Обвинение в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть понятие и раскрыть особенности обвинения в уголовном процессе Российской Федерации.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и сущность обвинения, как уголовно-процессуальную функцию, уголовно-процессуальную деятельность и материально-правовую конструкцию.
2. Проанализировать виды обвинения по уголовно-процессуальному законодательству
3. Рассмотреть участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
4. Раскрыть соотношение обвинения с уголовным преследованием.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Понятие, значение и формы обвинения в уголовном процессе 5
1.1. Обвинение, как уголовно-процессуальная функция, уголовно-процессуальная деятельность и материально-правовая конструкция 5
1.2. Виды обвинения по уголовно-процессуальному законодательству 9

Глава 2. Субъекты обвинения. Соотношение обвинения и уголовного преследования 13
2.1. Субъекты обвинения 13
2.2. Соотношение обвинения с уголовным преследованием 29

Заключение 35

Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Обвинение в уголовном процес.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

      Осуществляя обвинение в публичном порядке, следователь, орган дознания и дознаватель  вправе: вызывать для участия в  следственных действиях любое лицо; истребовать от граждан, предприятий, организаций и должностных лиц любые документы, необходимые при производстве по делу. Данные требования обязательны для лиц, к которым они адресованы. Неисполнение этих требований влечет за собой различные виды ответственности.

      Обвинение в частном порядке осуществляется по делам частного обвинения, к которым  относятся дела о преступлениях, предусмотренных: ст. 115 УК РФ – умышленное причинение легкого вреда здоровью; ст. 116 УК РФ – побои; ч. 1 ст. 129 УК РФ –  клевета при отсутствии отягчающих обстоятельств; ст. 130 УК РФ – оскорбление7. Дела о данных составах преступлений называются делами частного обвинения, ибо, по общему правилу, они могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и представителя. Они могут быть прекращены в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

      Уголовное преследование по указанной категории  дел осуществляет потерпевший, который  является частным обвинителем (п. 58 ст. 5 УПК РФ) и вправе выдвигать и поддерживать обвинение (ст. 22 УПК РФ). Выдвижение обвинения оформляется и осуществляется путем подачи в суд заявления, а поддержание обвинения – путем участия в судебном разбирательстве.

      Обвинение в частно-публичном порядке осуществляется по делам о преступлениях, предусмотренных: ч. 1 ст. 131 УК РФ – изнасилование без отягчающих обстоятельств; ч.1 ст. 132 УК РФ – насильственные действия сексуального характера; ч. 1 ст. 136 УК РФ – нарушение равноправия граждан, совершенном при отсутствии квалифицирующих обстоятельств; ч. 1 ст. 137 УК РФ – нарушение неприкосновенности частной жизни; ч. 1 ст. 138 УК РФ – нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; ч. 1 ст. 139 УК РФ – нарушение неприкосновенности жилища; ст. 145 УК РФ – необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет; ч.1 ст. 146 УК РФ – нарушение авторских и смежных прав; ч. I ст. 147 УК РФ – нарушение изобретательских и патентных прав.

      Частное начало уголовного преследования проявляется  в том, что эти дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Именно потерпевший самостоятельно определяет, нуждается ли он в защите государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, в случае нарушения гарантированных ему прав. Отсутствие заявления потерпевшего по делам частного и частно-публичного обвинения является основанием отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения (п. 5 ст. 24 УПК РФ).

      Публичный характер уголовного преследования  по данной категории дел заключается  в том, что они не подлежат прекращению  за примирением потерпевшего с обвиняемым, кроме случаев, предусмотренных  ст. 25 УПК РФ. После подачи заявления прокурор и органы предварительного расследования возбуждают уголовное дело и в пределах своей компетенции проводят расследование, направляют дело в суд, который от имени государства может вынести приговор.

