Обеспечение контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Принимая во внимание направление деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определяет виды контроля по исполнению их функций осуществления порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определения средств исправления осужденных, охране их прав, свобод и законных интересов. Под контролем понимается постоянное наблюдение в целях проверки или надзора за исполнением обязательных требований федеральных законов, указов и постановлений в соответствующей сфере деятельности посредством организации и проведения проверок.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Понятие и принципы деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации………………………………………………………..5
1.2. Проблемы совершенствования контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 14
2.1. Контроль Федерального Собрания РФ 14
2.2. Контроль Президента РФ и Правительства РФ 17
2.3. Контроль общественных организаций 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………32

Файлы: 1 файл

obespechenie_kontrolya_za_deyatelnostyu_uchrezhdenii_i_organ.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Принимая во внимание направление деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»1 определяет виды контроля по исполнению их функций осуществления порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определения средств исправления осужденных, охране их прав, свобод и законных интересов. Под контролем понимается постоянное наблюдение в целях проверки или надзора за исполнением обязательных требований федеральных законов, указов и постановлений в соответствующей сфере деятельности посредством организации и проведения проверок. Закон РФ № 5473-1 и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации2 предполагают многоуровневый контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы РФ.

Цель исследования – проанализировать правовую сущность института понятия и видов контроля над деятельностью уголовно-исполнительной системы.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

– охарактеризовать понятие и принципы деятельности уголовно-исполнительной системы;

– проанализировать проблемы совершенствования контроля над деятельностью уголовно-исполнительной системы;

– охарактеризовать контроль над деятельностью уголовно-исполнительной системы Федерального Собрания РФ;

– проанализировать контроль над деятельностью уголовно-исполнительной системы Президента РФ и Правительства РФ;

– проанализировать контроль над деятельностью уголовно-исполнительной системы общественных организаций.

Объектом исследования выступают правовые отношения, регулирующие функционирование и развитие института контроля над деятельностью уголовно-исполнительной системы в современном российском уголовно-исполнительном праве.

Предметом исследования послужили нормативные правовые акты, учебная и научная литература, материалы судебной практики, раскрывающие правоотношения в области понятия и видов контроля над деятельностью уголовно-исполнительной системы.

При проведенном исследовании были использованы следующие методы:

– абстрактно-логический (изучение определённого явления без учёта его несущественных признаков);

– анализа и синтеза (в работе был проанализирован массив информации связанный с темой и сделан синтез);

– обобщения информации (сведение поученных данных к единому общему выводу).

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

1.1. Понятие и принципы деятельности уголовно-исполнительной системы

 

В противостоянии государства и преступности уголовно-исполнительная система Минюста России стоит в одном ряду с другими правоохранительными органами. Содержание осужденных, обеспечение безопасной деятельности учреждений, организация охраны и конвоирования, привлечение осужденных к труду – эти и многие другие функции исполняются исправительными и воспитательными колониями, лечебными исправительными учреждениями, следственными изоляторами и тюрьмами.

Уголовно-исполнительная система является частью отечественной правоохранительной системы. В этой связи необходимость контроля за деятельностью правоохранительных органов, в том числе УИС, обусловлена целым комплексом причин:

во-первых, деятельность УИС непосредственно связана с защитой правоохраняемых интересов гражданского общества. В местах лишения свободы содержатся люди, совершившие общественно опасные деяния, виновность которых установлена приговором суда. Общество объективно заинтересовано в изоляции этих лиц. Учредив государство, общество делегирует ему функцию возмездия, будучи крайне заинтересованным в строгой реализации принципа неотвратимости наказания. В связи с этим не случайно в качестве одной из целей уголовно-исполнительного законодательства РФ называется предупреждение новых преступлений;

во-вторых, деятельность УИС не исключает возможности причинения вреда правоохраняемым интересам членов гражданского общества, содержащихся в местах лишения свободы. Практика деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, свидетельствует, что пока не изжиты случаи нарушения прав и свобод лиц, содержащихся в местах лишения свободы3.

Деятельность уголовно-исполнительной системы основывается на принципах, закрепленных в ст. 8 УИК РФ и ст. 1 Закона РФ № 5473-1, который регламентирует также то, что интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

Принципом принято считать основополагающие идеи, исходное начало. В Законе РФ № 5473-1 принципы организации и деятельности уголовно-исполнительной системы являются не декларативными, а основополагающими положениями и влияют на содержание институтов и норм, а также создают ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

К числу общеправовых принципов организации уголовно-исполнительной системы относятся:

– законность,

– гуманизм,

– демократизм,

– равенство осужденных перед законом,

– уважение прав человека.

Они базируются на общих конституционных принципах права, принципах отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, предопределяют стратегию, направления развития и содержание уголовно-исполнительной системы. Данные принципы отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах4.

Принцип законности – конституционный принцип, закрепленный в ряде статей Конституции Российской Федерации (ст. 4, 13, 15, 17, 18 и др.)5. В сфере уголовно-исполнительной деятельности он выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, в точном и неуклонном соблюдении законодательства персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, органами государственной власти и управления, всеми должностными лицами и гражданами, взаимодействующими с учреждениями и органами, исполняющими наказания.

