Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 22:29, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении и уголовно-правовом анализе действующего законодательства, устанавливающего уголовную ответственность за автотранспортные преступления.
Задачи:
1. Определить понятие, виды, объективные и субъективные признаки автотранспортных преступлений.
2. Изучить основания и пределы уголовной ответственности лиц, совершивших автотранспортные преступления.
3. Рассмотреть особенности квалификации автотранспортных преступлений.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 5
Глава 2. Преступления с формальным составом 9
2.1. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270 УК) 9
2.2. Нарушение правил международный полетов (статья 271 УК) 12
2.3. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (статья 2711 УК) 13
Глава 3. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264) 16
Глава 4. Назначение наказания за преступление, предусмотренное статьей 264 22
Заключение 27
Список литературы 30
Преступление, предусмотренное
ст. 264 УК, следует отграничивать
от сходного преступления, совершаемого
военнослужащими и
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 350 УК, является военнослужащий, управляющий боевой, специальной или транспортной машиной или военнослужащий, на которого возложены обязанности по обеспечению эксплуатации указанных машин.31
В части 3 анализируемой статьи
квалифицирующим признаком
В части 5 статьи 264 УК законодателем предусмотрена ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц.
В частях 2, 4 и 6 состояние
опьянению виновного
Действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состояние и в нарушение требований Правил дорожного движения РФ не оказавшего ему необходимую помощь, если он имел возможность это сделать, подлежит квалификации по статье 125 УК.33
Если одно нарушение правил повлекло несколько последствий, предусмотренных разными частями ст. 264 УК, деяние следует квалифицировать по той части статьи, которая предусматривает более серьезное последствие.34
Уголовная ответственность
за преступление, предусмотренное статьей
264 УК РФ, может иметь место лишь
при условии наступления
При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.
Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.
При исследовании причин создавшейся
аварийной обстановки необходимо установить,
какие пункты правил дорожного движения
или эксплуатации транспортных средств
нарушены и какие нарушения находятся
в причинной связи с
В тех случаях, когда нарушения правил дорожного движения были допущены двумя или более участниками дорожного движения, содеянное ими влечет уголовную ответственность по статье 264 УК РФ, если их действия по управлению транспортным средством находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в названной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.
Решая вопрос о виновности
либо невиновности водителя в совершении
дорожно-транспортного
Исходя из этого при
возникновении опасности для
движения, которую водитель в состоянии
обнаружить, он должен принять меры
к снижению скорости вплоть до остановки
транспортного средства. Уголовная
ответственность по статье 264 УК РФ
наступает, если у водителя имелась
техническая возможность
При анализе доказательств
наличия либо отсутствия у водителя
технической возможности
В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два и более человек, действия лица, нарушившего правила дорожного движения при управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части статьи 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 17 УК РФ совокупностью преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым признаки преступлений предусмотрены двумя или более статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.37
Если из-за нарушения правил
дорожного движения или эксплуатации
транспортного средства по неосторожности
был одновременно причинен тяжкий вред
здоровью нескольким лицам, виновное лицо
несет уголовную
В связи с тем, что статья
264 УК РФ, наряду с основным наказанием
предусматривает возможность
При назначении виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством суду надлежит информировать об этом соответствующее управление ГИБДД в субъекте Российской Федерации. Имеющееся в деле удостоверение на право управления транспортными средствами следует направить в это подразделение для исполнения приговора суда.
При рассмотрении дел о применении принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших деяние, предусмотренное статьей 264 УК РФ, и в силу статей 21 или 81 УК РФ освобожденных от уголовной ответственности или наказания с применением принудительных мер медицинского характера,39 судам надлежит информировать органы, правомочные решать вопросы о лишении специального права, для принятия мер по прекращению действия права этих лиц на управление транспортными средствами, а также изъятия соответствующих удостоверений.
В тех случаях, когда лицо,
управлявшее транспортным средством,
умышленно использовало его в
целях причинения вреда здоровью
потерпевшего, содеянное влечет уголовную
ответственность по статьям Особенной
части Уголовного кодекса Российской
Федерации о преступлениях
Разъяснить судам, что прекращение уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 264 УК РФ, за примирением сторон (статья 25 УПК РФ) является правом, а не обязанностью суда. При принятии решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением лица, совершившего преступление, с потерпевшим, суду надлежит всесторонне исследовать характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, иные обстоятельства дела (надлежащее ли лицо признано потерпевшим, его материальное положение, оказывалось ли давление на потерпевшего с целью примирения, какие действия были предприняты виновным для того, чтобы загладить причиненный преступлением вред, и т.д.). Принимая решение, следует оценить, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.
В связи с этим необходимо
также устанавливать, соблюдены
ли предусмотренные статьей 76 УК РФ
основания, согласно которым от уголовной
ответственности может быть освобождено
лицо, впервые совершившее
В заключение хотелось бы отметить, что автотранспортные преступления - собирательное криминологическое понятие, охватывающее нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на нормальное функционирование (движение и эксплуатацию) железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и магистрального трубопроводного транспорта и причинившие вред жизни, здоровью граждан либо ущерб имущественного, организационного, морального характера.
В действующем УК преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта посвящена самостоятельная глава. Видовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта.
Преступления, объединенные в одну главу, должны составлять в совокупности единую систему, что в гл. 27 УК соблюдено не в полной мере. Так, в специальной литературе отмечалось, что к транспортным преступлениям не следовало относить деяния, предусмотренные ст. ст. 270, 271, 2711 УК . Первое из них представляет собой частный случай оставления в опасности, а второе и третье - скорее посягает на порядок управления.
Субъективная сторона
рассматриваемых преступлений, за исключением
преступлений, предусмотренных ст.
ст. 270 и 271 УК, характеризуется
Также преступления, предусмотренные данной главой, характеризуются материальным составом, за исключением статье 270-2711 УК.
В тех составах, в которых субъект наделен специальными признаками, связанными с выполняемой им работой, его возраст - не менее 18 лет. В остальных составах субъект - лицо, достигшее 16 лет. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 267 УК, является лицо, достигшее возраста 14 лет.
Наиболее распространенным преступлением против безопасности движения и эксплуатации транспорта, по моему мнению, является преступление, предусмотренное статьей 264 УК.
По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев.
Данное преступление посягает на безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. По характеристике объективной стороны состав преступления является материальным. Деяние выражается в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Нарушение правил возможно путем как действия, так и бездействия. Субъект специальный - лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Если одно нарушение правил повлекло несколько последствий, предусмотренных разными частями ст. 264 УК, деяние следует квалифицировать по той части статьи, которая предусматривает более серьезное последствие.
Уголовная ответственность
за преступление, предусмотренное
статьей 264 УК РФ, может иметь
место лишь при условии
В тех случаях, когда лицо,
управлявшее транспортным средством,
умышленно использовало его в
целях причинения вреда здоровью
потерпевшего, содеянное влечет уголовную
ответственность по статьям Особенной
части Уголовного кодекса Российской
Федерации о преступлениях
Нормативно-правовые акты:
Информация о работе Назначение наказания за преступление, предусмотренное статьей 264