Обеспечение контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Принимая во внимание направление деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определяет виды контроля по исполнению их функций осуществления порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определения средств исправления осужденных, охране их прав, свобод и законных интересов. Под контролем понимается постоянное наблюдение в целях проверки или надзора за исполнением обязательных требований федеральных законов, указов и постановлений в соответствующей сфере деятельности посредством организации и проведения проверок.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Понятие и принципы деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации………………………………………………………..5
1.2. Проблемы совершенствования контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВИДОВ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 14
2.1. Контроль Федерального Собрания РФ 14
2.2. Контроль Президента РФ и Правительства РФ 17
2.3. Контроль общественных организаций 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………32

Файлы: 1 файл

obespechenie_kontrolya_za_deyatelnostyu_uchrezhdenii_i_organ.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

По смыслу ст. 16 УПК РФ, а также ст. 50 УПК РФ (регламентирующий порядок реализации права на защиту) приглашение, назначение, замена защитника и оплата его труда в отношении осужденного осуществляются по тем же правилам, что и в отношении подозреваемого и обвиняемого.

Иное толкование положений ст. 16 и ст. 50 УПК РФ противоречило бы ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, и означало бы ничем не оправданное ограничение процессуальных прав осужденного по сравнению с такими же правами, предусмотренными законом для лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Более того, сам по себе переход от одной процессуальной стадии к другой не может влечь за собой ограничение права на защиту, закрепленного в качестве принципа уголовного судопроизводства».

Подобное заключение Президиум Верховного Суда РФ вынес по делу осужденного А. (постановление от 3 мая 2006 г. № 211-П06-ПР).

Примером эффективной законотворческой деятельности в данном случае служит деятельность компетентных государственных органов Германии в связи с принятием в Риме 17 июля 1998 г. Римского статута Международного уголовного суда. В связи с этим событием в 2000-2002 гг. было издано шесть федеральных законов, в частности Закон об имплементации Римского статута и Закон о сотрудничестве с Международным уголовным судом30.

Несмотря на это, можно констатировать, что в Российской Федерации создана система общественного контроля в местах принудительного содержания, к которым относятся: исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, дисциплинарные воинские части. В ч. 1 ст. 23 УИК РФ указано, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания; в ч. 2 данной статьи – что общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Исходя из анализа эти положения, по нашему мнению, в вышеуказанных частях ст. 23 УИК РФ изначально скрыто противоречие, которое «размывает» понятие и смысл общественного контроля. Поэтому необходимо заменить формулировку «оказывают содействие» на «участвуют», так как это больше соответствует сути и повышает значимость общественного движения, а также конкретизирует ст. 23 УИК РФ в части полномочий общественных объединений в сфере контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Статьей 18.1 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлен порядок проведения беседы членами общественной наблюдательной комиссии с подозреваемым или обвиняемым, содержащимися под стражей. Проведение такой беседы по вопросам обеспечения прав в местах принудительного содержания осуществляется в условиях, позволяющих представителю администрации соответствующего места содержания под стражей видеть и слышать их31.

Пунктом 11 приказа Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»32, п. 95 приказа Минюста РФ от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»33 и п. 17 приказа Минюста РФ от 6 октября 2006 г. № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы»34 регламентировано право осужденных на обращение в общественные объединения, а также устанавливается трехсуточный (трехдневный) срок для направления обращений адресату.

В соответствии с п. 65 приказа Минобороны РФ от 29 июля 1997 г. № 302 «О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими»35 в целях содействия командованию дисциплинарной воинской части в работе по исправлению и перевоспитанию осужденных военнослужащих в ротах из числа лиц, зарекомендовавших себя примерным поведением и добросовестным отношением к труду и военной службе, создаются советы общественности, которые избираются на собраниях осужденных военнослужащих и утверждаются командирами, как и решения, принимаемые этими советами.

В соответствии со п. 66 совет оказывает командиру помощь в организации и проведении различных воспитательных мероприятий: привлекается для контроля за результатами труда и боевой подготовки осужденных военнослужащих; участвует в организации художественной самодеятельности и спортивно-массовой работы, в выпуске стенной печати; проводит индивидуальную разъяснительную работу с недисциплинированными осужденными военнослужащими; принимает участие в обсуждении кандидатур, представляемых к переведению в облегченные условия отбывания наказания и к условно-досрочному освобождению36.