Принцип гуманизма означает, что законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека. Меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Порядок и условия содержания осужденных должны основываться на гуманистических и общечеловеческих ценностях и не иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Принцип гуманизма выражается в целях, которые ставит государство при исполнении наказаний – исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами, а также в средствах исправления. Он отражает идею уважения личности осужденного, сохранения его человеческого достоинства6.

Принцип демократизма отражается в содержании многих норм УИК РФ. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что отбывающие наказание, особенно лишение свободы, значительно ограничиваются в своих правах и свободах. Поэтому они нуждаются в дополнительном гарантировании и защите.

Этой задаче отвечают нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст.13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст.14), права на подачу обращений, предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст.15) и т.д. Принцип демократизма реализуется в организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными.

Принцип равенства осужденных перед законом нашел реализацию во многих статьях УИК РФ. В соответствии с конституционными положениями нормы УИК РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения. Вместе с тем равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания. Они, напротив, индивидуализируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов создаются более льготные условия содержания.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. Об этом свидетельствует Закон РФ № 5473-1, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»7, Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»8, Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»9, постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время»10, приказы Минюста РФ, ФСИН РФ и другие нормативно-правовые акты.

 

 

 

 

1.2. Проблемы совершенствования контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы

 

В настоящий период уголовная политика Российской Федерации

ориентирована на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести.

Общее смягчение карательной политики государства в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, а также сокращение объема и сферы применения наказаний в виде лишения свободы, обусловливают снижение численности осужденных в исправительных колониях и увеличение числа лиц, осужденных без изоляции от общества.

О необходимости расширения спектра альтернативных лишению свободы видов уголовных наказаний свидетельствует и их преимущество, которое, по мнению проф. С.М. Зубарева11, выражается в их меньшей репрессивности; они не ограничивают свободу перемещения, общения с другими гражданами; при их исполнении не утрачиваются социально полезные связи, с родственниками, знакомыми, трудовыми коллективами; осужденные не изымаются из привычной социальной среды, поэтому нет необходимости в их социальной реабилитации после отбытия уголовного наказания; применение этих видов наказаний позволяет избежать тесного контакта осужденного с криминалитетом и получения негативного опыта; одновременно исключается возможность консолидации этих осужденных, как это имеет место в исправительных учреждениях, что не позволяет им вырабатывать и навязывать другим осужденным правила, так называемой «тюремной» субкультуры; общество не несет больших материальных затрат по содержанию осужденных; эффективнее социальный контроль за исполнением уголовного наказания; в большей мере обеспечиваются права, свободы и законные интересы осужденных.

Уголовно-исполнительная система является элементом правоохранительной системы страны и представляет собой целостную совокупность учреждений и органов, выполняющих функции по исполнению назначенных судами уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также судебных решений о применении меры уголовно-процессуального пресечения в виде содержания под стражей, охране и конвоированию осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В составе УИС действуют 8 учреждений высшего профессионального образования с 7 филиалами, в том числе Академия права и управления, 74 учебных центра и пункта, институт повышения квалификации, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий с 3 филиалами.

Управление учреждениями, исполняющими наказания, осуществляют территориальные органы уголовно-исполнительной системы в субъектах Российской Федерации и федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы – Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), подведомственная Министерству юстиции Российской Федерации.

Сохраняется активность криминальных лидеров, пытающихся распространять так называемые «воровские традиции». Распространению криминальной культуры, сплочению криминально ориентированного спецконтингента способствует явно устаревшая система коллективного содержания осужденных12.

Проблема противодействия криминальным структурам предполагает решение целого комплекса вопросов, связанных с организацией надлежащего взаимодействия правоохранительных органов по нейтрализации внешних и внутренних факторов, создающих угрозу нормальному функционированию подразделений исполнения наказаний, т.е. угроз «внутри учреждения», исходящих от лидеров группировок осужденных отрицательной направленности, и угроз «извне» – со стороны находящихся на свободе криминальных «авторитетов».

В то же время преодоление угрозы сплочения криминально ориентированного спецконтингента и действий, дезорганизующих деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы, обеспечение внешнего порядка и дисциплины в местах лишения свободы обеспечиваются в условиях коллективного содержания осужденных устаревшими, а подчас чрезмерно жестокими действиями сотрудников учреждений, существенно превышающими свои должностные полномочия и обладающими высоким уровнем латентности.

Из исправительных учреждений ежегодно освобождается более 260 тыс. человек, а без должного контроля и надзора за их поведением со стороны соответствующих государственных органов и при отсутствии в обществе системной профилактической работы с ними создается угроза превращения учреждений уголовно-исполнительной системы в своего рода «тюремные университеты», обеспечивающие лишь временную изоляцию преступников от общества, но при этом способствующие социально-психологической деградации и стигматизации их личности, распространению криминальной субкультуры в обществе13.

Информация о работе Обеспечение контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказание