Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 00:14, контрольная работа

Описание работы

Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды.
Военные суды относятся к третьему звену судебной системы, хотя и сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему - Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Гарнизонные военные суды действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Содержание работы

Военные суды
Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Список литературы

Файлы: 1 файл

по+.docx

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями  военные суды обеспечивают соответствующие  органы Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они обслуживают и охраняют данные объекты (транспорт, помещения и т.п.), хранят архивы. Понесенные в связи с этим расходы оплачивают соответственно Судебный департамент при Верховном Суде РФ и Верховный Суд РФ.

Аппараты военных судов  и Военной коллегии Верховного Суда РФ помимо обеспечения правосудия обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, систематизируют законодательство и выполняют другие функции суда.

Штатное расписание и структура  аппарата военного суда, численность  его работников определяются в пределах выделенных средств президиумом соответствующего суда (при его отсутствии - председателем). Штатное расписание и структура аппарата Военной коллегии Верховного Суда РФ определяются Председателем Верховного Суда РФ. Положение об аппарате Военной коллегии Верховного Суда РФ утверждается ее председателем.

В каждом военном суде имеется  администратор, который назначается на должность и освобождается от нее начальником подразделения Судебного департамента при Верховном Суде РФ, курирующего организационное обеспечение деятельности военных судов, по представлению председателя соответствующего военного суда. Руководит деятельностью администратора названное подразделение Судебного департамента. Контролем над его деятельностью занимается председатель соответствующего суда.

Администратор военного суда:

  • занимается   организационным   обеспечением   деятельности суда;
  • взаимодействует с  государственными органами,  общественными объединениями, органами местного самоуправления по вопросам обеспечения деятельности суда;
  • принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий судей военного суда и работников его аппарата, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;
  • обеспечивает судей и работников аппарата юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;
  • осуществляет    информационно-правовое    обеспечение деятельности военного суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;
  • организует охрану зданий, помещений и другого имущества военного суда в нерабочее время, обеспечивает бесперебойную работу транспорта военного суда, средств связи, работу хозяйственной службы;
  • организует строительство зданий военного суда, а также их ремонт и техническое оснащение;
  • разрабатывает  проект  сметы  расходов  военного  суда, утверждаемый председателем военного суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента при Верховном Суде РФ;
  • выполняет приказы и распоряжения председателя военного суда, связанные с обеспечением деятельности военного суда.

 

 

 

2. Надзор прокуратуры  за соблюдением прав и свобод  человека и гражданина

 

На протяжении многих лет  существования Российского государства  идея защиты прав и свобод личности всегда отступала на последний план. Положение изменилось с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, в ст. 2, 17, 18 которой защита прав и свобод человека и гражданина названа задачей государственной важности. Статья 2 указывает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

В Конституции Российской Федерации впервые была введена  гл.2 «Права и свободы человека и  гражданина», в которой указано, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Конституционные права и  свободы человека и гражданина принято  делить на три группы: личные, политические и социально-экономические. Именно в таком порядке они записаны в Конституции Российской Федерации 1993 г., во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Неслучайно Декларация прав и свобод человека и гражданина начинается со слов: «Утверждая права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства, отмечая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, Верховный Совет РСФСР принимает настоящую Декларацию».

Содержание большинства  статей Конституции Российской Федерации  подтверждает, что каждому гражданину России гарантируется защита его  личных прав и свобод. И это не случайно. Интерес к человеку как  к личности, к проблемам его чести и достоинства - одно из доказательств подлинного демократизма жизни современного российского общества, успешного преодоления веками формировавшихся стереотипов, связанных с принижением роли человека, его чести и достоинства, с пренебрежением к его правам и свободам. Защита личных прав и свобод - болезненная и актуальная проблема для любого человека и гражданина, получившая в настоящее время особое значение. Каждый член общества должен быть уверен, что его личные права, закрепленные Основным Законом страны, надежно защищены государством.

Однако нельзя сказать, что  в этом направлении деятельности государства все обстоит благополучно. Так, в 2011 году прокурорами в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина выявлено 2 836 141 нарушение законов (в 2010 г. - 2 531 769), 187 749 незаконных правовых актов (в 2010 г. - 171 006). В органы прокуратуры поступило 3 500 304 обращения граждан (в 2010 г. - 3 261 107). В связи с этим возникает необходимость совершенствования и активизации защитных механизмов деятельности всех правоохранительных органов и, прежде всего, прокуратуры.

Это связано и с тем, что в Закон РФ «О прокуратуре  Российской Федерации» была включена самостоятельная глава «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», которая определила сущность и предмет прокурорского надзора, его полномочия, механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.

Новые экономические и  социальные отношения в обществе потребовали усовершенствования действующего законодательства. 10 февраля 1999 г. был принят новый Федеральный закон № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который расширил полномочия прокуроров. Центр внимания прокуроров переместился в сторону приоритета личности, человека, его прав и свобод, включая личные права.

В Российской Федерации законодательно закреплены три основные группы прав и свобод человека и гражданина: личные; политические и социально-экономические. Последовательность их закрепления в тексте Конституции Российской Федерации выражает исторический подход углубленного понимания цивилизованным миром очередности включения прав и свобод в общепризнанные международные стандарты. В соответствии с приведенной классификацией в Конституции Российской Федерации на переднем плане - личные права и свободы. К ним относятся права на: жизнь, свободу и неприкосновенность личности; охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; свободу определения национальной принадлежности; свободу передвижения; свободу совести и вероисповедания; свободу мысли и слова.

