Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:04, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение вопросов нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить объект, объективную сторону нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств,
- определить субъект и субъективную сторону нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
По данным судебной статистики количество осужденных но статье 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь за это же время составило------- человек. При этом свыше ------- виновных осуждено за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение тяжкого телесного повреждения или смерть человека. В последнее время резко увеличилось число осужденных за аварии, повлекшие гибель двух и более человек.
Особенно внимание Верховный Суд заострил на виновных, управляющих транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Недопустимы послабления лицам, сотворившим беду на дороге, будучи нетрезвыми. В связи с этим Верховный Суд рекомендовал нижестоящим судам ужесточить наказания данной категории водителей.
И наконец, если по вине пьяных водителей погибли люди - лишение свободы с обязательным полным возмещением материального ущерба и компенсацией морального вреда.
Уголовные дела о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств считаются одними из самых сложных. У каждого участника ДТП, имеется своя версия случившегося. Порою эти версии прямо противоположны. Разобраться в них, найти ту единственную причину, которая привела к трагедии, иногда очень непросто.
Чтобы сделать вывод о виновности
в ДТП конкретного его
Важное значение имеет и поведение виновного после совершения преступления. Оказание потерпевшему неотложной помощи непосредственно после преступления; добровольное возмещение ущерба; любые действия, направленные на заглаживание вреда уже в силу закона признаются обстоятельствами, смягчающими ответственность, и обоснованно учитываются судами.
К сожалению не редки ситуации, когда водители, совершив ДТП, скрывается с места, не оказав помощь пострадавшим. Совершив подобное, водитель серьезно отягощает свою участь, поскольку оставление в опасности - это умышленное преступление.
2.3 Уголовная ответственность за
нарушение правил дорожного
Следуя Статье 317 УК Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения, - наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
То же деяние, повлекшее по неосторожности
смерть человека либо причинение тяжкого
телесного повреждения,-
Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью или без лишения.
Согласно Статье 317-1 УК управление транспортным средством лицом находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потребление наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, совершенные в течении года после наложения административного за такие же нарушения, - наказываются лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потребление наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, совершенные лицом не имеющим права управления транспортным средством, в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, - наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев.
Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства, либо допуск к управлению транспортным средством лица, заведомо не имеющего права управления транспортным средством или заведомо находящегося в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо иное грубое нарушение правил эксплуатации транспортного средства, совершенные лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортного средства, если эти нарушения повлекли по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере, - наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Таким образом, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 317 УК, состоит в нарушении правил дорожного движения или нарушении правил эксплуатации транспортных средств. Судам надлежит разграничивать названные правила, имея в виду, что водителем могут быть нарушены либо правила дорожного движения, либо правила эксплуатации транспортных средств, а равно правила дорожного движения наряду с правилами эксплуатации.
Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона, остановки, стоянки, маневрирования на дороге, ином невыполнении предписаний Правил дорожного движения.
Нарушение же правил эксплуатации может выражаться в допуске технически неисправных транспортных средств к участию в дорожном движении, несоблюдении правил перевозки пассажиров, грузов, иных нарушениях как Правил дорожного движения, так и требований технических нормативных правовых актов.
Ныне действующая ст.314 УК Республики Беларусь устанавливает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.
Данное преступление наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.
По
оперативным данным Управления Государственной
автомобильной инспекции
Сведения о количестве зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий в республике приведены в следующей таблице:
2011 год | ||
всего |
темпы прироста (снижения) к аналогичному периоду прошлого года, % | |
Зарегистрировано дорожно- |
5 866 |
-7,8 |
Число погибших в результате |
1 189 |
-0,1 |
Число раненых в результате |
6 294 |
-7,9 |
В 2011 году
в дорожно-транспортных происшествиях
пострадало
625 детей, из них 35 детей погибло.
По
вине водителей, находившихся в состоянии
алкогольного опьянения,
в 2011 году в республике произошло 867 дорожно-транспортных
происшествий (на 2,9% меньше, чем в 2010 году).
Данные о дорожно-транспортных происшествиях, произошедших по вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, а также о количестве пострадавших в них представлены в таблице:
Количество дорожно- |
Число погибших, человек |
Число раненых, | ||||
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
Республика Беларусь |
893 |
867 |
206 |
211 |
1 049 |
1 017 |
Области: |
||||||
Брестская |
127 |
126 |
24 |
29 |
148 |
131 |
Витебская |
97 |
85 |
18 |
14 |
100 |
93 |
Гомельская |
168 |
149 |
48 |
47 |
172 |
173 |
Гродненская |
98 |
91 |
30 |
25 |
124 |
110 |
г. Минск |
72 |
68 |
8 |
11 |
106 |
104 |
Минская |
197 |
216 |
50 |
49 |
220 |
231 |
Могилевская |
134 |
132 |
28 |
36 |
179 |
175 |
В 2011 году за управление транспортным
средством в состоянии алкогольного опьянения
привлечено к административной ответственности
46,8 тыс. водителей (на 7,3% меньше по сравнению
с 2010 годом).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, непосредственным объектом нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, следует признавать общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Ныне действующая ст.314 УК Республики Беларусь устанавливает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. В данной статьи установлена ответственность за более тяжкий вид данного преступления - «то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека». И, наконец, устанавливает еще более строгое наказание, если действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекли по неосторожности смерть двух и более лиц.
Между нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и наступившими последствиями должна существовать причинная связь, т. е. данные нарушения должны быть причиной аварии, ее необходимым условием: если бы не было нарушений, то не произошло бы и аварии.
Степень тяжести причиненного здоровью вреда определяется судебно- медицинским экспертом.
К ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств может быть привлечено лицо, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством. Под другими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, трактора, иные самоходные машины, мотоциклы и иные транспортные средства, кроме мопедов и приравненных к ним других подобных транспортных средств, передвигающиеся по дорогам с помощью двигателя. Лицо признается управляющим транспортным средством независимо от того, управляет ли оно машиной, которая движется своим ходом, или машиной, которая движется на прицепе у другой машины. Отсутствие водительского удостоверения у лица, управляющего транспортным средством, а равно лишение его этих нрав не имеет значения для привлечения виновного к ответственности. Виновным может быть признан водитель, непосредственно управляющий транспортным средством, безотносительно к основаниям управления (собственник, лицо, управляющее по доверенности, либо лицо, угнав шее транспортное средство, и т. д.). К ответственности за совершение данного преступления может быть привлечено вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.