Международное сотрудничество по проблемам исполнения уголовных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 11:31, реферат

Описание работы

Зарождению международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам способствовали динамика и структура преступности как в отдельных странах, так и во всем мире. Ее быстрый и неудержимый рост вызвал к жизни задачу объединения усилий целого ряда стран в борьбе с преступностью, не имеющей государственных границ. На зарождение международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам повлиял и объективный процесс сближения законодательств различных стран. Примером этого может служить объединение уголовно-правовых норм во времена действия законов Хаммурапи и мозаического права раздробленной Европы средних веков.

Файлы: 1 файл

MEZhDUNARODNOE_SOTRUDNIChESTVO_PO_PROBLEMAM_ISPOL.docx

— 48.46 Кб (Скачать файл)

IX конгресс, состоявшийся в 1995 г. в Каире (Египет), принял резолюцию по выполнению на практике Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, в которой отметил, что надлежащему их выполнению способствовало бы широкое распространение среди администраций тюрем государств — членов ООН практического руководства по толкованию и применению Правил.

Конгресс принял к сведению и одобрил проведенную в этой связи Международным движением за реформу уголовного права работу по подготовке руководства под названием «Как обеспечить соблюдение Стандартных правил». Наряду с этим Конгресс предложил:

а) в срочном порядке ответить на вопросник по Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными;

б) в соответствии с национальным законодательством доводить информацию о фактических условиях содержания осужденных в пенитенциарных учреждениях до широкой общественности, профессиональных организаций, научных учреждений и соответствующих неправительственных организаций;

г) обеспечивать открытость информации о пенитенциарных системах и повышать эффективность их функционирования путем установления средств для осуществления контроля за их деятельностью со стороны таких независимых национальных органов, как судебный надзор или парламентский контроль.

 

Глава 6

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ

Демократизация и гуманизация социальных процессов в Беларуси позволили ей присоединиться к ряду международных соглашений, касающихся прав человека и положения осужденных, обеспечить реализацию этих документов. Так, в ч. 1 ст. 8 Конституции Беларуси говорится: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Таким образом, для обязательных международных пактов, конвенций, ратифицированных Республикой Беларусь, характерно прямое юридическое действие. Они могут и должны непосредственно применяться в уголовно-исполнительной практике Беларуси.

Существует множество международных документов, относящихся к проблемам обращения с осужденными (заключенными). Ряд из них был разработан под эгидой ООН, другие — по инициативе региональных организаций. Не все документы имеют одинаковый статус, одни из них обладают силой закона, другие — нет, но все они имеют большое значение в качестве документов, установивших международные правила — стандарты обращения с лицами, лишенными свободы.

Международные стандарты обращения с осужденными, сконцентрировавшие в себе мировой опыт исполнения наказания и гуманистические тенденции развития уголовно-исполнительной системы, в Беларуси введены сравнительно недавно и практически не освещены в учебно-научной литературе. Между тем ознакомление с ними позволит лучше уяснить уровень практики исполнения уголовных наказаний, существующего законодательства, а также перспективы их развития.

Как указывает профессор В.А. Уткин, международные стандарты обращения с осужденными — это принятые на международном уровне нормы, принципы и рекомендации в области исполнения уголовных наказаний и деятельности уголовно-исполнительных учреждений и органов.

Система международных стандартов, имеющих отношение к исполнению уголовных наказаний, достаточно обширна. Их можно классифицировать на положения общего (универсального) характера, например Всеобщая декларация прав человека (1948), и специальные международные стандарты — Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955). Первые относятся к правам человека в целом и лишь в отдельных их частях определяются специальные положения личности в системе исполнения уголовного наказания. Вторая группа стандартов принята специально для конкретизации отношений, связанных с исполнением наказаний.

Различают положения, обязательные для выполнения, и положения рекомендательного характера. Обязательными для выполнения являются международные договоры для государств, их подписавших и ратифицировавших.

По территориальным масштабам действия все стандарты в изучаемой сфере подразделяются на общемировые, например Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), и региональные — Европейские тюремные правила (1987), разработанные и принятые под эгидой Совета Европы. Региональные стандарты могут вырабатываться и иными объединениями государств.

Среди международных стандартов общего (универсального) характера главенствующее положение занимают Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ратифицирован СССР в 1973 г. и вступил в силу в 1976 г.). Непосредственное отношение к исполнению наказаний имеют ст. 5 Декларации и ст. 7 Пакта, в соответствии с которыми никто не должен подвергаться пыткам и жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания.

Принципиальное значение для уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения имеет ст. 10 Пакта, которой установлено, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. В соответствии со ст. 10 пенитенциарной системой для заключенных должен предусматриваться режим, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание.

В 1930 г. Международной организацией труда (МОТ) принята Конвенция (№ 29) о принудительном труде. Конвенция содержит общее запрещение применения такого труда. В то же время подробно разъясняется, в какой форме и при каких обстоятельствах обязательный труд допустим. В число запрещенных не входит, в частности, работа или служба, требуемая от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ. Впоследствии это положение частично было воспроизведено в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах, который одновременно допустил привлечение к обязательному труду лиц, условно освобожденных из мест лишения свободы.

Конвенцией (№ 105) об упразднении принудительного труда, принятой МОТ в 1957 г., запрещается использование принудительного труда в качестве средства политического воздействия или политического воспитания.

В системе действующих специальных международных актов об обращении с осужденными главенствующее место занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (МСП), принятые в 1955 г. I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками.

МСП в целом стали ядром того, что получило международное признание как приемлемая практика в уголовно-исполнительной системе, но это не означает, что каждая их норма в отдельности имеет обязательную силу. Сами МСП исключают такое толкование. Статья 1 разъясняет, что Правила не претендуют на детальное описание типовой пенитенциарной системы. Статья 2 отмечает, что из-за «большого разнообразия видов государственного и социального устройства, экономических и географических условий в мире» все нормы не могут быть применены «в любом месте и в любое время». Статья 3 указывает, что Правила не претендуют на то, чтобы запретить эксперименты.

МСП — один из наиболее подробных международных документов об обращении с заключенными. В последние годы Правила были присоединены к другим специализированным международным стандартам.

МСП включают 95 статей и специальные Процедуры эффективного и иного выполнения. На основе и в дополнение этого документа в различных регионах мира вырабатывались свои стандарты, например «Европейские тюремные правила».

МСП состоят из двух частей: Общеприменимых правил и Правил, применимых к особым категориям заключенных (осужденным, подследственным, душевнобольным и др.).

При изучении МСП следует иметь в виду, что Правила ориентированы в основном на тюремную систему исполнения лишения свободы и рекомендуют содержать «в открытых заведениях» как можно меньше заключенных. Вместе с тем принципиальные положения МСП вполне применимы и в отечественных ИУ. Эти положения касаются уважения человеческого достоинства осужденных, обеспечения их физического и умственного здоровья, возможности образования и отдыха, отправления религиозных обрядов. Правила утверждают запрет пыток. Они также содержат принцип разделения заключенных по категориям (осужденные и подследственные, взрослые и малолетние, мужчины и женщины и др.).

МСП подробно регламентируют порядок поддержания дисциплины и наложения взысканий (ст.ст. 27-34).

Специальный раздел МСП (ст.ст. 71-76) посвящен труду осужденных. Установлено, в частности, что «все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом» (п. 2 ст. 71). Вместе с тем желательно, чтобы заключенные имели «...возможность выполнять работу по своему выбору, если это совместимо с правильным выбором ремесла и требованиями управления и дисциплины в заведении» (п. 6 ст. 71).

Согласно пп. 1, 2 ст. 72 МСП организация и методы работы в заведениях должны максимально приближаться к тем, которые приняты за их стенами, однако интересы заключенных и их профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям получения прибыли от тюремного производства.

Необходимо обратить внимание также на ст.ст. 46-54 Правил, определяющие основы правового положения персонала заведений. Устанавливая высокие требования к персоналу, Правила подчеркивают, что хорошая работа тюремных заведений зависит от доброжелательности, гуманности, компетентности и личных качеств их сотрудников. Тюремная администрация должна неустанно прививать своим сотрудникам и общественности в целом убеждение в том, что они выполняют работу большого общественного значения. Принимая во внимание исключительно сложные условия работы сотрудников исправительных учреждений, МСП рекомендуют обеспечивать этих людей соответствующими льготами и условиями труда.

Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала прилагать все усилия для обеспечения применения Правил в пенитенциарных заведениях и принимать их во внимание при разработке национальных законодательств. МСП не предполагают какого-либо принуждения к их выполнению. Однако поощряются отчеты стран-участниц Генеральному секретарю ЭКОСОС ООН каждые пять лет. Генеральный секретарь отчитывается перед Комитетом по предупреждению преступности, который время от времени проверяет действия МСП. ООН также обязалась помогать правительствам, которые просят содействия в разработке механизмов выполнения Правил в их странах.

Конвенция Против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г. Состоящая из 33 статей Конвенция вступила в действие в 1987 г., ратифицирована СССР и имеет обязательную силу на территории Беларуси. Конвенция предусматривает, что государства-участники должны рассматривать пытки в соответствии с национальным законодательством как преступления. Она недвусмысленно запрещает любые ссылки на «приказ вышестоящего начальника или государственной власти» или на «исключительные обстоятельства» для оправдания пыток.

Согласно Конвенции, пытка означает «любое действие, которым какому-либо лицу причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия». Следует иметь в виду, что в предусмотренное Конвенцией определение пытки «не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно».

Конвенция допускает возможность проведения международного расследования, когда имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо государства-участника систематически применяются пытки. Такое расследование может включать посещение территории государства с его согласия членами Комитета против пыток, созданного в соответствии с Конвенцией.

В 1979 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН принят Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который имеет прямое отношение к деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Кодекс содержит 8 статей с комментариями и в целом носит рекомендательный характер. Генеральная Ассамблея постановила направить его правительствам государств — членов ООН с тем, чтобы использовать в национальном законодательстве и практике в качестве свода принципов.

Кодекс устанавливает обязанность должностных лиц по поддержанию правопорядка уважать и защищать человеческое достоинство и права человека. Согласно Кодексу допустимо применение должностными лицами силы «в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей». Сведения конфиденциального характера, получаемые должностными лицами, должны сохраняться в тайне, «если исполнение обязанностей или требования правопорядка не требуют иного». Кодекс категорически запрещает должностным лицам для оправдания пыток ссылаться на распоряжения вышестоящих лиц, угрозу войны, угрозу национальной безопасности, внутреннюю политическую нестабильность или любое другое чрезвычайное обстоятельство. Для должностных лиц по поддержанию правопорядка недопустимы акты коррупции.

* Одновременно подчеркивается, что должностные лица, соблюдающие положения настоящего Кодекса, «заслуживают уважения, полной поддержки, сотрудничества со стороны общества и учреждения, в котором они служат».

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Правила имеют в целом рекомендательный характер и должны осуществляться «в контексте экономических, социальных и культурных условий», существующих в каждом государстве, являющемся членом ООН. Данный международный документ определяет принципы обращения с несовершеннолетними правонарушителями на всех стадиях уголовного правосудия, включая отбывание уголовного наказания. В п. 1.6 Правил указывается на необходимость совершенствования системы правосудия в отношении несовершеннолетних, а также мер для разработки прогрессивной социальной политики в отношении несовершеннолетних. Помещение их в исправительное учреждение определяется как крайняя мера, принимаемая в течение минимально необходимого срока.

Информация о работе Международное сотрудничество по проблемам исполнения уголовных наказаний