Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:22, курсовая работа
Анализ УПК РФ показывает, что в части, касающейся органов дознания, произошли поистине концептуальные перемены. Законодатель впервые сформулировал определение понятия органов дознания и существенным образом изменил представление о системе этих органов. Кроме того, УПК РФ серьезным образом трансформировал процессуальную фигуру органа дознания, выделив и обособив таких участников, как начальник органа дознания и начальник подразделения органа дознания; принципиально новое юридическое содержание получила фигура дознавателя. Значительным образом было скорректировано представление о возможности уголовно-процессуального использования оперативно-розыскных полномочий органа дознания. Причем указанные изменения произошли одновременно с законодательной трансформацией самой процедуры дознания, поставившей под сомнение целый ряд незыблемых ранее теоретических установок.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1. Органы дознания: сущность и виды……………………………..
2. Начальник органа дознания………………………………………
2.1. Понятие начальника органа дознания……………………...
2.2. Полномочия начальника органа дознания в системе
органов внутренних дел……………………………………..
3. Начальник подразделения дознания…………..…………………
3.1. Понятие начальника подразделения дознания……..……...
3.2. Полномочия начальника подразделения дознания………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………
3
5
10
10
15
22
22
24
26
29
Принимая во внимание
положения п. 5 Положения о Министерстве
внутренних дел Российской Федерации,
утвержденного Указом Президента Российской
Федерации от 19 июля 2004 г. № 927, а также
ст. 7 Закона о милиции, под органами внутренних дел следует
понимать возглавляемую МВД России систему
органов, в которую входят МВД, ГУВД, УВД
по субъектам Российской Федерации, ОВД
(УВД) в районах, городах и иных муниципальных
образованиях, в том числе в нескольких
муниципальных образованиях, УВД (ОВД)
на железнодорожном, водном и воздушном
транспорте, в закрытых административно-
Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ под начальником органа дознания понимается должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПКРФ.
Другими словами, под начальником органа дознания понимается начальник органа внутренних дел, а также его заместители — начальник криминальной полиции и начальник полиции общественной безопасности.
Иные заместители начальника органа внутренних дел, не являющиеся по должности начальниками криминальной полиции и полиции общественной безопасности, процессуальными полномочиями начальника органа дознания не обладают. Также не наделены статусом начальника органа внутренних дел, т. е. не могут являться начальниками органа дознания, и руководители подразделений соответствующих органов внутренних дел13.
Не обладают процессуальными полномочиями начальника органа дознания и начальники специализированных подразделений дознания. Исчерпывающий перечень их процессуальных полномочий регламентируется ст. 401 УПК РФ (введена Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ).
Начальник органа внутренних дел (начальник органа дознания) или его заместители (начальник криминальной милиции или начальник милиции общественной безопасности) вправе делегировать отдельные процессуальные полномочия другим должностным лицам14.
Так, в соответствии с
п. 27 Типового положения о едином
порядке организации приема, регистрации
и проверки сообщений о преступлениях,
утвержденного приказом Генеральной прокуратуры
Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста
России, ФСБ России, Минэкономразвития
России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г.
№ 39/1070/1021/253/780/353/399, полномочия органа
дознания по проверке сообщений о преступлениях,
в том числе и принятию по их результатам
решений, предусмотренных ст.145 УПК РФ,
могут быть возложены начальником органа
дознания или его заместителем посредством
издания организационно-
Аналогичное положение
также закреплено в п.3 Инструкции
о порядке приема, регистрации
и разрешения в органах внутренних
дел Российской Федерации заявлений,
сообщений и иной информации о происшествиях,
утвержденной приказом МВД России от декабря 2005г. №985, согласно
которому полномочия по приему, проверке
и разрешению сообщения о происшествии
должны быть возложены организационно-
Начальник органа сам
входит в штат учреждения, наделенного
полномочиями органа дознания. Содержание
его деятельности, а,
следовательно, и его правовой статус
производен от содержания статуса органа16.
Между тем спорным
представляется высказанное в правовой
литературе мнение, что под дознавателем,
следует подразумевать
начальника органа дознания или соответствующее должностное лицо такого
органа, уполномоченное начальником органа
дознания на
производство дознания.
Подобная позиция не
соответствует действующему уголовно-
процессуальному закону уже потому, что ставит знак равенства между двумя
разными процессуальными фигурами: дознавателем
и начальником органа дознания. Действительно,
при определенных обстоятельствах руководитель
учреждения, наделенного правами органа
дознания (его начальник), может выступать
в уголовном процессе в качестве дознавателя.
Однако и в этом случае такой человек будет
обладать более широким объемом прав,
нежели любой другой сотрудник, выступающий
в этом качестве17.
Каждый начальник учреждения,
наделенного полномочиями
органа дознания, осуществляет руководство возглавляемым им органом
дознания. При этом организационное руководство
всеми определенного вида органами дознания
в полном объеме возложено на
руководителя центрального аппарата ведомства:
министра внутренних дел, руководителя
ФСБ РФ, начальника Главного управления
Государственной противопожарной службы
МЧС России и т. д. По-
этому, когда уголовно-процессуальным
кодексом право принятия
конкретного процессуального решения
предоставлено органу дознания, начальник
центрального аппарата ведомства своим
приказом
имеет право внести дополнительные требования
к порядку его осуществления. Так, ведомственные
приказы требуют утверждения начальниками
органов внутренних дел, подразделения
(управления)
Государственной противопожарной службы
и т.д. постановления об
отказе в возбуждении уголовного дела18.
Ведомственные нормативные
акты требуют от сотрудников
органов дознания утверждения не всех решений.
Поэтому, когда
вышестоящим руководителем не регламентированы
дополнительные
гарантии законности принятия того или
иного процессуального решения, они могут
быть определены начальником нижестоящего
подразделения19. Вплоть до местного органа дознания.
Если же предварительную проверку или
дознание осуществляет начальник органа,
ни одно из его процессуальных решений
(кроме тех, что требуют согласования с
прокурором) не утверждаются и
не согласовываются. Начальник учреждения,
перечисленного в ст.
140 УПК, вправе давать входящему в штат
этого подразделения лицу, производящему
расследование, исполняющему поручение,
указание следователя, и дознавателю собственные
указания, отстранять
от предварительной проверки (дознания)
и поручать их производство другому сотруднику20.
В УПК же закреплен
следующий перечень прав начальника
органа дознания. Начальник органа дознания вправе:
1) уполномочивать должностное лицо органа дознания осуществлять
предварительное расследование в форме
дознания и др.
(п. 7 ст. 5 УПК);
2) давать поручения
о производстве дознания и
неотложных
следственных действий (п. 17 ст. 5 УПК);
3) возлагать на дознавателя
полномочия органа дознания,
предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК (ч. 1 ст. 41 УПК);
4) давать дознавателю обязательные для исполнения
указания
(ч. 4 ст. 41 УПК);
5) по ходатайству дознавателя
продлять до 10 суток срок
предварительной проверки заявления (сообщения)
о преступлении
(ч. 3 ст. 144 УПК);
6) утверждать составленный
дознавателем обвинительный акт
(ч. 4 ст. 225 УПК).
2.2. Полномочия начальника органа дознания в системе органов внутренних дел
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ начальник органа внутренних дел является начальником органа дознания, пользуется всеми предоставленными ему полномочиями, в том числе при производстве уголовно-процессуальной деятельности. В системе органов внутренних дел производство дознания возлагается на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В силу занимаемой должности начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности являются заместителями соответствующих начальников органов внутренних дел и в силу функциональных обязанностей они вправе поручать производство дознания сотрудникам своих подразделений (ст. 8, 9 Закона РФ «О милиции»). Таким образом, полномочиями начальника органа дознания в ходе производства по уголовным делам в соответствии с п. 17 ст. 5 УПК РФ наделяются начальник органа внутренних дел, а также его заместители - начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности21.
Данные должностные лица могут возложить (делегировать) исполнение обязанностей начальника органа дознания на другое лицо (начальника отдела дознания в РОВД). Но при этом они сами не утрачивают полномочий начальника органа дознания - они вправе поручать производство дознания конкретным должностным лицам своего подразделения и осуществлять контроль за действием лиц, которым они делегировали те или иные свои полномочия22.
Нормативно закрепленная структура органов, четкое разграничение процессуальных полномочий должностных лиц создают предпосылки устойчивости всей системы досудебного производства и гарантируют от случайностей и субъективизма при принятии ими решений.
Процессуальные полномочия начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания определяются требованиями уголовно-процессуального закона. Начальник органа дознания вправе пользоваться всеми процессуальными полномочиями органа дознания, действуя от имени органа дознания – рассматривать и разрешать сообщения о преступлении, возбуждать с согласия прокурора уголовное дело, лично производить расследование в форме дознания и др., а также действовать в процессе как самостоятельная процессуальная фигура, реализуя полномочия, предоставленные начальнику органа дознания23.
В отличие от УПК РСФСР,
Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации наделил начальника органа
дознания полномочиями по осуществлению
процессуального руководства
Процессуальное положение начальника органа дознания в ходе расследования преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно, может быть охарактеризовано так – это должностное лицо:
а) отвечающее за проведение расследования в форме дознания (начальник органа дознания, пользуясь полномочиями органа дознания вправе сам провести расследование уголовного дела в форме дознания);
б) поручающее проведение дознания дознавателю;
в) дающее согласие дознавателю на проведение определенных процессуальных действий;
г) контролирующее законность производства следственных и процессуальных действий;
д) утверждающее обвинительный акт, завершающий дознание25.
В ходе осуществления уголовно-
Однако УПК РСФСР упоминал о начальнике органа дознания только применительно к протокольной форме досудебной подготовки материалов и не регулировал его отношения с лицом, производящим дознание. Это дало основание части авторам высказать в юридической литературе точку зрения, что указанные отношения носят исключительно ведомственный характер26.
УПК РФ наделил начальника органа дознания широким кругом процессуальных полномочий по осуществлению процессуального руководства расследованием преступлений в форме дознания:
1) продлевает до 10суток в случаях,
предусмотренных ч. 3 ст. 144 УПК РФ,
срок проверки поступившего
2) возлагает полномочия органа дознания на дознавателя (ч. 1 ст. 41 УПК РФ);
3) дает согласие дознавателю
на проведение определенных
4) дает обязательные для
5) утверждает обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК РФ).
Ряд полномочий начальника органа дознания
по организации расследования
В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК РФ
полномочия по проведению расследования
уголовных дел в форме
В соответствии с ч. 4 ст. 41 УПК РФ начальник органа дознания вправе давать дознавателю обязательные для исполнения указания по расследованию уголовных дел. Указания начальника органа дознания должны даваться в письменной форме и являются обязательными для исполнения. В случае несогласия дознавателя с указаниями начальника органа дознания, он вправе их обжаловать надзирающему прокурору, обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения27.
Информация о работе Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания