Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:54, курсовая работа
Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом конкретно провозглашается право каждого человека на жизнь, охрану и личную неприкосновенность, защиту чести и доброго имени человека. УК РФ в качестве одной из важнейших задач предусматривает охрану прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств. В отличии от УК 1960 г. на первое место поставлена защита общечеловеческих ценностей - личности, прав и свобод человека и гражданина, а затем уже и других интересов гражданина, общества и государства.
Введение……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 История проблемы производства аборта…………………………..5
ГЛАВА 2 Характеристика и проблематика незаконного производства аборта.
2.1. Мировая статистика и уголовная ответственность за незаконное..............11 прерывание беременности.
2.2 Виды преступления...........................................................................................13
2.3. Состав преступления…………………………………………………………16
2.4. Сравнительный анализ старого и нового законодательства………………18
ГЛАВА 3 Особенности при квалификации незаконного производства аборта.
3. Правонарушения и ошибки медицинских работников…………………….23
Заключение...............................................................................................................24
Судебная практика……………………………………………………………...…30
Список используемой литературы……………………………………………….31
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РФ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
ТЕМА: «Незаконное производство аборта. Состав и виды этого преступления»
Кремёнов Игорь Наумович
Калининград
2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1 История проблемы производства аборта…………………………..5
ГЛАВА 2 Характеристика и проблематика незаконного производства аборта.
2.1. Мировая статистика и уголовная ответственность за незаконное..............11 прерывание беременности.
2.2 Виды преступления..................
2.3. Состав преступления……………………………
2.4. Сравнительный анализ старого и нового законодательства………………18
ГЛАВА 3 Особенности при квалификации незаконного производства аборта.
3. Правонарушения и ошибки медицинских работников…………………….23
Заключение....................
Судебная практика…………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………….
Введение
Объектом любого преступления выступают общественные отношения, в которых опосредуются определенные блага, интересы людей, а также общественные и государственные интересы. Субъектами этих отношений всегда являются люди, поэтому можно считать, что любое преступление затрагивает те или иные интересы конкретных людей. Вместе с тем существует достаточно обширный круг преступлений, при совершении которых непосредственно человек (личность) становиться главным (основным) объектом посягательства.
Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом конкретно провозглашается право каждого человека на жизнь, охрану и личную неприкосновенность, защиту чести и доброго имени человека. УК РФ в качестве одной из важнейших задач предусматривает охрану прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств. В отличии от УК 1960 г. на первое место поставлена защита общечеловеческих ценностей - личности, прав и свобод человека и гражданина, а затем уже и других интересов гражданина, общества и государства.
В этой работе я рассмотрю преступление, ставящее в опасность жизнь и здоровье человека.
В структуре насильственной
преступности особое место занимает
незаконное производство аборта (ст. 123
УК РФ). Уголовно-правовая охрана репродуктивной
сферы человеческой жизни является
в настоящее время
ГЛАВА 1 История проблемы производства аборта.
Абортом называется всякое
прерывание беременности; основные моральные
проблемы связаны с искусственно вызванным абортом.
Для верного понимания
моральных аспектов этого вида медицинского
вмешательства необходимо осознавать,
что беременность - это, с одной стороны,
нормальный физиологический процесс,
происходящий с женщиной (ее организмом),
а с другой, - это процесс биологического
формирования нового человека. Поэтому,
даже допуская практику аборта по принципу
"меньшего зла", следует иметь в виду,
что он представляет собой серьезную травму
(моральную и физическую) для женщины,
а также является злом, прерывающим уже
начавшуюся жизнь нового человека. В связи
с этим неверно, как это иногда делается,
считать его обычным средством "планирования
семьи" наравне с контрацептивами.
Испокон веков
искусственное прерывание беременности
было вне закона. Все религиозные конфессии
запрещали верующим участвовать в этой
процедуре. 20 век легализовал аборты и
возвел их когорту методик планирования
семьи. Появление во второй половине 20
века, альтернативных средств, регуляции
рождаемости, изменение культурных традиций
мирового сообщества заострило вопрос
о нравственной оценке процедуры искусственного
прерывания беременности.
Искусственное
прерывание беременности распространено
в наши дни более, чем когда-либо в предыдущей
истории. Ежедневно в мире совершается
около 100 млн. половых актов, в 910000 случаев
происходит зачатие, в 10% этих случаев
беременность заканчивается искусственным
абортом. Как отмечала в 1996 г. Комиссия
по народонаселению и развитию ООН, "во
многих странах - как развитых, так и развивающихся
- искусственному прерыванию беременности
общественность уделяет повышенное внимание".
При этом озабоченность вызывают как медицинские
последствия абортов - материнская заболеваемость
(нередко приводящая к бесплодию) и смертность,
так и морально-правовые - проблемы его
допустимости на разных сроках беременности
и законодательной регламентации.
Аборт относится
к числу старейших проблем медицинской
этики, а также философии, юриспруденции
и теологии. Клятва Гиппократа запрещает
врачу прерывание беременности ("Я...
не вручу никакой женщине абортивного
пессария"). В то же время Аристотель
считал аборт допустимым. В позиции Аристотеля
обращают на себя внимание два момента:
необходимость абортов обосновывается
у него демографическими целями (регулированием
рождаемости); одновременно он считал
аборт дозволенным, пока в зародыше не
сформировалась "чувствительность"
и "двигательная активность".
В Древнем Риме,
в особенности в его поздний период, аборт
не считался чем-то позорным и широко практиковался.
Позднее, когда Римская империя стала
нуждаться в солдатах для захвата чужих
земель и увеличении числа рабов, женщина
и лица, способствующие производству аборта,
строго наказывались.
В эпоху упадка империи
состоятельные граждане предпочитали
не иметь ни семьи, ни детей. Поначалу в
римском праве зародыш трактовался как
часть тела матери (pars viscerum), поэтому женщина
не подвергалась наказанию за умерщвление
плода или изгнание его из утробы. И только
позднее эмбрион (nasciturus - "имеющий родиться")
был наделен некоторыми гражданскими
правами. Искусственный аборт стал трактоваться
как преступление прав родителей, если
кто-то стремился достичь таким путем
имущественных прав.
Окончательное
осознание ценности эмбриона самого по
себе связано с возникновением христианства.
Уже в эпоху раннего христианства аборт
отождествляется с убийством человека.
Христианская концепция утверждала, что
истребление плода лишает его благодати
будущего крещения и, следовательно, является
тяжким грехом. Поэтому в средние века
аборт квалифицировался как тяжкое преступление,
аналогичное убийству родственника. Под
влиянием церкви в XVI веке почти во всех
европейских странах (Англии, Германии,
Франции) производство аборта каралось
смертной казнью, которая впоследствии
была заменена каторжными работами и тюремным
заключением. При чем это касалось не только
врача, но и пациентки.
Один из отцов
церкви Василий Великий (IV - V вв.) писал:
"Умышленно погубившая зачатый во утробе
плод подлежит осуждению как за убийство".
В христианской традиции отношения к аборту
важное место занимает вопрос о том, когда
эмбрион обретает бессмертную душу, когда
происходит его одушевление. Если у ранних
христиан при этом указывалось на 40-й день
для мальчиков и 80-й для девочек, то средневековые
богословы и философы-схоласты (уже не
различая полов) указывали то на 40-й, то
на 80-й день. Эти положения неожиданно
"перекликаются" с современным законодательством
об аборте, принятом в ряде стран и чаще
всего допускающим прерывание беременности
в первом триместре (до 12 недель) беременности.
В средние же века утверждение церкви
об обретении эмбрионом бессмертной души
в определенный момент внутриутробного
развития оборачивалось суровым наказанием
за аборт. Согласно своду германских законов
"Каролина" (XIV в.), аборт в случае уничтожения
одушевленного плода карался смертной
казнью. Смертная казнь за аборт была введена
в 1649 г. и в России; отменена она была столетие
спустя.
Во второй половине
XIX в. в США возникает общенациональное
движение за запрет аборта. Ведущую роль
в нем играло руководство авторитетной
Американской медицинской ассоциации.
Основываясь на эмбриологических открытиях,
врачи доказывали, что плод представляет
собой живое существо с момента зачатия,
а не с момента ощущения матерью движений
его тела (этот момент назывался "оживлением
плода"). Поэтому медики настаивали,
что аборт, даже в самом начале беременности,
является убийством плода. В итоге к 1880г.
аборты в США, если речь не шла о случаях
спасения жизни женщины, были запрещены.
Принятые тогда законы в основном сохранялись
до 60-х годов XX в.
В 1869 г. британский
парламент принял "Акт о преступлениях
против личности", согласно которому
аборт, начиная с момента зачатия, стал
считаться тяжким преступлением. Аборт,
произведенный самой женщиной, наказывался
значительно строже, если он имел место
после появления шевелений плода. В Германии
в эти же годы производство аборта за деньги
считалось отягчающим обстоятельством.
Во Франции наказание усиливалось в отношении
врачей, в то же время здесь был период
(с 1791 по 1810 г.), когда сама женщина от наказания
освобождалась вовсе.
В дореволюционном
законодательстве России четко различались
разрешенный законодательством искусственный
аборт, производимый врачом с целью спасения
жизни женщины и аборт, производимый самой
женщиной или каким-либо посторонним лицом
с преступной целью прекращения беременности.
Принадлежность лица, производящего криминальный
аборт, к медицинской профессии (сюда относились
и повивальные бабки) считалось отягчающим
обстоятельством.
Первым государством
, легализовавшим "аборт по просьбе"
была Советская Россия. Один из создателей
советской системы здравоохранения - З.
П. Соловьев - назвал "историческим документом"
совместное постановление Наркомздрава
и Наркомюста от 18 ноября 1920 г., в котором
в частности говорилось "Допускается
бесплатное производство операции по
искусственному прерыванию беременности
в обстановке советских больниц, где обеспечивается
ей максимальная безвредность""
Эта была мера,
направленная в первую очередь против
криминальных абортов. Однако уже в 1924г.
органы здравоохранения создают "абортные
комиссии", которые выдавали разрешение
на бесплатный аборт, применяя при этом
классовый подход и соблюдая такую очередность:
безработные-одиночки; работницы-одиночки,
имеющие одного ребенка; многодетные;
занятые на производстве; многодетные
жены рабочих; все остальные застрахованные;
прочие гражданки. Для многих женщин, не
получивших "разрешение на аборт",
он стал платным. В 1926 г. были введены и
другие ограничения.
До 1930 г. в СССР
еще публиковалась статистика об абортах,
которая свидетельствовала о постоянном
росте их числа. В обществе все больше
распространялся взгляд на аборты как
зло с демографической точки зрения. Говоря
об этом, нельзя не упомянуть о значительной
убыли населения России в связи с гражданской
войной, массовым голодом, коллективизацией,
репрессиями. В 1936 г . ЦИК и СНК приняли
Постановление, запрещающее аборты. В
повороте государственной политики в
отношении абортов на 180 градусов наряду
с демографическим фактором важную рольсыграл
также фактор идеологический. Дело в том,
что со временем эффективность работы
"абортных комиссий" стали оценивать
по числу выдаваемых ими "отказов".
Факт разрешения на аборт как бы противоречил
утверждениям официальной пропаганды
о постоянном росте благосостояния трудящихся.
Этим же можно объяснить и засекречивание
в начале 30-х годов статистики об абортах.
А в 1939 г. сбор статистических данных об
искусственных абортах был полностью
прекращен.
Рост числа
криминальных абортов в послевоенные
годы заставил советское государство
опять изменить политику в отношении абортов
- в 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР
принял Указ "Об отмене запрещения абортов".
Этим юридическим актом были легализованы
"аборты по просьбе", которые имели
право производить только лица со специальным
медицинским образованием, только при
сроке беременности до 12 недель и только
в больничных условиях. При несоблюдении
хотя бы одного из этих условий аборт считался
криминальным, за что установилось наказание
- до 8 лет исправительных работ. К сожалению,
в последующие десятилетия альтернативные
аборту способы и методы контроля над
рождаемостью не получили в нашей стране
широкого развития. До конца 60-х годов
число искусственных абортов росло в СССР
особенно быстро, а в 70-80 гг. кривая роста
становится не такой крутой. Открытая
в эпоху гласности официальная статистика
об абортах засвидетельствовала, что в
СССР был самый высокий в мире показатель
числа абортов на 1000 женщин фертильного
возраста - около 120. По данным зарубежных
экспертов, с учетом нерегистрируемых
абортов этот показатель был примерно
в полтора раза выше. Только с серидины
80-х годов показатель частоты абортов
стал, наконец, снижаться, и в 1996 г. он равнялся
89. Рамки легальности аборта были радикально
расширены в 1987 г. когда Минздравом СССР
был издан приказ N 1342 о прерывании беременности
по социальным показаниям. Этот документ
разрешал по желанию женщины прервать
беременность при большом сроке, если
документально подтверждались такие обстоятельства,
как развод во время беременности, многодетность
(более 5 детей) и т. д. Т.о. на протяжении
последних десятилетий законодательство
об аборте становилось все более либеральным.
Реальные же усилия органов здравоохранения,
врачей, общественности, направленные
на ограничение этой медицинской практики
были гораздо скромнее. В годы, когда не
только в развитых странах, но и развивающихся
- со здавались современные системы планирования
семьи, одна из инструкций союзного Минздрава
(1975 г) лишь призывала врачей-гинекологов
убеждать женщин, уже принявших решение
об аборте, не делать этого и сохранить
беременность. Только в последнее десятилетие
в нашей стране делаются первые шаги по
созданию современной системы планирования
семьи. Одновременно возникли общественные
движения против абортов - ассоциации
"Жизнь", "Право на жизнь", "Pro
life", "Vita" и др
ГЛАВА 2 Характеристика и проблематика незаконного производства аборта.
2.1 Мировая статистика и уголовная ответственность за незаконное прерывание беременности.
На протяжении нескольких лет численность населения в России в среднем ежегодно уменьшается на 750 тыс. человек. По прогнозам, уже через 15 лет россиян может стать меньше стать меньше на 22 млн. человек.1 Поэтому в условиях сложившейся ситуации важное значение приобретает создание оптимальных условий для метеринства. Одним из наиболее актуальных и дискуссионных вопросов, связанных с сохранением здоровья женщин и повышением рождаемости, является проблема абортов.
По
оценкам специалистов, ежегодно
в мире совершается около 50
млн. абортов, треть из
Установить количество произвед
Остановимся на правовом
Статья 36. Искусственное прерывание беременности
Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности.
Искусственное прерывание
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.5
Статья 123. Незаконное производство аборта
1. Производство аборта
лицом, не имеющим высшего
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до двухсот сорока часов, либо исправительными
работами на срок от одного года до двух лет.
2. То же деяние, совершенное
лицом, ранее судимым за
срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные
частями первой или второй
настоящей статьи, если они повлекли
по неосторожности смерть
2.2 Виды преступления.
Данная статья хоть и именуется "Незаконное производство аборта", объявляет преступными не все его виды, а только один - производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования. Иные виды не могут влечь ответственности по данной статье. Она предполагает производство указанного вида незаконного аборта по согласию женщины. Если такого согласия не было, содеянное квалифицируется не по ст. 123, а исходя из последствий по ст. 111 или 105. Способы незаконного аборта на квалификацию не влияют. Наиболее распространенные из них - введение в область матки каких-либо предметов, растворов, инъекции.
Высказано и иное мнение,
что исходя из заголовка статьи в
объективную сторону
Информация о работе Незаконное производство аборта. Состав и виды этого преступления