Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Анализ УПК РФ показывает, что в части, касающейся органов дознания, произошли поистине концептуальные перемены. Законодатель впервые сформулировал определение понятия органов дознания и существенным образом изменил представление о системе этих органов. Кроме того, УПК РФ серьезным образом трансформировал процессуальную фигуру органа дознания, выделив и обособив таких участников, как начальник органа дознания и начальник подразделения органа дознания; принципиально новое юридическое содержание получила фигура дознавателя. Значительным образом было скорректировано представление о возможности уголовно-процессуального использования оперативно-розыскных полномочий органа дознания. Причем указанные изменения произошли одновременно с законодательной трансформацией самой процедуры дознания, поставившей под сомнение целый ряд незыблемых ранее теоретических установок.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. Органы дознания: сущность и виды……………………………..
2. Начальник органа дознания………………………………………
2.1. Понятие начальника органа дознания……………………...
2.2. Полномочия начальника органа дознания в системе
органов внутренних дел……………………………………..
3. Начальник подразделения дознания…………..…………………
3.1. Понятие начальника подразделения дознания……..……...
3.2. Полномочия начальника подразделения дознания………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………
3
5
10
10

15
22
22
24
26
29

Файлы: 1 файл

Уголовный процесс. КУРСОВАЯ .doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Начальник органа дознания вправе знакомиться с материалами  уголовных дел, в случае выявления  нарушений при принятии процессуальных решений, он дает указания об их устранении. Однако, отменить незаконные и необоснованные постановления дознавателя начальник органа дознания не вправе, данным полномочием наделен лишь надзирающий прокурор. Поэтому в указанных случаях начальник органа дознания должен обратиться с соответствующим ходатайством к прокурору (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

В соответствии с ведомственными актами начальник органа дознания вправе в случае существенных нарушений закона дознавателем при производстве расследования изымать уголовное дело от дознавателя и передавать его другому дознавателю в пределах одного органа дознания. Начальник органа дознания так же вправе разрешать жалобы, поданные участниками процесса на незаконные или необоснованные действия дознавателя. При удовлетворении жалобы начальник органа дознания вправе отстранить дознавателя от производства расследования и привлечь его к дисциплинарной ответственности, в случае существенных нарушений законности дознаватель может быть освобожден от должности в установленном порядке28.

В соответствии со ст. 29 УПК  РФ целый ряд процессуальных и  следственных действий, связанных с  ограничением конституционных прав и свобод граждан могут быть произведены в ходе предварительного расследования уголовных дел только по судебному решению (производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, производство обыска и (или) выемки в жилище, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и др.)29. При необходимости производства таких действий дознавателем, он вправе обратиться в суд с ходатайством об их проведении только с согласия прокурора. В юридической литературе высказывались предложения о необходимости получения также согласия начальника органа дознания на обращение в суд с соответствующим ходатайством. В некоторых случаях указанные ходатайства на практике визируются начальником органа дознания. Однако законодатель, установив, что полномочия органа дознания, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания, наделяет дознавателя процессуальной самостоятельностью, которую в рассматриваемых случаях, с нашей точки зрения, нет необходимости ограничивать полномочиями начальника органа дознания. Прокурорский надзор и процедура принятия судебного решения о производстве следственных и процессуальных действий, ограничивающих конституционные права граждан, служат надежной гарантией соблюдения данных прав, и в свою очередь выступают гарантом ответственного принятия решений дознавателем. В то же время начальник органа дознания при не согласии с дознавателем по вопросам производства процессуальных и следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан, вправе обратиться к прокурору30.

Осуществляя функцию  контроля за расследованием уголовных  дел дознавателями, начальник органа дознания преследует выполнение тех  же задач, что и прокурор: обеспечения  полного, быстрого и правильного  установления обстоятельств совершенного преступления, изобличения лиц, совершивших преступления, принятия мер по обеспечению возмещения причиненного вреда. Вместе с тем полномочия начальника органа дознания уже, чем у прокурора31.

В ходе расследования  уголовных дел органами дознания только прокурору предоставлено право давать согласие на возбуждение уголовного дела, лично производить отдельные следственные и процессуальные действия по уголовному делу, находящемуся в производстве дознавателя, давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, разрешать отводы, заявленные как дознавателю, так и начальнику органа дознания, изымать уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю либо другому органу дознания, отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя, прокурор вправе отменить незаконные или необоснованные указания начальника органа дознания, продлевать срок дознания до 30 суток, утверждать постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, утверждать обвинительное заключение, возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования32.

