлений. В рамках мер, не связанных с лишением свободы, должны осуществляться такие мероприятии, как индивидуальная работа, групповая терапия, другие программы по месту жительства правонарушителей.
Особое значение придается квалификации персонала, ведущего работу с осужденными без лишения свободы. Отмечается необходимость обеспечить его профессиональную подготовку, соответствующее служебное положение, надлежащий оклад и льготы и предоставлять широкие возможности для продвижения по службе. Вместе с тем необходимо поощрять участие общественное, которое следует рассматривать как предоставляемую членам общества возможность внести свой вклад в дело защиты интерес <н» общеетва. Добровольцы, участвующие в работе с осужденными, должны пройти необходимую подготовку, страховаться от несчастных случаев, телесных повреждений при выполнении своих обязанностей. Им необходимо возмещать дозволенные расходы, которые они несут при выполнении своей работы. В целом Токийские правила имеют весьма перспективное значение в свете поиска и реализации альтернатив реальному лишению свободы, хотя в отечественной практике пока слабо пропагандируются.
Среди региональных специальных международных нормативных актов в области обращения с осужденными следует выделить Европейские тюремные правила, разработанные под эгидой Совета Европы и принятые в 1987 г. В них отразилось желание членов Совета Европы максимально скоординировать политику, средства и методы обращения с лицами, лишенными свободы, в духе общепризнанных гуманистических принципов.
В преамбуле Европейских тюремных правил четко обозначено их назначение:
• установление минимальных стандартов управления тюрьмами и гуманного обращения с заключенными;
• стимулирование тюремной администрации к разработке прогрессивных принципов и стиля управления;
• развитие у тюремного персонала такого отношения к своей деятельности, которое способствовало бы его максимальному профессиональному удовлетворению;
• определение критериев, по которым органы управления и инспектирующие инстанции могли бы судить о степени продвижении к более высоким стандартам.
Цель Правил состоит и в том, чтобы быть справочным пособием для персонала учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В ряде случаев обращение к Правилам может и) пользоваться для интерпретации положений национального пенитенциарного законодательства.
Европейские тюремные правила представляют собой довольно подробный документ. Они содержат 100 статей и снабжены детальным комментарием. Структура этих правил в целом соответствует строению Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Как известно, последние имеют Общеприменительные правила и Правила, применяемые к особым категориям. Это Нормы, специально распространяющиеся на:
а) осужденных заключенных, душевнобольных и страдающих умственными недостатками;
б) находящихся под арестом или ожидающих суда;
н) заключенных по гражданским делам;
г) лиц, арестованных или помещенных в тюрьму без предъявит! обвинения.
Европейские тюремные правила содержат детальные нормы обращения с осужденными заключенными, но не выделяют их в особую категорию. Дополнительные правила устанавливаются лишь для ранее не судимых заключенных, гражданских заключенных, а также душевнобольных и страдающих психическими отклонениями.
Одной из наиболее существенных особенностей Европейских тюремных правил является приоритетное выделение в них шести основных принципов, представляющих собой базисные гуманистические ценности всей философии обращения с заключенными. Хотя в МОП аналогичные положения также нашли отражение, в Европейских тюремных правилах они получили дальнейшее развитие в качестве принципов в специальном разделе (часть I). Назначение этих принципов состоит в том, чтобы придать всем прочим правилам силу доминирующих стандартов, приемлемых для любой тюремной администрации, принимающей Европейские тюремные правила. Ни при каких обстоятельствах не допускаются отход от этих принципов либо компромисс при их практической реализации. Прежде всего устанавливается, что лишение свободы должно осуществляться в условиях, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства. Причем эти условия должны находиться в соответствии с Европейскими тюремными правилами, которые следует применять беспристрастно, без дискриминации, с уважением религиозных верований и моральных принципов социальной группы, к которой принадлежит заключенный.
Обращение с лицами, лишенными свободы, должно поддерживать их здоровье и чувство собственного достоинства. Насколько это позволяет длительность срока, необходимо развивать у заключенных чувство ответственности, отношения и навыки, которые помогут им при возвращении в общество обеспечивать себя и жить в согласии с законом. Понятие «обращение с заключенными» в данном контексте понимается предельно широко. Оно охватывает все меры, применяемые для поддержания или восстановления физического и психического здоровья заключенных, их ресоциализации. В число таких мер входят работа, обучение, профессиональная подготовка, подготовка к освобождению и т.д.
В числе приоритетных принципов Правила закрепляют и необходимость регулярных инспекций исправительных заведений. Их эффективность и надежность усиливаются независимостью от тюремной администрации, а также благодаря регулярным публикациям результатов их работы.
С этим правилом тесно связан принцип защиты прав заключенных и контроля законности их содержания под стражей посредством юридических или иных компетентных органов, не относящихся к администрации и имеющих право посещать заключенных.
Наконец, в соответствии с Европейскими тюремными правилами их текст должен быть предоставлен заключенным и персоналу исправительных заведений для ознакомления на родном языке.
Характерной чертой Европейских тюремных правил является их непосредственно «управленческая» направленность (чего нет, например, у Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). Все наиболее важные вопросы исполнения наказания в виде лишения свободы рассматриваются в Правилах сквозь призму эффективного управления местами лишения свободы и обращены в первую очередь к администрации. Вместе с тем подчеркивается тот факт, что при достижении эффективного тюремного управления защита прав и законных интересов заключенных не должна ослабевать.
Чтобы усилить значение Европейских тюремных правил, облегчить их интерпретацию и представить их в виде целостной философской системы, к Правилам приложена Пояснительная записка. Она содержит комментарий отдельных статей Европейских тюремных правил, а также дополнительные указания по их применению. В конечном итоге это должно облегчить применение Правил в национальных пенитенциарных системах, повысить их влияние на практике. Следует подчеркнуть, что Уголовно-исполнительный кодекс Беларуси учитывает эти важные международно-правовые акты и в пределах возможного обеспечивает их реализацию.
Реализация международных стандартов обращения с лицами, лишенными свободы, в Беларуси имеет как минимум два аспекта — юридический, представляющий собой соответствие национального законодательства требованиям признанных международных актов, и социально-экономический, являющийся главным обстоятельством, препятствующим наиболее полной реализации международных стандартов не только в белорусском законодательстве и практике его применения, но и в большинстве стран мира.
Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД Беларуси, содержащаяся в Государственной программе первоочередных мер по оздоровлению обстановки в исправительно-трудовых учреждениях и совершенствованию системы исполнения наказаний, одобренная постановлением Кабинета Министров Рес-
публики Беларусь 22 ноября 1996 г., привлекает к проблемам исправительных учреждений органы государственной власти.
Итогом реализации Программы должно стать создание условий соблюдения прав человека, соответствующих международным нормам и стандартам обращения с осужденными, которые в пенитенциарной литературе в зависимости от возможностей их внедрения делятся на три группы. Первую составляют стандарты, для внедрения которых не потребуется материальных затрат и их реализация зависит исключительно от активности соответствующих государственных органов; вторую — стандарты, для внедрения которых пока нет возможностей, но они могут быть созданы в ближайшие пять лет; к третьей группе стандартов относятся те, для внедрения которых нет реальных социально-экономических возможностей, и они не могут быть созданы в ближайшие пять лет. В частности, организация «Международная тюремная реформа» подготовила руководство для пенитенциарных работников по соблюдению международных тюремных правил (ноябрь 1994 г.), где изложены рекомендации по организации информирования осужденных при принятии их в тюрьму, что не требует материальных затрат. Эти рекомендации нашли отражение в ч. 1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, в которой указывается, что осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания назначенного судом наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также ознакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Информация о работе Международное сотрудничество по проблемам исполнения уголовных наказаний