      Итак, в уголовном процессе обвинению принадлежит чрезвычайно важная роль. Оно имеет своей целью решительно пресекать преступления, изобличать нарушителей уголовного закона, обеспечивать неотвратимость наказания виновных. С помощью обвинительной деятельности специально на то уполномоченных органов и должностных лиц государство защищает от преступных посягательств общественный и государственный строй, права и интересы граждан, а также права и охраняемые законом интересы государственных учреждений, предприятий,  кооперативных и иных общественных организаций.

      Существует  два вида обвинения: государственное  и частное. В зависимости от характера  и тяжести совершенного преступления, обвинение делится на три вида: публичное, частно-публичное и частное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Субъекты обвинения. Соотношение обвинения и уголовного преследования

2.1. Субъекты обвинения

 
 

      Прокурор. Наиболее общее разъяснение понятия «прокурор» законодатель дает в п. 31 ст. 5 УПК РФ, указав, что под этим термином подразумевается «Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре».

      Правовой  статус прокурора как должностного лица специальных государственных органов установлен Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»8. Уголовно-процессуальный кодекс, исходя из содержащихся в данном законе общих положений о направлениях, формах и методах деятельности прокуратуры, раскрывает и детализирует применительно к сфере уголовного судопроизводства такие функции прокурора, как надзор за исполнением законов, уголовное преследование и участие в рассмотрении дел судами.

      В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Иные должностные лица органов прокуратуры (старшие помощники и помощники прокуроров, прокуроры управлений, отделов и т.д.) в УПК РФ процессуальными полномочиями не наделяются и не упоминаются, но, исходя из содержания Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор может поручить им выполнение некоторых своих полномочий, в том числе и в сфере уголовно-процессуальной деятельности.

      Место и роль прокурора в уголовном  судопроизводстве характеризует наличие  довольно широкого круга взаимосвязанных полномочий, реализация которых в значительной мере зависит от стадии уголовного процесса.

      Вопрос  о характере функций прокурора  в уголовном процессе остается одним  из наиболее дискуссионных. Несмотря на то, что уголовно-процессуальный закон РФ однозначно установил, что прокурор в ходе уголовного судопроизводства осуществляет две самостоятельные функции: уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования (ч. 1 ст. 37 УПК РФ) (причем одни процессуалисты с таким положением согласны9, другие – нет, считая, что прокуратура должна выполнять единственную функцию – надзора за законностью10), тем не менее, эти нормы не нашли отражения в Конституции РФ и не совсем согласуются с Законом о прокуратуре РФ, поэтому споры о сущности и назначении прокурорской деятельности в сфере уголовного правосудия не утихают.

      Острота настоящей проблемы объясняется  также существенным расширением  судебных полномочий в сферах, традиционно  считавшихся прокурорскими, в связи с чем важно определить основные направления деятельности суда и прокурора, то есть функции, для того чтобы разграничить их «сферы влияния».

      Итак, в соответствии с Законом о  прокуратуре на прокуратуру возложен надзор за исполнением действующих на территории РФ законов (п. 1 ст. 1). Далее Закон конкретизирует, какими средствами наделяется прокуратура для обеспечения законности в сфере уголовного судопроизводства. Это надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие; уголовное преследование; участие в рассмотрении уголовных дел судами; опротестование противоречащих закону приговоров, определений и постановлений судов. В отдельных случаях к таким средствам можно отнести и осуществление надзора за законностью действий и решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, когда речь идет о мероприятиях, проводимых этими органами в рамках уголовно-процессуальной деятельности.

      Уголовно-процессуальное законодательство, в свою очередь, детализирует полномочия прокурора на всех стадиях уголовного процесса.

      Широкий и разнообразный спектр правовых средств прокурорской деятельности в досудебном производстве уголовного процесса приводит иногда к представлению  о наличии у прокурора в  этой сфере помимо двух основных функций  еще и такой «дополнительной» функции, как руководство расследованием.11

      Действительно, объем полномочий, предоставленных  прокурору в досудебном производстве, не позволяет их четко разграничить и определить характер функций прокурора  по отношению к органам расследования. Особенно интересен вопрос, касающийся соотношения функций надзора и процессуального руководства, если согласиться с тем, что последняя существует. Так, одни авторы полагают, что обе эти функции – надзора и руководства – прокурор осуществляет одновременно, хотя и разными путями и методами.12 Другие считают, что поскольку деятельность прокурора по надзору за законностью расследования носит процессуальный характер, то прокурорско-надзорные функции выливаются в уголовно-процессуальную форму руководства. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, по мнению, например, В.М. Савицкого, «есть по сути дела процессуальное руководство расследованием преступлений, которое предполагает применение прокурором всего арсенала предоставленных ему властных полномочий»13.

      Такой неоднозначный подход к функциям, осуществляемым прокурором на досудебном производстве, объясняется в первую очередь неопределенностью самого термина «процессуальное руководство». Действующий уголовно-процессуальный закон ни в одной своей норме не применяет данного термина по отношению к прокурорской деятельности. Но анализ полномочий, которыми он наделен на досудебных стадиях, дает основания для вывода о том, что, с одной стороны, прокурор процессуально руководит деятельностью следователей и органов дознания, а с другой - обеспечивает состояние законности как на стадии возбуждения уголовного дела, так и на стадии предварительного расследования. Генеральный прокурор РФ указывает, что в досудебном производстве прокурор является руководителем уголовного преследования, координатором действий всех органов, осуществляющих уголовное преследование.

      Вместе  с тем, в июле 2007 года значительно  сокращены полномочия прокурора  на предварительном расследовании.

      В последние годы в юридической литературе и на практике широкое распространение получило мнение, высказанное разработчиками Концепции судебной реформы и поддержанное другими авторами, что доминирующей функцией прокуратуры является уголовное преследование14. В Законе о прокуратуре, а затем и в УПК этот подход также нашел свое закрепление, но, правда, с сохранением у прокурора надзорной функции, в связи с чем остается актуальной и другая дискуссия – о соотношении прокурорского надзора и уголовного преследования.

      Реализация  прокурором своих полномочий при рассмотрении судами уголовных дел имеет комплексную цель. Принимая непосредственное участие в судебных заседаниях, на основе принципа состязательности прокурор выступает в качестве равноправного участника процесса со стороны обвинения, что является логическим завершением осуществления функции уголовного преследования и продолжением надзорной функции.

      В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное  обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. При этом закон предусматривает обязательное участие прокурора как государственного обвинителя в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения во всех случаях, когда по делу проводилось предварительное следствие. Если предварительное расследование проведено в форме дознания, то прокурор либо сам поддерживает обвинение в суде, либо вправе поручить эту миссию дознавателю или следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.

      С другой стороны, участие прокурора  в судебных заседаниях преследует цель обеспечения законности, обоснованности и справедливости приговора суда и иных судебных решений. Достижение этой цели связано с осуществлением прокурором своего права (а одновременно и обязанности) на принесение в установленном УПК порядке представления – акта реагирования на судебное решение (приговор, постановление или определение), не соответствующее, по мнению прокурора, требованиям закона. Представление служит обязательным основанием для рассмотрения дела судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанций. В ходе соответствующих судебных заседаний участие прокурора является обязательным.

      Следователь. Основной формой предварительного расследования по уголовному делу в ходе досудебного производства является предварительное следствие, полномочия по осуществлению которого возлагаются на следователей – должностных лиц специальных органов предварительного следствия, входящих в структуру таких государственных правоохранительных органов, как Следственный комитет, федеральная служба безопасности, органы внутренних дел системы МВД и органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Вне зависимости от ведомственной принадлежности процессуальные полномочия всех следователей при производстве предварительного следствия одинаковы. Различается только их компетенция по расследованию уголовных дел о конкретных преступлениях с учетом установленной законом подследственности.

Информация о работе Обвинение в уголовном процессе