Назначение наказания за преступление, предусмотренное статьей 264

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении и уголовно-правовом анализе действующего законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за автотранспортные преступления.
Задачи:
1. Определить понятие, виды, объективные и субъективные признаки автотранспортных преступлений.
2. Изучить основания и пределы уголовной ответственности лиц, совершивших автотранспортные преступления.
3. Рассмотреть особенности квалификации автотранспортных преступлений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 5
Глава 2. Преступления с формальным составом 9
2.1. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270 УК) 9
2.2. Нарушение правил международный полетов (статья 271 УК) 12
2.3. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (статья 2711 УК) 13
Глава 3. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264) 16
Глава 4. Назначение наказания за преступление, предусмотренное статьей 264 22
Заключение 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курсач УП.docx

— 59.69 Кб (Скачать файл)

Преступление, предусмотренное  ст. 264 УК, следует отграничивать  от сходного преступления, совершаемого военнослужащими и выражающегося  в нарушении правил вождения или  эксплуатации боевой, специальной или  транспортной машины (ст. 350 УК). Последнее  из указанных преступлений характеризуется  иным объектом, которым является установленный  в вооруженных силах порядок  вождения и эксплуатации военных машин.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 350 УК, является военнослужащий, управляющий  боевой, специальной или транспортной машиной или военнослужащий, на которого возложены обязанности по обеспечению  эксплуатации указанных машин.31

В части 3 анализируемой статьи квалифицирующим признаком выступает  общественно опасное последствие  в виде смерти человека.

В части 5 статьи 264 УК законодателем  предусмотрена ответственность  за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц.

В частях 2, 4 и 6 состояние  опьянению виновного законодатель придает квалифицирующее значение.32

Действия водителя транспортного  средства, поставившего потерпевшего в результате дорожно-транспортного  происшествия в опасное для жизни  или здоровья состояние и в  нарушение требований Правил дорожного  движения РФ не оказавшего ему необходимую  помощь, если он имел возможность это  сделать, подлежит квалификации по статье 125 УК.33

Если одно нарушение правил повлекло несколько последствий, предусмотренных  разными частями ст. 264 УК, деяние следует квалифицировать по той  части статьи, которая предусматривает  более серьезное последствие.34

 

Глава 4. Назначение наказания за преступление, предусмотренное статьей 264

 

Уголовная ответственность  за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в  причинной связи с допущенными  лицом нарушениями правил дорожного  движения или эксплуатации транспортных средств.35

При рассмотрении дел о  преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать  в приговоре, нарушение каких  конкретно пунктов Правил дорожного  движения или правил эксплуатации транспортного  средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и  в чем конкретно выразилось это  нарушение.

Если в обвинительное  заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых  не соответствуют установленным  в судебном заседании фактическим  обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству  стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору  для предъявления обвинения с  указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные  в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия  и при этом не ухудшается положение  подсудимого.

При исследовании причин создавшейся  аварийной обстановки необходимо установить, какие пункты правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств  нарушены и какие нарушения находятся  в причинной связи с наступившими последствиями, предусмотренными статьей 264 УК РФ.

В тех случаях, когда нарушения  правил дорожного движения были допущены двумя или более участниками  дорожного движения, содеянное ими  влечет уголовную ответственность  по статье 264 УК РФ, если их действия по управлению транспортным средством  находились в причинной связи  с наступившими последствиями, указанными в названной статье Уголовного кодекса  Российской Федерации.

Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует  исходить из требований пункта 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность  движения, особенности и состояние  транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении  движения.

Исходя из этого при  возникновении опасности для  движения, которую водитель в состоянии  обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки  транспортного средства. Уголовная  ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась  техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная  связь.36

При анализе доказательств  наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить  дорожно-транспортное происшествие в  условиях темного времени суток  или недостаточной видимости  следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

В тех случаях, когда в  результате дорожно-транспортного  происшествия пострадало два и более  человек, действия лица, нарушившего  правила дорожного движения при  управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части статьи 264 УК РФ, которая предусматривает  более строгую ответственность  за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 17 УК РФ совокупностью  преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым  признаки преступлений предусмотрены  двумя или более статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.37

Если из-за нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность  по части 1 статьи 264 УК РФ.

В связи с тем, что статья 264 УК РФ, наряду с основным наказанием предусматривает возможность применения к виновному дополнительного  наказания в виде лишения права  управления транспортным средством, суду следует иметь в виду, что исходя из статьи 47 УК РФ указанное дополнительное наказание может быть назначено  как лицу, которому в установленном  законом порядке было выдано соответствующее  удостоверение, так и лицу, управлявшему автомобилем или другим транспортным средством без соответствующего разрешения.38

При назначении виновному  дополнительного наказания в  виде лишения права управления транспортным средством суду надлежит информировать об этом соответствующее управление ГИБДД в субъекте Российской Федерации. Имеющееся в деле удостоверение на право управления транспортными средствами следует направить в это подразделение для исполнения приговора суда.

При рассмотрении дел о  применении принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших  деяние, предусмотренное статьей 264 УК РФ, и в силу статей 21 или 81 УК РФ освобожденных от уголовной ответственности  или наказания с применением  принудительных мер медицинского характера,39 судам надлежит информировать органы, правомочные решать вопросы о лишении специального права, для принятия мер по прекращению действия права этих лиц на управление транспортными средствами, а также изъятия соответствующих удостоверений.

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в  целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную  ответственность по статьям Особенной  части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против личности.40

Разъяснить судам, что  прекращение уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 264 УК РФ, за примирением сторон (статья 25 УПК  РФ) является правом, а не обязанностью суда. При принятии решения о прекращении  уголовного дела в связи с примирением  лица, совершившего преступление, с  потерпевшим, суду надлежит всесторонне  исследовать характер и степень  общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, иные обстоятельства дела (надлежащее ли лицо признано потерпевшим, его материальное положение, оказывалось ли давление на потерпевшего с целью примирения, какие действия были предприняты  виновным для того, чтобы загладить причиненный преступлением вред, и т.д.). Принимая решение, следует оценить, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.

В связи с этим необходимо также устанавливать, соблюдены  ли предусмотренные статьей 76 УК РФ основания, согласно которым от уголовной  ответственности может быть освобождено  лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, если оно примирилось с потерпевшим  и загладило причиненный ему  вред.41

 

 

Заключение

 

В заключение хотелось бы отметить, что автотранспортные преступления - собирательное криминологическое понятие, охватывающее нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Это предусмотренные  уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на нормальное функционирование (движение и эксплуатацию) железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и магистрального трубопроводного транспорта и причинившие вред жизни, здоровью граждан либо ущерб имущественного, организационного, морального характера.

В действующем УК преступлениям  против безопасности движения и эксплуатации транспорта посвящена самостоятельная  глава. Видовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных  видов транспорта.

Преступления, объединенные в одну главу, должны составлять в  совокупности единую систему, что в  гл. 27 УК соблюдено не в полной мере. Так, в специальной литературе отмечалось, что к транспортным преступлениям  не следовало относить деяния, предусмотренные  ст. ст. 270, 271, 2711 УК . Первое из них представляет собой частный случай оставления в опасности, а второе и третье - скорее посягает на порядок управления.

Субъективная сторона  рассматриваемых преступлений, за исключением  преступлений, предусмотренных ст. ст. 270 и 271 УК, характеризуется неосторожностью. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов совершаются  умышленно.

Также преступления, предусмотренные  данной главой, характеризуются материальным составом, за исключением статье 270-2711 УК.

В тех составах, в которых  субъект наделен специальными признаками, связанными с выполняемой им работой, его возраст - не менее 18 лет. В остальных  составах субъект - лицо, достигшее 16 лет. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 267 УК, является лицо, достигшее возраста 14 лет.

Наиболее распространенным преступлением против безопасности движения и эксплуатации транспорта, по моему мнению, является преступление, предусмотренное статьей 264 УК.

По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают  ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев.

Данное преступление посягает на безопасные условия дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств. По характеристике объективной  стороны состав преступления является материальным. Деяние выражается в  нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Нарушение правил возможно путем  как действия, так и бездействия. Субъект специальный - лицо, достигшее  возраста 16 лет и управляющее  транспортным средством.

Субъективная сторона  преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или  небрежности. Если одно нарушение правил повлекло несколько последствий, предусмотренных  разными частями ст. 264 УК, деяние следует квалифицировать по той  части статьи, которая предусматривает  более серьезное последствие.

 Уголовная ответственность  за преступление, предусмотренное  статьей 264 УК РФ, может иметь  место лишь при условии наступления  последствий, указанных в этой  статье, и если эти последствия  находятся в причинной связи  с допущенными лицом нарушениями  правил дорожного движения или  эксплуатации транспортных средств. 

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в  целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную  ответственность по статьям Особенной  части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против личности.

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты:

 

  1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 №60-ФЗ // 22 октября 2007 г. на сайте "Российской Газеты"
  2. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.06.2012 // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25. ст. 2954
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"/ Российская газета, 23 ноября 2011г., №5639
  4. Федеральном законе Российской Федерации от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. от 28 июля 2012 г)/Российская газета, 18 января 2003г., №3122
  5. Закон рф от 1 апреля 1993 №4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // "Российская газета", N 84, 04.05.1993.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008г.№25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением и хищением» // Российская газета от 26 декабря 2008 г. №4822

Информация о работе Назначение наказания за преступление, предусмотренное статьей 264