Несмотря на то, что в дисциплинарных воинских частях организовано внутреннее общественное движение, оно в данном случае состоит из активных помощников, которые являются опорой командования в деле военного обучения и воспитания осужденных военнослужащих, а не представителей гражданского общества. Положительной тенденцией в этой ситуации может быть взаимодействие органов общественности осужденных военнослужащих с существующими общественными объединениями.

Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 28 ноября 2008 г. № 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий»37 установлен порядок посещения исправительных учреждений при осуществлении общественного контроля членами общественных наблюдательных комиссий. Также при Федеральной службе исполнения наказаний с 2007 г. действует Общественный совет по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы, одной из целей которого является защита прав и законных интересов осужденных.

Несмотря на то, что деятельность данного Общественного совета многообразна, необходимо придать этой деятельности определенные практические полномочия, связанные с общественным воздействием на администрацию мест принудительного содержания. Например, ввести в законодательство понятие «предписание об устранении выявленных нарушений», которое готовится общественным объединением по результатам проведенных проверок и направляется в соответствующий государственный орган. При этом следует ввести порядок его прохождения и принятия решения по результатам рассмотрения, а также регламентировать ответственность должностных лиц за проявленное противодействие (бездействие) общественным организациям38.

Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. В ч. 6 гл. III в рамках совершенствования сотрудничества с институтами гражданского общества и осуществления контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы предполагается обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы с участием Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка и уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ и другие вопросы общественной деятельности, включая повышение роли общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества.

Оценивая роль вышеуказанной Концепции, нельзя не отметить ее значение в области развития отношений с институтами гражданского общества, обеспечения контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

Однако, хотя формальное создание системы общественного контроля все же состоялось, эффективность деятельности этого института, как и эффективность деятельности всего гражданского общества по контролю за соблюдением прав и свобод личности в Российской Федерации, еще неудовлетворительны. Причиной этого является то, что общественные объединения на федеральном уровне формируются непосредственно самими органами федеральной исполнительной власти, в том числе и теми, в местах принудительного содержания которых должен осуществляться общественный контроль39.

Кроме того, деятельность этих общественных объединений при осуществлении общественного контроля детально не конкретизирована, и, как уже было сказано, у проверяемых ими органов отсутствует ответственность за противодействие (бездействие) этим общественным организациям. На общегосударственном и региональном уровнях у общественных организаций отсутствуют возможности широкого использования средств массовой информации для обеспечения эффективности общественной деятельности.

По мнению члена общественной наблюдательной комиссии Республики Дагестан по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Л.В. Арефьевой, в большинстве субъектов РФ правозащитников не пускают в учреждения, где отбывают наказание и проводят предварительное следствие. Лишь в отдельных регионах власти считают, что такие люди приносят реальную пользу заключенным, снижают социальную напряженность внутри зон, и там правозащитники имеют возможность посещать колонии и следственные изоляторы. Этот мостик между обществом и изоляцией все же существует, и он способствует менее болезненному возврату заключенных к нормальной жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, контроль за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляют: Федеральное Собрание Российской Федерации; Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания и следственных изоляторов осуществляется федеральным органом уголовно-исполнительной системы (Федеральная служба исполнения наказаний) и территориальными органами уголовно-исполнительной системы и их должностными лицами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со статьями 397 и 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации40. Также в соответствии с законодательством Российской Федерации суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»41.

Представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо по разрешению вышестоящих органов уголовно – исполнительной системы, в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации.

Кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных. Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Раздел I Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1997 г. – № 2. – Ст. 198.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001 г. – № 52 (ч. 1). – Ст. 4921.
  4. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997 г.– № 9. – Ст. 1011.
  5. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997 г. – № 51. – Ст. 5712.
  6. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. – 1992 г. – № 39.
  7. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994 г. – № 2. – Ст. 74.
  8. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства РФ. – 1995 г. – № 29. – Ст. 2759.
  9. Федеральный закон от 04 апреля 2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005 г. – № 15. – Ст. 1277.

10. Федеральный закон РФ от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ  «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Собрание законодательства РФ. – 2008 г. – № 24. – Ст. 2789.

11. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993 г. – № 33. – Ст. 1316.

Информация о работе Обеспечение контроля за органами и учреждениями, исполняющими наказание