Назначение наказания за преступление, предусмотренное статьей 264

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении и уголовно-правовом анализе действующего законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за автотранспортные преступления.
Задачи:
1. Определить понятие, виды, объективные и субъективные признаки автотранспортных преступлений.
2. Изучить основания и пределы уголовной ответственности лиц, совершивших автотранспортные преступления.
3. Рассмотреть особенности квалификации автотранспортных преступлений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 5
Глава 2. Преступления с формальным составом 9
2.1. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270 УК) 9
2.2. Нарушение правил международный полетов (статья 271 УК) 12
2.3. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (статья 2711 УК) 13
Глава 3. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264) 16
Глава 4. Назначение наказания за преступление, предусмотренное статьей 264 22
Заключение 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курсач УП.docx

— 59.69 Кб (Скачать файл)

Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с  начала бездействия капитана, который  должен был и мог оказать помощь терпящим бедствие. Состав преступления отсутствует, если оказание помощи было связано с серьезным риском для  судна или для находящихся  на нем людей.

Субъективная сторона  преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что может  оказать помощь без серьезного риска  для судна, его экипажа и пассажиров, но желает уклониться от этого.

Субъектом данного преступления является капитан (в том числе  и лицо, исполняющее обязанности  капитана) любого судна, не оказавший  помощи терпящим бедствие. Если капитан (или член экипажа) не оказал помощи членам своего экипажа или пассажирам своего судна, то деяние должно квалифицироваться  по ст. 125 УК, предусматривающей ответственность  за оставление в опасности.13

Если капитан судна  допустил нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного  транспорта, повлекшее последствия, предусмотренные ст. 263 УК, а затем  оставил потерпевших без помощи, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений. Причем, если капитан судна оставляет без  помощи членов своего экипажа или  пассажиров, то содеянное должно быть квалифицировано по ст. ст. 263 и 125 УК, а если он оставляет без помощи иных лиц, то квалификация должна быть по ст. ст. 263 и 270 УК. На практике встречаются  случаи, которые свидетельствуют  о том, что следственные органы и  суды применяют ст. 125 вместо ст. 270 УК. Так, капитан судна на подводных  крыльях класса "Ракета" М., нарушив  правила безопасности движения, 24 июня 2001 г. на акватории Клязьминского  водохранилища допустил столкновение с яхтой-катамараном. В результате яхта-катамаран получила серьезные  повреждения и частично затонула, наступила смерть находившегося  на ней К., а нескольким другим членам ее экипажа был причинен вред здоровью различной степени тяжести. Судно "Ракета" с места происшествия ушло, не оказав помощь терпящим бедствие людям. М. осужден по ч. 2 ст. 263 и ст. 125 УК.

Вместе с тем, поскольку  М. не оказал помощь членам экипажа  другого судна, его бездействие  подпадает под признаки преступления, предусмотренного ст. 270, а не ст. 125 УК.14

2.2. Нарушение правил международный  полетов (статья 271 УК)

 

Анализируемое преступление посягает на безопасность движения воздушного транспорта при осуществлении международных  полетов.

Международным считается  полет воздушного судна, который  происходит в воздушном пространстве более чем одного государства. Под  воздушным средством понимаются пилотируемые самолет, вертолет, дирижабль  и так далее. Вид воздушного транспорта, а также его принадлежность какому –либо государству не оказывает  влияния на квалификацию. Правилами  международных полетов признаются правила пользования воздушным  пространством того или иного  государства. Правила международных  полетов над территорией РФ регламентируются национальными нормативными правовыми  актами, в частности Законом РФ от 1 апреля 1993 №4730-1 «О государственной  границе Российской Федерации»15, Воздушным кодексом РФ 1997 г.16 и другими, а также некоторыми положениями международного права.

Объективная сторона настоящего преступления заключается  в нарушении  одного или нескольких правил международных  полетов. Вылет из РФ и влет в РФ могут осуществляться только на основании  выдаваемых экипажу разрешений, в  которых определяется маршрут движения, высота полета, мест посадки, система  опознания и так далее. Деяние (действие или бездействие) при нарушении правил международных полетов выражается в несоблюдении положений, указанных в разрешении. В ст. 271 УК указывается на несоблюдение маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или о совершении иных нарушений правил международных полетов. Иные нарушения могут заключаться во влете в запретные для полета районы, невключении опознавательных сигналов и т.п.

Нарушение указанных правил должно создавать угрозу безопасности международного воздушного движения. В противном случае деяние не может  квалифицироваться по статье 271 УК, а в зависимости от обстоятельств  дела оно может рассматриваться, например, как дисциплинарное нарушение. Не влечет уголовной ответственности  вынужденное нарушение правил международных  полетов.

Преступление считается  оконченным с момента нарушения  указанным правил.

Совершение комментируемого  преступления возможно только с прямым умыслом.

Субъектом преступления может  быть признанно только лицо, ответственное  за соблюдение правил международных  полетов, в частности, это командиры  кораблей, другие лица, осуществляющие пилотирование воздушного судна, члены  экипажа, авиационные диспетчеры.17

2.3. Нарушение правил использования  воздушного пространства Российской  Федерации (статья 2711 УК)

 

Преступление посягает на установленный порядок использования  воздушного пространства РФ. Под воздушным  пространством Российской Федерации  понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным  морем. Воздушное пространство классифицируется в зависимости от классов. Классы А, С – все полеты выполняются  при наличии разрешения на использование воздушного пространства. Класс G -  при выполнении всех полетов воздушных судов наличии разрешения на использование воздушного пространства не требуется.18

С объективной стороны  преступлении заключается в использовании  воздушного пространства РФ без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством  РФ. Диспозиция статьи относится к  бланкетным. Для уяснения ее смысла необходимо обратиться к воздушному законодательству РФ, которое состоит  из Воздушного кодекса РФ, федеральных  законов, указов Президента РФ, постановлений  Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними нормативным правовых актов  РФ.19

Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в  процессе которой осуществляется перемещение  в воздушном пространстве различных  материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также  другая деятельность, которая может  представлять угрозу безопасности воздушного движения (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой  происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное). В РФ действует  разрешительный и уведомительный порядок  использования ее воздушного пространства.

Разрешительный порядок  использования воздушного пространства, имеет место тогда, когда пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования  воздушного пространства при наличии  разрешения на использование воздушного пространства. указанный порядок применяется в воздушном пространстве классов – А, С.

Уведомительный использования  воздушного пространства устанавливается  в воздушном пространстве класса G, полеты воздушных судов в котором осуществляются без разрешения на использование воздушного пространства.20

Ответственность за рассматриваемое  преступление наступает только в  случае наступления последствий  в виде причинения тяжкого вреда  здоровью или смерти человека вследствие нарушения разрешительного порядка.

Столкновения с воздушными судами и другими материальными  объектами в воздухе, столкновения с препятствиями при выполнении полетов в воздушном пространстве класса G влекут ответственность командира воздушного судна по другим статьям УК РФ в зависимости от наступивших последствий.21

Виновное отношение к  наступившим последствиям выражается в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления специальный  – пользователь воздушного пространства.

В статье 11 Воздушного кодекса  РФ определяются понятие и статус пользователей воздушного пространства. к пользователям воздушного пространства отнесены только физические и юридические  лица, наделенные в установленном  порядке правом на осуществление  деятельности по использованию воздушного пространства.22

В части 2 анализируемой статьи квалифицирующим признаком выступает  общественно опасное последствие  в виде причинения смерти и более  лицам.23

 

Глава 3. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264)

 

Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно  стоят в поле зрения не только отдельных  ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны.

По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают  ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев.

В связи с увеличением  количества дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации, соответственно наблюдается и количественный рост преступлений, посягающих на нарушение  правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Преступные нарушения  правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств являются самым  преобладающим видом преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Данное преступление посягает на безопасные условия дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств. Под безопасностью дорожного  движения понимается состояние защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Понятие  эксплуатации транспортного средства означает использование его по прямому  назначению. Дополнительными объектами  выступают жизнь и здоровье людей.24

Транспортным средством  признаются различные автомобили (грузовые, легковые, гоночные), трамвай либо другое механическое транспортное средство. Понятие другого механического  средства раскрывается в примечании к ст. 264 УК путем перечисления его  видов: троллейбус, трактор, иные самоходные машины, мотоциклы, иные механические транспортные средства.

Самоходными машинами являются оборудованные самостоятельным  двигателем строительные, дорожные, сельскохозяйственные и иные специальные машины (экскаватор, автокран, автопогрузчик). Не признаются транспортным средством в смысле ст. 264 УК мопед, велосипед, гужевая повозка.25

По характеристике объективной  стороны состав преступления является материальным, он включает в себя деяние (действие или бездействие), последствие  в виде причинения тяжкого вреда  здоровью человека и причинную связь  между ними.

Деяние выражается в нарушении  правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Нарушение правил возможно путем как действия, так и бездействия. Под дорожным движением принято понимать движение наземных механических транспортных средств по автомагистралям, шоссе, городским улицам, иным дорогам и поездам. Нарушением правил дорожного движения является, например, превышение скорости, выезд на встречную полосу, обгон на перекрестке, неподчинение сигналам светофора и т.п. К нарушениям правил эксплуатации транспортных средств относятся перевозка пассажиров на не оборудованном для этого грузовом транспорте, отсутствие ремней безопасности, эксплуатация в дождливую погоду транспортного средства без стеклоочистителей. Необходимо точно установить, какое конкретное правило безопасности движения или эксплуатации транспортных средств было нарушено лицом. Нарушение правил эксплуатации должно быть связано с функционированием транспорта, безопасностью его движения.26 Если нарушение правил эксплуатации транспорта имело место при выполнении ремонтных, сельскохозяйственных, строительных работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.27

Ответственность за нарушение  правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств по ст. 264 УК может  иметь место лишь при условии  наступления последствий, предусмотренных  в этой статье, и если эти последствия  находятся в причинной связи  с допущенным нарушением. Если не было нарушения правил дорожного движения, то последствия не могут быть вменены  водителю. Это может, например, иметь  место, если пешеход перебегал улицу  не по пешеходному переходу, и водитель, не нарушавший правил дорожного движения, не смог избежать столкновения с ним. Если допущенное водителем нарушение  правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств  не находится в причинной связи  с наступившими последствиями, основания  для квалификации по ст. 264 УК также  отсутствуют.28

Субъект специальный - лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством. Управляющим транспортным средством признается лицо, находящееся за рулем во время движения этого средства, в том числе и при буксировке другим транспортным средством.

Для квалификации деяния по статье 264 УК не имеет значения имел ли виновный водительские права или  нет. При поездке на учебной машине с двойным управлением ответственность  за нарушенные правила вождения несет  инструктор, так как согласно Правилам дорожного движения обучающий вождению приравнивается к водителю. Вместе с тем следует учитывать, что по Правилам дорожного движения обучаемый также считается водителем транспортного средства. Поэтому в случаях, когда будет установлено, что нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств произошло по вине курсанта, пренебрегшего указаниям инструктора, то первый подлежит ответственности по комментируемой статье.

Субъективная сторона  преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или  небрежности.29

На практике иногда встречаются  случаи ошибочного осуждения по ст. 264 УК лица, которое не предвидело возможности  наступления общественно опасных  последствий и по обстоятельствам  дела не должно было или не могло  их предвидеть. Так, Ф. был признан  виновным в нарушении правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности смерть человека, и осужден по ч. 2 ст. 264 УК. Было установлено, что Ф., находившийся в состоянии алкогольного опьянения, зная о неисправности  тормозной системы, на спуске с плотины  не выбрал безопасную скорость, не справился  с управлением, в результате чего комбайн опрокинулся и придавил Ж., который находился на подножке комбайна во время движения. От полученных повреждений Ж. на месте скончался. Президиум Липецкого областного суда удовлетворил протест заместителя  Председателя Верховного Суда РФ, который  поставил вопрос об отмене приговора  и прекращении дела за отсутствием  состава преступления в действиях  Ф. Как было установлено, Ж. вспрыгнул  на подножку комбайна сзади кабины без ведома Ф., когда тот притормозил  перед спуском. В связи с особенностями  конструкции комбайна Ф. не мог из кабины увидеть запрыгнувшего на подножку Ж. При таких обстоятельствах  Ф. не мог осознавать, что в результате допущенных им нарушений Правил дорожного движения может кто-либо пострадать.30

Информация о работе Назначение наказания за преступление, предусмотренное статьей 264