Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 16:04, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение вопросов нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить объект, объективную сторону нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств,
- определить субъект и субъективную сторону нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
Под транспортным средством, указанным в статьях 214, 317-318 настоящего Кодекса, понимаются механическое транспортное средство,
предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также самоходная машина. Таким образом сделаем вывод, что по объективной стороне преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой действия или бездействия содержанием которых является заведомое нарушение установленных на транспорте правил безопасности. А поскольку речь идет об основаниях уголовной ответственности , под «правилами дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» следует понимать такую совокупность правовых норм, выполнение которых означает, что водитель не совершил уголовно-наказуемого правонарушения.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПНОГО НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Объект преступления. Объективная сторона преступления
Правовые и организационные основы дорожного движения в Республике Беларусь определяются Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О дорожном движении», а порядок движения на дорогах и его безопасность - Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551, и иными актами законодательства.
С учетом бланкетного характера диспозиций ст.ст. 317, 318 и 321 УК в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в приговоре должно содержаться указание о том, какие пункты Правил дорожного движения или положения нормативных правовых актов, регламентирующих безопасность движения или порядок эксплуатации транспортных средств, нарушены, а также раскрыто содержание этих нарушений.
Критерии отнесения того или иного средства передвижения к транспортным средствам, о которых идет речь в ст.ст. 317-318 УК, сформулированы в примечании к ст. 317 УК. Для правильного применения терминов «механическое транспортное средство», «самоходная машина» следует руководствоваться их определениями, содержащимися в Правилах дорожного движения.
Необходимо отграничивать
охраны труда, безопасности работ с использованием транспортных средств или против жизни и здоровья. В случаях, когда смерть или телесные повреждения причиняются в результате нарушения правил безопасности строительных, сельскохозяйственных или других работ, правил охраны труда, погрузки или выгрузки грузов, ремонта транспортных средств, содеянное в зависимости от конкретных обстоятельств дела должно квалифицироваться по статьям УК, предусматривающим ответственность за такие нарушения или за преступления против жизни и здоровья.
Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований лицом, на которое распространяется статус военнослужащего, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого или тяжкого телесного повреждения либо наступление смерти, подлежит квалификации по ст. 464 УК.
В иных случаях нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств военнослужащий несет ответственность по ст. 3 17 УК.
Независимо от характера допущенных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств преступления, предусмотренные ст.ст. 317, 318, 321 УК, признаются совершенными по неосторожности, поскольку субъективная сторона этих деяний характеризуется неосторожным отношением виновного к наступлению общественно опасных последствий.
Если же наступление таких последствий
охватывалось умыслом виновного, его
деяния подлежат квалификации по статьям
УК, предусматривающим
В тех случаях, когда виновным последовательно
совершены самостоятельные
Обязательным признаком
Нарушения, которые не связаны с наступившими последствиями (например, отсутствие у водителя в момент дорожно-транспортного происшествия водительского удостоверения), подлежат исключению из обвинения.
В случаях, когда требованиям правил
дорожного движения не соответствовали
действия нескольких участников дорожно-транспортного
происшествия, необходимо выяснять момент
и причины возникновения у
водителя препятствия или опасности
для движения, наличие или отсутствие
технической возможности
Если невыполнение водителем требований правил дорожного движения носило вынужденный характер и было вызвано действиями других участников дорожного движения, следует исходить из конкретной обстановки произошедшего, сопоставляя характер и тяжесть предотвращенного и фактически причиненного вреда в соответствии с правилами крайней необходимости (ст. 36 УК).
Для выяснения вопросов, требующих специальных знаний, в зависимости от особенностей дорожно-транспортного происшествия о скорости движения транспортных средств, о технической возможности у водителей предотвратить дорожно-транспортное происшествие, о соответствии действий участников дорожно-транспортного происшествия требованиям Правил дорожного движения, о техническом состоянии неосторожной вины к последствиям следует квалифицировать как причинение смерти по неосторожности.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 317 УК, состоит в нарушении правил дорожного движения или нарушении правил эксплуатации транспортных средств. Судам надлежит разграничивать названные правила, имея в виду, что водителем могут быть нарушены либо правила дорожного движения, либо правила эксплуатации транспортных средств, а равно правила дорожного движения наряду с правилами эксплуатации.
Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона, остановки, стоянки, маневрирования на дороге, ином невыполнении предписаний Правил дорожного движения.
Нарушение же правил эксплуатации может
выражаться в допуске технически
неисправных транспортных средств
к участию в дорожном движении,
несоблюдении правил перевозки пассажиров,
грузов, иных нарушениях как Правил
дорожного движения, так и требований
технических нормативных
Нарушение лицом, управляющим транспортным
средством, правил дорожного движения
или эксплуатации транспортных средств,
повлекшее наступление
Как самостоятельные преступления должны квалифицироваться
деяния с различными уголовно-наказуемыми последствиями, когда они
совершены в разное время и последствия наступили в результате нескольких взаимно не связанных нарушений правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.
При совершении нескольких взаимно не связанных нарушений, повлекших наступление одинаковых последствий, действия виновного охватываются соответствующей частью ст. 317 УК, содержащей указание на наступление этих последствий.
По ч. 3 ст. 317 УК подлежат квалификации действия виновного в случаях причинения смерти двум и более лицам вследствие одного и того же дорожно-транспортного происшествия.
Водитель, допустивший нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение телесных повреждений, и заведомо оставивший без помощи потерпевшего, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 317 и ч. 3 ст. 159 УК.
Если же водитель не был виновен
в нарушении указанных правил,
но жизнь и здоровье потерпевшего,
находящегося в опасном для жизни
состоянии и лишенного
Необходимо иметь в виду, что
преступные деяния, ответственность
за которые установлена ст.317-1 УК,
характеризуются умышленной формой
вины и могут выражаться в совершении
любого из предусмотренных ею альтернативных
действий повторно в течение года
после наложения
При рассмотрении уголовных дел о таких преступлениях судам надлежит проверять законность привлечения обвиняемого к административной ответственности за предыдущее нарушение.
Лицо, виновное в незаконном допуске
к управлению транспортным средством
лица, заведомо не имеющего права управления
или заведомо находящегося в состоянии
алкогольного опьянения или в
состоянии, вызванном потреблением
наркотических средств, психотропных,
токсических или других одурманивающих
веществ, повлекшем наступление
указанных в законе последствий,
несет ответственность по ст. 318 УК,
а лицо, фактически управлявшее в
этом случае транспортным средством
и совершившее дорожно-
При назначении наказания в виде штрафа по ст. 317-1 УК, содержащей административную преюдицию, необходимо иметь в виду, что размер штрафа в таких случаях не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке.
Если санкцией статьи уголовного закона, наряду с назначением основного наказания, предусмотрена возможность применения или неприменения к виновному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, суд должен обсудить вопрос, связанный с назначением дополнительного наказания, и указать в приговоре мотивы принятого решения.
При этом судам необходимо иметь в виду, что лишение права заниматься таким видом деятельности, как управление транспортными средствами, не исключается и в отношении лиц, которые на момент совершения дорожно-транспортного происшествия осуществляли управление механическим транспортным средством при отсутствии водительского удостоверения, выдаваемого в установленном порядке.
Если вред, причиненный в результате
дорожно-транспортного
При установлении фактов недобросовестного
отношения к выполнению служебных
обязанностей, неудовлетворительного
состояния парка транспортных средств
и (или) самоходных машин, нарушений
трудовой и исполнительской дисциплины
в организациях, эксплуатирующих
транспортные средства, правил содержания
автомобильных дорог, улиц, железнодорожных
переездов и других дорожных сооружений,
способствовавших совершению преступления,
судам следует вынесением частных
постановлений (определений) обращать
внимание соответствующих
2.2 Преступления связанные с
нарушением правил дорожного
движения и эксплуатации
1 октября 2008 года состоялось заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь на котором обсуждались вопросы применения судами законодательства по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статьи 317-318, 321 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Судьи и приглашенные обсудили вопросы применения судами законодательства по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статьи 317-318, 321 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Распространенность
Объективность, всесторонность и полнота исследования обстоятельств каждого уголовного дела является непременным условием судебной деятельности. Учитывая, что уголовная ответственность у нас установлена за совершение дорожно-транспортных происшествий, повлекших наиболее серьезные, зачастую трагические последствия, результаты рассмотрения любого дела должны обеспечивать неотвратимость ответственности виновных и назначение им адекватных мер наказания, вносить значительный вклад в предупреждение подобных преступлений.
Статистика по дорожно-транспортным происшествиям весьма удручающа. За последние пять лег (с 2007 по 2012 год) в результате дорожно-транспортных происшествий погибло -----человек, травмировано ------. Особую тревогу вызывает тот факт, что за указанный период на дороге погибло ----- детей.