Государственная защита личных прав и свобод человека и гражданина гарантируется Конституцией Российской Федерации, обеспечивается деятельностью системы государственных органов и должностных лиц, в которую, исходя из основных задач, входят: Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции Российской Федерации закрепляет положение о том, что Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина); Конституционный Суд Российской Федерации; Федеральное собрание Российской Федерации (Совет Федерации, Государственная Дума осуществляют защиту личных прав и свобод, закрепление гарантий их обеспечения посредством законодательной деятельности; Совет Федерации назначает и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации (ст.102 Конституции); Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (ст.103 Конституции); Уполномоченный по права человека в Российской Федерации; Правительство Российской Федерации (федеральные органы исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства); органы прокуратуры Российской Федерации; суды (в ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием); органы государственной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; общественные объединения.

В функции всех названных органов и должностных лиц входит защита прав и свобод человека и гражданина, которую они обязаны осуществлять как по собственной инициативе, так и по требованию обратившихся к ним граждан.

Прокуратура не обладает комплексом признаков, характерных для какой-либо одной традиционной государственной ветви власти. Следовательно, отнесение ее к какой-либо из них возможно только после передачи ее функций. Между тем прокуратура является единой федеральной системой органов, осуществляющих самостоятельные государственные функции безотносительно к ветвям власти. Не подменяя ни один из органов государственной власти, органы прокуратуры от имени Российской Федерации осуществляют специфический вид государственной деятельности, направленный на поддержание законности, установленной в государстве, обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на ее территории, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. При этом они осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было государственных органов власти и управления, общественных формирований и должностных лиц в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Правовое положение органов прокуратуры определяется не отнесением ее к какой-либо ветви государственной власти, а осуществлением государственно-правовых функций. Исходя из чего функции прокуратуры производны от функций государства.

В деятельности прокуратуры последних лет центральное место занимает надзор за соблюдением личных прав и свобод человека и гражданина. На современном этапе это одна из наиболее востребованных функций прокуратуры. Элементы правозащиты реализуются прокурором в процессе исполнения всех полномочий, при осуществлении любой из функций. В этом смысл, цель и назначение надзорной и иной деятельности российской прокуратуры применительно к каждому направлению, в котором центральный вопрос - о том, соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина. И если они не соблюдаются, прокурор принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина, и является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности.

Сущность прокурорского надзора, в рассматриваемом аспекте, состоит в том, что он является основой демократического строя правового государства, обеспечивая гарантии прав и свобод граждан, материализуя на практике требование Конституции Российской Федерации о признании фактического верховенства неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина в современной правовой системе России.

Механизм работы прокуроров по разрешению обращений, заявлений, жалоб и предложений граждан включает несколько стадий. На первой определяется, относятся ли поднятые заявителем вопросы к компетенции органов прокуратуры, и отсеиваются обращения, рассмотрение которых отнесено к компетенции других органов. На второй стадии происходит разрешение поступивших сведений по существу с принятием необходимых организационных решений (об удовлетворении жалобы и применении мер прокурорского реагирования либо о признании доводов заявителя необоснованными). По каждому обращению, заявлению, жалобе должны быть приняты следующие решения о: 1) принятии к рассмотрению; 2) передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; 3) направлении в другие органы; 4) приобщении к ранее поступившей жалобе.

Все обращения, заявления, жалобы граждан и должностных лиц, подлежащие рассмотрению и разрешению другими органами и учреждениями, в семидневный срок со дня регистрации должны быть отправлены по назначению. Рассмотрение сообщений о нарушении прав и свобод, как правило, дает возможность прокурору установить состав правонарушения, выяснить суть поступившего к нему обращения, определить меры, необходимые для устранения причин, способствующих обнаруженным правонарушениям. При неполноте материалов прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.

В тех случаях, когда обращения, заявления, жалобы, иные сообщения не содержат необходимых для принятия решения данных, либо когда представленные доказательства вызывают сомнение, прокурор проводит проверку. Указанные сообщения являются поводом для ее проведения.

Проверки соблюдения прав и свобод граждан представляют всего лишь разновидность проверок исполнения законов, поскольку защищаемыми в Российской Федерации могут быть только права и свободы, закрепленные законами. Поэтому основания для прокурорской проверки, установленные ст. 21 Закона о прокуратуре, являются общими для всех видов проверок, в том числе проводимых в целях предупреждения нарушений личных прав и свобод человека и гражданина. В процессе ее проведения необходимо выяснить: был ли факт нарушения прав и свобод человека и гражданина; если был, то в чем конкретно выражался; какие законы и правовые нормы при этом были нарушены; конкретно каким органом, организацией или лицом было допущено нарушение прав и свобод человека и гражданина; обстоятельства, способствующие данному нарушению.

Под полномочиями прокурора по устранению и предупреждению нарушений личных прав и свобод человека и гражданина понимается комплекс его прав и обязанностей, позволяющий реализовывать правовые и организационные средства, направленные на устранение или предупреждение правонарушений, понуждение органов исполнительной и государственной власти, должностных лиц и граждан к выполнению предписаний нормативных актов и обеспечивающие возможность человеку и гражданину реально пользоваться конституционными правами и свободами.

Информация о работе Надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина