Нарушение правил дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение вопросов нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить объект, объективную сторону нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств,
- определить субъект и субъективную сторону нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Автомобильный транспорт играет ключевую роль в развитии транспортной системы  страны. Сейчас автомобильный транспорт  развиваясь в условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, он способствует нормализации положения  в финансовой и кредитной сфере  и в настоящее время значительно  увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта, в связи с чем начаты важные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования  организационно-правовых, финансово-экономических  механизмов, регулирующих транспортную деятельность. Вместе с тем, в системе  обеспечения безопасности дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд  серьезных проблем социально- экономического, административно-правового, уголовно-правового  характера, которые диктуют необходимость  принятия государственных мер с  целью снижения негативных последствий  автомобилизации на развитие государства  и общества.

По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько  раз превышают ущерб от железнодорожных  катастроф, пожаров и других видов  несчастных случаев. Каждые сутки на улицах городов и дорогах совершается  более 430 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают и получают травмы различной тяжести около 600 человек.

По оценкам Всемирной организации  здравоохранения, дорожно - транспортные происшествия ежегодно становятся причиной гибели более двух миллионов человек. На автодорогах гибнут десятки тысяч  человек в течение одного года.

В связи  с увеличением количества дорожно-транспортных происшествий, соответственно наблюдается  и количественный рост преступлений, посягающих на нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств являются самым преобладающим видом преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Уголовно наказуемые последствия, стремительно набирающей темпы автомобилизации, потребность в их уголовно-правовом урегулировании и определили практическую актуальность исследования.

Состояние безопасности дорожного  движения в последние пятнадцать лет имеет стойкую тенденцию  к ухудшению, что вызвано следующими факторами: ростом числа транспортных средств; неразвитостью дорожной инфраструктуры, ее отставанием по сравнению с  ростом числа транспортных средств; переадресацией грузопассажирских  потоков с железнодорожного и  водного транспорта на автомобильный  транспорт; постоянным реформированием  органов, осуществляющих надзор в области  безопасности дорожного движения; снижением качества подготовки водителей и др.

Объектом исследования служат общественные отношения о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Предмет исследования - система правовых норм, регулирующих отношения о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Цель курсовой работы - изучение вопросов нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- определить объект, объективную сторону нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств,

- определить субъект и субъективную  сторону нарушения правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных  средств;

- проанализировать особенности уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты, полученные автором, могут внести необходимые практические коррективы по уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

 

 

 

ГЛАВА 1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1.1 Уголовно-правовая характеристика  транспортных преступлений

Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, выделены в самостоятельную главу 28 в Уголовном кодексе (Далее - УК). Это объясняется тем, что на современном  этапе развития общества, то есть с  ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной  частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе. В самом разделе  глава занимает четвертое место  после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений.

По объективной стороне преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой действия (например, приведение в негодность транспортных средств или путей  сообщения или бездействия (например, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие) содержанием которых является заведомое нарушение установленных на транспорте правил безопасности.

Сложность и многообразие правил безопасности вынудили законодателя сделать нормы  об ответственности за транспортные преступления бланкетными. Таким образом, особенностью преступлений, посягающих на безопасность использования транспортных средств, является то, что диспозиции норм уголовного закона, определяющие их признаки, являются бланкетными. Поэтому для установления наличия состава конкретного преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта всякий раз необходимо обращаться к законам и другим нормативным актам, регламентирующим правила безопасности движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

Для характеристики объективной стороны  транспортных преступлений важно также, что, как правило, имеет место  материальное описание составов. Условием уголовной ответственности в  этих случаях является наступление  указанных в законе общественно  опасных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести  вреда здоровью человека. Причинение при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта легкого вреда здоровью человека, а также ущерба влечет не уголовную, а административную ответственность.

При совершении некоторых преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрена повышенная ответственность за причинение таких  последствий, как смерть человека или  гибель двух и более лиц.

Усиление ответственности за подобного рода деяния обусловлено тяжестью последствий и их распространенностью.

Субъективная сторона транспортных преступлений - всегда преступная неосторожность в форме самонадеянности или  небрежности по отношению к последствиям, о чем свидетельствует содержащееся указание в самом законе. Констатация  же умышленного причинения вреда  жизни, здоровью, имуществу с использованием транспортного средства (для наезда, тарана и т.д.) должна влечь квалификацию деяния по соответствующим статьям об ответственности за преступления против личности или собственности.

Субъект рассматриваемых деяний в  большинстве случаев специальный, а именно лица, управляющие транспортным средством или иным лицом, профессионально  обязанным соблюдать правила  безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе, обеспечивать его безопасную эксплуатацию. Возраст  уголовной ответственности за транспортные преступления - 16 лет. Хотя несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет могут быть учеником машинистов, водителей автотранспорта, слесарей-ремонтников либо обучаться  профессии соответствующего профиля  в учебных заведениях, либо управлять  мотоциклом, но в подавляющем большинстве  случаев лица, виновные в транспортных преступлениях, по крайней мере из числа лиц, управляющих транспортом или его обслуживающих уже достигли совершеннолетия.

Субъектами преступления, могут  быть лица, достигшие к моменту  совершения 14-летнего возраста.

Таким образом, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой «предусмотренные уголовным законом общественно  опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения  безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей  в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного  транспорта».

В учебной литературе предложена классификация  преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающая две их группы:

  1. преступления, связанные с использованием транспортных средств;
  2. иные преступления в сфере функционирования транспорта. К первой группе относятся преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств ко второй - преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

1.2 Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Небольшое количество норм уголовного права, предусматривающих ответственность  за нарушение правил дорожного движения, порождает среди владельцев автомобилей, мотоциклов, других механических транспортных средств, а также, к сожалению, и  среди работников правоохранительных и правоприменительных органов  иллюзию, будто бы уголовно-правовая проблема в области безопасности дорожного движения довольно несложна. Истоки этой иллюзии лежат в недостаточно четком понимании дискуссионности  и нерешенности ряда специальных  вопросов, составляющих эту проблему.

Действительно, для человека, управляющего транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения и  эксплуатации транспортных средств, уголовная  ответственность в настоящее  время предусмотрена статьей  317 УК.

Поскольку речь идет об основаниях уголовной  ответственности, под "правилами  дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" следует понимать такую совокупность правовых норм, выполнение которых означает, что  водитель не совершил уголовно-наказуемого  правонарушения. В Правилах дорожного движения (ПДД) определено, что настоящие Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Республики Беларусь. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Другими словами, названные в ст.317 "правила дорожного движения и  эксплуатации транспортных средств" должны основываться на требованиях  Правил и не противоречить им.

Поэтому важно подчеркнуть, что  в вину водителю могут быть вменены  только нарушения ПДД или приложения к ним (конкретные пункты). Например, неисправность механизма, поднимающего стекло правой передней двери автомобиля, хотя и является технической неисправностью, однако не может быть вменена в  вину водителю, совершившему аварию, как нарушение правил эксплуатации.

Такая неисправность не названа  в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В Правилах дорожного  движения прямо указано, что водитель обязан обеспечить исправное техническое  состояние транспортного средства в соответствии с основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации. Названный выше Перечень является приложением к этим основным положениям.

Встречающиеся ошибки предварительного следствия, когда водителю вменяют  в вину управление автомобилем с  техническими неисправностями, не названными в Перечне, показаны далее при  рассмотрении конкретных дел.

Для наступления уголовной ответственности  недостаточно факта нарушения Правил дорожного движения. Необходимо, чтобы  это нарушение повлекло за собой  наступление последствий, предусмотренных уголовным кодексом. Следовательно, вторым обязательным условием уголовной ответственности являются последствия, которые это нарушение повлекло.

К первому виду последствий относятся  тяжкий вред здоровью человека либо крупный ущерб. Закон в данном случае не называет в качестве квалифицирующего признака число пострадавших, а только указывает степень тяжести вреда, причиненного здоровью. Причинение легкого вреда здоровью по неосторожности в результате нарушения водителем Правил дорожного движения не является уголовно-наказуемым и относится к административным проступкам.

Поэтому если при опрокидывании  автомобиля по вине водителя легкие телесные повреждения получили даже 10-12 человек, уголовная ответственность наступить  не может. За легкий вред здоровью одному или нескольким людям уголовная ответственность водителю не предусмотрена.

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств  лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения, - наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или  лишением свободы на тот же срок.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого  телесного повреждения - наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Информация о работе Нарушение правил дорожного движения