Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:22, курсовая работа
Анализ УПК РФ показывает, что в части, касающейся органов дознания, произошли поистине концептуальные перемены. Законодатель впервые сформулировал определение понятия органов дознания и существенным образом изменил представление о системе этих органов. Кроме того, УПК РФ серьезным образом трансформировал процессуальную фигуру органа дознания, выделив и обособив таких участников, как начальник органа дознания и начальник подразделения органа дознания; принципиально новое юридическое содержание получила фигура дознавателя. Значительным образом было скорректировано представление о возможности уголовно-процессуального использования оперативно-розыскных полномочий органа дознания. Причем указанные изменения произошли одновременно с законодательной трансформацией самой процедуры дознания, поставившей под сомнение целый ряд незыблемых ранее теоретических установок.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. Органы дознания: сущность и виды……………………………..
2. Начальник органа дознания………………………………………
2.1. Понятие начальника органа дознания……………………...
2.2. Полномочия начальника органа дознания в системе
органов внутренних дел……………………………………..
3. Начальник подразделения дознания…………..…………………
3.1. Понятие начальника подразделения дознания……..……...
3.2. Полномочия начальника подразделения дознания………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………
3
5
10
10
15
22
22
24
26
29
Уголовный процесс
Курсовая работа
Тема: Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания.
Выполнил
Проверил:
Дата
Оценка
Подпись
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 1. Органы дознания: сущность и виды…………………………….. 2. Начальник органа дознания…………… 2.1. Понятие начальника органа дознания……………………... 2.2. Полномочия начальника органа дознания в системе органов внутренних дел…………………………………….. 3. Начальник подразделения дознания…………..………………… 3.1. Понятие начальника подразделен 3.2. Полномочия начальника подразделения дознания……….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………… |
3 5 10 10
15 22 22 24 26 29 |
ВВЕДЕНИЕ
Орган дознания является неотъемлемым участником отечественного уголовного процесса на протяжении нескольких веков. История существования этого органа знает множество реформ, прямо или косвенно отразившихся как на его процессуальном статусе, так и на теоретическом понимании. Последние серьезные перемены были обусловлены коренным обновлением уголовно-процессуального законодательства.
Анализ УПК РФ показывает, что в части, касающейся органов дознания, произошли поистине концептуальные перемены. Законодатель впервые сформулировал определение понятия органов дознания и существенным образом изменил представление о системе этих органов. Кроме того, УПК РФ серьезным образом трансформировал процессуальную фигуру органа дознания, выделив и обособив таких участников, как начальник органа дознания и начальник подразделения органа дознания; принципиально новое юридическое содержание получила фигура дознавателя. Значительным образом было скорректировано представление о возможности уголовно-процессуального использования оперативно-розыскных полномочий органа дознания. Причем указанные изменения произошли одновременно с законодательной трансформацией самой процедуры дознания, поставившей под сомнение целый ряд незыблемых ранее теоретических установок.
Необходимость конкретизации и разрешения проблем, связанных с теоретическим осмыслением понятия органов дознания и практической оптимизацией системы этих органов в современном уголовном процессе, и обусловливает актуальность работы.
Проблемы процессуального положения органов и лиц, осуществляющих дознание, всегда волновали юридическую науку. Пристальное внимание этой тематике уделяли ученые, исследовавшие уголовный процесс в разные исторические периоды. Заметный вклад в разработку проблематики органов дознания внесли: A.B. Агутин, О.В. Айвазова, В.А. Азаров, E.H. Арестова, C.B. Бажанов, B.C. Балакшин, A.M. Донцов, A.C. Есина, Н.В. Жогин, O.A. Зайцев, В.И. Зажицкий, A.B. Земскова, В.В. Кальницкий, З.Ф. Коврига, Г.Н. Королев, М.М. Кузембаева, A.M. Ларин, А.Ф. Лубин, В.М. Лукин, Г.П. Химичева, A.A. Чувилев, С.А. Шейфер, Ю.К. Якимович, С.Н. Ярышев и др.
В последние годы тема органов дознания разрабатывается на самом высоком теоретическом уровне. В юридической литературе активно обсуждаются вопросы нормативной трактовки понятия органов дознания, «оперативно-розыскного» подхода к интерпретации понятия органов дознания - государственных органов (п.1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ), проблемы оперативно-розыскных полномочий органов дознания, проблемы «ситуативных» органов дознания и ряд других важных моментов. Появились интересные работы, посвященные отдельным органам дознания. Все это говорит о том, что теория современных органов дознания бурно развивается.
Цель работы: рассмотреть и изучить полномочия органов дознания на примере начальника органа дознания и начальника подразделения дознания.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность и виды органов дознания;
- исследовать понятие и сущность начальника органа дознания и начальника подразделения дознания;
- проанализировать полномочия начальника органа дознания и начальника подразделения дознания.
1. Органы дознания: сущность и виды
В соответствии с п. 1 ч.
1 ст. 40 к органам дознания относятся
органы внутренних дел РФ. Полиция независимо от уровня органов
внутренних дел (горрайлинорганов внутренних
дел, управлений (отделов, отделений) внутренних
дел на закрытых административно-
Органами дознания являются учреждения, государственные органы и должностные лица, уполномоченные уголовно-процессуальным законом на осуществление предварительного расследования преступлений по делам, отнесенным к их компетенции1. Главное отличие органов дознания от органов предварительного следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания - не только не единственной, но даже не основной (за исключением милиции). Производство предварительного расследования для них является вспомогательной функцией, необходимой для решения основных задач, стоящих перед ними. Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Органами дознания являются не только должностные лица - начальники исправительных учреждений, командиры воинских частей, но и органы в целом - милиция, органы государственного пожарного надзора и т.д2.
Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, их полномочия установлены Уголовно-процессуальным кодексом и различными специальными законами: “О милиции”, “О федеральных органах налоговой полиции”, Таможенным кодексом и др.
Организация дознания в тех или иных органах определяется ведомственными нормативными актами.
Задачами органов дознания, как и органов предварительного следствия, являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден3.
В настоящее время к органам дознания относятся:
- полиция;
- командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или расположении части, учреждения;
- органы Федеральной
службы безопасности по делам
о преступлениях, отнесенным
- начальники исправительных
учреждений и следственных
- органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушениях противопожарных правил;
- органы Федеральной пограничной службы РФ - по делам о нарушениях режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;
- капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок - в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
- федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению;
- таможенные органы РФ - по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188-190, 193, 194 УКРФ4.
Органы дознания осуществляют дознание в двух формах: дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно5.
При производстве дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит расследование посредством тех же процессуальных действий, что и следователь. Разница заключается только в окончании расследования. Следователь знакомит с материалами дела всех участников процесса, а орган дознания - только обвиняемого, остальные просто уведомляются о том, что расследование закончено и дело направляется в суд. Кроме того, органы дознания не имеют права вести предварительное расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предварительное расследование либо составлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания прокурор. Все его указания подлежат исполнению. Их обжалование не приостанавливает исполнения6.
Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных действий. В случае обнаружения признаков преступлений, дела о которых расследуют следователи, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственности7. После этого орган дознания может осуществлять по этому делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя.
Органы дознания осуществляют прием, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности8.
В случае обнаружения признаков преступления, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган дознания может осуществить подготовку материалов в протокольной форме. Она осуществляется в 10-дневный срок без возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголовное дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело возбуждается сразу и расследование осуществляется в общем порядке9.
Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных мероприятий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т. д10.
В органы дознания выделяются две процессуальные фигуры - начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дознание. Он осуществляет свои действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, но все основные решения по делу (о возбуждении уголовного дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юридическую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с лицом, производящим дознание, ответственность за их законность и обоснованность11.
2. Начальник органа дознания
2.1. Понятие начальника органа дознания
Согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
В ст. 40 УПК РФ конкретизируются такие государственные органы и должностные лица. В соответствии с п. 1 части первой указанной статьи органом дознания являются органы внутренних дел Российской Федерации.
Информация о работе Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания