Назначение наказания за преступление, предусмотренное статьей 264

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении и уголовно-правовом анализе действующего законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за автотранспортные преступления.
Задачи:
1. Определить понятие, виды, объективные и субъективные признаки автотранспортных преступлений.
2. Изучить основания и пределы уголовной ответственности лиц, совершивших автотранспортные преступления.
3. Рассмотреть особенности квалификации автотранспортных преступлений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 5
Глава 2. Преступления с формальным составом 9
2.1. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270 УК) 9
2.2. Нарушение правил международный полетов (статья 271 УК) 12
2.3. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (статья 2711 УК) 13
Глава 3. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264) 16
Глава 4. Назначение наказания за преступление, предусмотренное статьей 264 22
Заключение 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курсач УП.docx

— 59.69 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Общая  характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 5

Глава 2. Преступления с формальным составом 9

2.1. Неоказание  капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270 УК) 9

2.2. Нарушение  правил международный полетов  (статья 271 УК) 12

2.3. Нарушение  правил использования воздушного  пространства Российской Федерации  (статья 2711 УК) 13

Глава 3. Нарушение  правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264) 16

Глава 4. Назначение наказания за преступление, предусмотренное  статьей 264 22

Заключение 27

Список литературы 30

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования определяется тем, что автотранспортные преступления – самые распространенные среди преступлений с неосторожной формы вины. В среднем 75% всех неосторожных преступлений совершаются на дорогах. Их специфика состоит в соотношении  несерьезности, легкомысленности деяния и тяжести, наступающих последствий.

Банальное превышение скорости на 10 км/ч при стечении ряда обстоятельств  может повлечь не административную ответственность в виде штрафа (в  крайнем случае, в лишении прав), а уголовную в виде лишения  свободы и ряда мало привлекательных  перспектив.

Борьба с нарушениями  правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является одной  из наиболее сложных и важных проблем, требующих постоянного внимания и решения со стороны общества. Автомобиль получил быстрое развитие и распространение как наиболее быстроходное, экономичное, комфортабельное  и независимое от каких-либо сооружений транспортное средство.

Пользование автомобилем  стало признаком деловитости  современного человека, подвижности, ловкости, преуспевания в современных условиях жизни. Однако автомобиль, мотоцикл, трактор  и другие механические транспортные средства являются источником повышенной опасности. Это означает, что человек, который им управляет, должен быть физически  и психически здоров, знать Правила  дорожного движения и, главное, строго их выполнять.

Нарушение требований дорожной безопасности приводит к происшествиям, при которых получают ранения  и гибнут водители, другие участники  движения, повреждаются транспортные средства.

Уровень безопасности на дорогах и улицах городов, населенных пунктов определяется количеством дорожно-транспортных происшествий и тяжестью их последствий.

Чаще всего виновниками  ДТП становятся водители, что происходит по различным причинам, таким как  усталость, невнимательность, самоуверенность,  пьянство и так далее, но не реже и пешеходы становятся виновниками  ДТП практически по тем же причинам. Борьба с этими негативными явлениями  ведется различными методами и средствами. Значительную роль среди мероприятий  по предотвращению автотранспортных преступлений играют меры уголовно-правового характера. Такие меры применяются в отношении  преступных деяний на транспорте. Реализация уголовно-правовых норм способствует укреплению общественной дисциплины, что обеспечивает, в конечном итоге, прочный общественный порядок в  стране.

Цель исследования заключается  в изучении и уголовно-правовом анализе  действующего законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за автотранспортные преступления.

Задачи:

1. Определить понятие,  виды, объективные и субъективные  признаки автотранспортных преступлений.

2. Изучить основания и  пределы уголовной ответственности  лиц, совершивших автотранспортные  преступления.

3. Рассмотреть особенности  квалификации автотранспортных  преступлений.

4. Выявить основные проблемы  уголовной ответственности и  наказания за автотранспортные  преступления.

Объект исследования —  автотранспортные преступления, как  вид преступления против безопасности дорожного движения.

Предмет исследования —  уголовная ответственность за автотранспортные преступления.

 

Глава 1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

 

Автотранспортные преступления - собирательное криминологическое  понятие, охватывающее нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; недоброкачественный  ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; приведение в негодность транспортных средств или путей  сообщения; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.1

Транспортные преступления – это предусмотренные  уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на нормальное функционирование (движение и эксплуатацию) железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и магистрального трубопроводного транспорта и причинившие вред жизни, здоровью граждан либо ущерб имущественного, организационного, морального характера.

В действующем УК преступлениям  против безопасности движения и эксплуатации транспорта посвящена самостоятельная  глава. Видовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных  видов транспорта.2

Преступления, объединенные в одну главу, должны составлять в  совокупности единую систему, что в  гл. 27 УК соблюдено не в полной мере. Так, в специальной литературе отмечалось, что к транспортным преступлениям  не следовало относить деяния, предусмотренные  ст. ст. 270, 271, 2711 УК . Первое из них представляет собой частный случай оставления в опасности, а второе и третье - скорее посягает на порядок управления.3

Ряд авторов высказывает  обоснованные сомнения по поводу отнесения  к рассматриваемой группе нарушений  правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных  трубопроводов (ст. 269 УК), отмечая, что  нарушение правил строительства  трубопроводов не вписывается в  общую характеристику транспортных преступлений.4

Помимо этого, утратившая силу ст. 265 УК (оставление места дорожно-транспортного  происшествия) ранее воспринималась как частный случай оставления в  опасности, что в общей форме  предусмотрено ст. 125 УК.

Основным непосредственным объектом различных преступлений, входящих в гл. 27 УК, следует признать общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования конкретного вида транспорта. Дополнительным объектом большинства преступлений являются здоровье и жизнь человека.

Предмет преступления — транспортные средства, указанные в диспозиции статьи. Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному — авиационный.

Понятие эксплуатации транспорта означает использование транспорта по прямому назначению. Следует учитывать, что эксплуатация транспорта может  происходить как в процессе движения, так и вне его.

Как и диспозиции всех норм о преступлениях, сопряженных с  нарушением определенных правил, диспозиции рассматриваемых норм носят бланкетный характер. Необходимо установить, какие  именно правила безопасности движения или эксплуатации транспорта были нарушены лицом, а потому следует помимо УК обратиться к нормативному акту другой отрасли права, предусматривающему эти правила. К ним относятся, например, Воздушный кодекс РФ 1997 г., Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"5, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г.6 и ряд других актов.

Большинство преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта по характеристике объективной  стороны представляет собой материальный состав, поэтому помимо совершения действия или бездействия необходимо наличие предусмотренного в законе последствия и причинной связи  между деянием и последствием. Составы двух преступлений следует  отнести к формальным. Это - неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК).

Установление причинной  связи в неосторожных преступлениях, особенно если они связаны с использованием техники, на практике вызывает серьезные  трудности. Еще в 70-х гг. XX в. на эту  проблему обратил внимание П.С. Дагель, который при анализе признаков  состава таких преступлений выделял  несколько этапов в развитии причинной  связи: 1) возможность причинения вреда, когда правила уже нарушены; 2) возникновение аварийной ситуации, когда техника еще находится  под контролем лица, нарушившего  правила, и оно может избежать причинения вреда; 3) выход техники  из-под контроля субъекта и полная утрата им возможности предотвращения последствий; 4) реальное наступление  последствий.7

Федеральный закон от 21 ноября 2003 г.8 внес существенные изменения в характеристику последствий преступлений, предусмотренных ст. ст. 263, 264, 266 - 269 УК, исключив указание на причинение средней тяжести вреда здоровью, а в некоторых - и на причинение крупного ущерба. В качестве последствия в основных составах преступлений в настоящее время предусмотрено причинение тяжкого вреда здоровью человека. Только в ч. 1 ст. 267 УК осталось указание также и на причинение крупного ущерба. Если предусмотренное УК последствие отсутствует, лицо может быть привлечено к административной, дисциплинарной или материальной ответственности.

В качестве квалифицирующего признака (за исключением ст. ст. 270, 271 и  2711 УК) предусмотрено причинение человеку смерти по неосторожности, а в качестве особо квалифицирующего - смерть двух или более лиц.

Субъективная сторона  рассматриваемых преступлений, за исключением  преступлений, предусмотренных ст. ст. 270,271 и 2711 УК, характеризуется неосторожностью. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов совершаются умышленно.

В тех составах, в которых  субъект наделен специальными признаками, связанными с выполняемой им работой, его возраст - не менее 18 лет. В остальных  составах субъект - лицо, достигшее 16 лет. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 267 УК, является лицо, достигшее возраста 14 лет.9

 

Глава 2. Преступления с формальным составом

 

Как уже отмечалось выше, преступления, предусмотренные главой 27 УК РФ имеют материальный состав, кроме статей 270-2711 УК РФ.

2.1. Неоказание капитаном  судна помощи терпящим бедствие (статья 270 УК)

 

Рассматриваемое преступление относится к преступлениям международного характера.

Данная норма является специальной по отношению к норме, содержащейся в статье 125 УК. Согласно правилу о конкуренции общей  и специальной норм применяться  должна специальная.

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность человека на водных путях.

Местом совершения данного  преступления являются море или иной водный путь.

В законе указана особая характеристика потерпевшего - это  лицо, терпящее бедствие в море или  на ином водном пути. Терпящим бедствие признается человек, находящийся на тонущем судне, в лодке во время шторма, в воде и тому подобное, жизни или здоровью которого угрожает серьезная опасность.10

Ведомственными нормативными правовыми актами, действующими на морском и речном флоте, а также  отдельными положениями международного права предусмотрены требования, согласно которым капитан корабля, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на водных путях находящегося в опасности  человека, плот, судно, обязан оказывать  помощь терпящим бедствие, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно. В случае когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для судна, экипажа и пассажиров, капитан освобождается от указанной обязанности.

Серьезной признается опасность, угрожающая судну в целом, а также  жизни и здоровью пассажиров и  членам экипажа. По общему правилу не может признаваться серьезной опасность, угрожающая материальным ценностям, находящимся  на судне. Не могут служить обстоятельствами, оправдывающими неоказание помощи терпящим бедствие, такие аргументы, как нарушение  графика плавания, сроков прибытия в пункт назначения и так далее.11

Объективная сторона выражается в неоказании помощи капитаном судна, т.е. в не совершении тех действий по спасению терпящих бедствие на водном пути, которые капитан должен был и мог совершить. Обязанность капитана оказывать помощь терпящим бедствие следует из нормативных актов, действующих на морском и речном флоте. Эта обязанность основывается и на положениях международного права. Так, согласно Брюссельской конвенции 1910 г. на капитана, если это не сопряжено с серьезной опасностью для своего судна, экипажа, пассажиров, возложена обязанность оказывать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному на море и находящемуся в опасности.12

Информация о работе Назначение наказания за преступление, предусмотренное статьей 264