Важным полномочием  начальника органа дознания является его право на утверждение обвинительного акта, завершающего производство расследования  в форме дознания. Право утверждения  обвинительного акта принадлежит и  прокурору, однако процессуальный контроль со стороны начальника органа дознания предшествует направлению уголовного дела прокурору и выступает гарантией направления в суд уголовных дел, расследованных в соответствии с требованиями закона33.

Таким образом, исследование полномочий начальника органа дознания, позволяет утверждать, что он реализует функцию процессуального контроля за деятельностью сотрудников органа дознания, осуществляющих предварительное расследование уголовных дел, по которым предварительное следствие не обязательно. Полномочия начальника органа дознания по сути те же, что и полномочия начальника следственного отдела34.

Законодатель, закрепив полномочия начальника органа дознания в разных статьях УПК РФ, вместе с тем не отнес его к участникам уголовного процесса в отличие от начальника следственного отдела, полномочия которого четко определены в ст. 39 УПК РФ и он назван участником процесса со стороны обвинения (п. 47 ст. 5 УПК РФ).

Считаем необходимым  внесение соответствующих изменений  в УПК РФ: закрепление начальника органа дознания в качестве самостоятельного участника уголовного процесса со стороны обвинения и по аналогии со ст. 39 УПК РФ закрепление полномочий начальника органа дознания в отдельной статье УПК, при чем как ныне предусмотренных УПК РФ, так и фактически реализуемых им на практике.

 

 

 

 

3. Начальник подразделения дознания

3.1. Понятие  начальника подразделения дознания

 

Органы дознания — согласно п. 24 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия35.

Подразделение дознания — обособленная структурная единица органа дознания, состоящая из дознавателей, начальника подразделения дознания и его заместителей и предназначенная для производства предварительного расследования по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Начальник подразделения дознания и его заместители помимо полномочий административного характера, также имеют процессуальный статус дознавателя36.

Вопрос разграничения  категорий «орган дознания» и  «подразделение дознания» вызывает серьёзные затруднения у теоретиков и даже сотрудников указанных  органов, что вызывает споры по некоторым  принципиальным вопросам.

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель37.

Начальник подразделения  дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю  проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в  порядке, выполнение неотложных  следственных действий либо производство дознания по уг. делу;

2) изымать уг. дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

3) отменять необоснованные  постановления дознавателя о  приостановлении производства дознания по уг. делу;

4) вносить прокурору  ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уг. дела38.

Начальник подразделения  дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовные дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.

При осуществлении  данных полномочий, начальник подразделения  дознания вправе:

1) проверять материалы  уголовные дела;

2) давать дознавателю  указания о направлении расследования,  производстве отдельных следственных  действий, об избрании в отношении  подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения39.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания40.

 

 

 

3.2. Полномочия начальника подразделения дознания

 

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

1) поручать дознавателю  проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в  порядке, установленном статьей  145 настоящего Кодекса, выполнение  неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное  дело у дознавателя и передавать  его другому дознавателю с  обязательным указанием оснований  такой передачи;

3) отменять необоснованные  постановления дознавателя о  приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору  ходатайство об отмене незаконных  или необоснованных постановлений  дознавателя об отказе в возбуждении  уголовного дела41.

Начальник подразделения  дознания вправе возбудить уголовное  дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы42.

При осуществлении  полномочий, предусмотренных настоящей  статьей, начальник подразделения  дознания вправе:

1) проверять материалы  уголовного дела;

2) давать дознавателю  указания о направлении расследования,  производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения43.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и  обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания44.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопрос современного понимания органа дознания не может быть решен без оценки понятия органов дознания в контексте уголовно-процессуального законодательства. Нормативное понятие органов дознания находится в фазе активного развития. Вместе с тем, можно сделать вывод об устойчивых законодательных тенденциях. Органы дознания, как правило, не дифференцируются по компетенции. Органами дознания являются учреждения, государственные органы и должностные лица, уполномоченные уголовно-процессуальным законом на осуществление предварительного расследования преступлений по делам, отнесенным к их компетенции. Производство предварительного расследования для них является вспомогательной функцией, необходимой для решения основных задач, стоящих перед ними. Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, их полномочия установлены Уголовно-процессуальным кодексом и различными специальными законами: “О милиции”, “О федеральных органах налоговой полиции”, Таможенным кодексом и др.

В настоящее время  к органам дознания относятся: 

-полиция;  

-командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или  расположении части; учреждения,

-органы Федеральной службы безопасности по делам о преступлениях, отнесенным законом к их ведению;

-начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов - по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

-органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушениях противопожарных правил;

-органы Федеральной пограничной службы РФ - по делам о нарушениях режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

Информация о работе Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания