Обвинение в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть понятие и раскрыть особенности обвинения в уголовном процессе Российской Федерации.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие и сущность обвинения, как уголовно-процессуальную функцию, уголовно-процессуальную деятельность и материально-правовую конструкцию.
2. Проанализировать виды обвинения по уголовно-процессуальному законодательству
3. Рассмотреть участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
4. Раскрыть соотношение обвинения с уголовным преследованием.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Понятие, значение и формы обвинения в уголовном процессе 5
1.1. Обвинение, как уголовно-процессуальная функция, уголовно-процессуальная деятельность и материально-правовая конструкция 5
1.2. Виды обвинения по уголовно-процессуальному законодательству 9

Глава 2. Субъекты обвинения. Соотношение обвинения и уголовного преследования 13
2.1. Субъекты обвинения 13
2.2. Соотношение обвинения с уголовным преследованием 29

Заключение 35

Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

Обвинение в уголовном процес.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

      В обобщенном виде полномочия следователя  определены в ст. 38 УПК РФ. В первую очередь следователь вправе при наличии соответствующих поводов и оснований возбуждать уголовные дела в установленном законом порядке и принимать их к своему производству или передавать прокурору для направления по подследственности.

      При проведении предварительного следствия следователь в целом процессуально независим. Он свободен в оценке доказательств и, соответственно, самостоятельно направляет ход расследования по уголовному делу, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения. Кроме того, для следователя являются обязательными для исполнения письменные указания руководителя следственного органа, данные ими по уголовному делу, находящемуся в его производстве. Но в случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями руководителя следственного органа – они могут быть обжалованы им.

      В ходе производства предварительного следствия  следователь вправе давать органу дознания в случаях и порядке, установленных законом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

      Руководитель  следственного органа – участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК РФ). Таким образом, полномочия руководителя следственного органа связаны с выполнением им организационных и контрольных функций по отношению к подчиненным ему следователям.

      Процессуальные  полномочия руководителя следственного  органа определены ст. 39 УПК РФ, в соответствии с которой для организации расследования уголовных дел он вправе поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, в том числе создавать следственную группу и изменять ее состав, изымать уголовное дело у одного следователя и передавать его другому с обязательным указанием оснований такой передачи.

      Руководитель  следственного органа вправе: проверять  материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления  следователя; давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК; продлевать срок предварительного расследования; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу; давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК; возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

      Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ч. 1 ст. 5 УПК РФ).

      В уголовно-процессуальном законе впервые  закреплено понятие «дознаватель», из которого не вытекают полномочия этого  должностного лица, а лишь право  на производство данной формы предварительного расследования.

      Полномочия  конкретного дознавателя зависят от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или же подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания15.

      Работники, наделенные правами дознавателя  государственного учреждения органа дознания, имеются в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органах службы судебных приставов, таможенных органах и органах Государственной противопожарной службы. Они по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей и, в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности, обладают правами дознавателя (ч. 3 ст. 41 УПК РФ). Начальники органа дознания возлагают на них уголовно-процессуальные полномочия при назначении на должность, определяя тем самым их права и обязанности. При этом процессуальное положение дознавателей, объем их полномочий при производстве по уголовному делу не зависят от ведомственной принадлежности, хотя закон разграничивает их компетенцию в зависимости от характера расследуемых преступлений, определяя подследственность уголовных дел (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

      Сотрудники  органа дознания, состоящие в должности  дознавателей или старших дознавателей, осуществляют исключительно уголовно-процессуальную деятельность.

      Дознаватель, являясь участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, производит дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Основное содержание деятельности дознавателя – уголовное преследование, т.е. изобличение подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ч. 1 ст. 5 УПК РФ).

      Органы  дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

      К государственным органам, осуществляющим предварительное расследование в форме дознания, относятся:

      1) органы внутренних дел Российской Федерации;

      2) органы Федеральной службы судебных  приставов;

      3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений  или гарнизонов;

      4) органы государственного пожарного  надзора федеральной противопожарной  службы.

      В соответствии со ст. 2 Указа Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»16, органами внутренних дел признаются министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

      Органами  дознания, являющимися структурными подразделениями органов исполнительной власти, которые наделены в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности на основании ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»17 являются: органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральные органы государственной охраны, главного управления охраны и службы безопасности Президента Российской Федерации, органы пограничной службы, таможенные органы, служба внешней разведки Российской Федерации.

      Определенную  часть уголовно-процессуальной деятельности в качестве органа дознания осуществляют органы Государственной противопожарной  службы, которые на основании Указа  Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «Совершенствование государственного управления в области пожарной безопасности»18 и иных нормативных актов отнесены к Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

      Наряду  с государственными учреждениями органами дознания также признаются должностные лица (не возглавляемые ими учреждения). К ним относятся: главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

      Для всех названных органов определен  круг уголовных дел, по которым они правомочны проводить дознание в порядке, установленном главой 32 УПК РФ. Кроме того, на органы дознания возлагается выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Независимо от ведомственной принадлежности, процессуальное положение всех органов дознания одинаково, они обладают равными процессуальными правами и выполняют одни и те же процессуальные обязанности.

      Потерпевший. Преступление, являясь общественно опасным деянием, посягающим на охраняемые законом общественные отношения, всегда вызывает отрицательные последствия, причиняет определенный вред – это вред, причиненный любым преступлением правопорядку в государстве19.

      Нередко преступление в то же время причиняет вред непосредственно отдельным гражданам, организациям, учреждениям и предприятиям. В таких случаях преступное деяние является причиной наступивших последствий, и между ними должна существовать прямая причинная связь. Здесь речь идет о вреде в более узком, уголовно-правовом смысле. По своему характеру такой вред может быть моральным (при клевете, оскорблении, ложном доносе и ряде иных преступлений), физическим (причинение вреда здоровью, заражение венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией и др.) или имущественным (например, преступления против собственности). Причем одним преступлением может причиняться одновременно различный вред. С понятием вреда в более узком смысле и связано понятие потерпевшего.

      В законе определено, что потерпевший  – это физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).

      Потерпевший – один из ключевых участников уголовного судопроизводства, назначением которого является, прежде всего, защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В этом смысле закон предусматривает обеспечение возмещения потерпевшему в первую очередь имущественного вреда, причиненного преступлением. Кроме этого, ему может быть возмещен по его иску и моральный вред в денежном выражении. Размер возмещения в таком случае определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства. Потерпевшему обеспечивается также возмещение всех расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя. Такие расходы определяются как судебные издержки по делу (ст. 131 УПК РФ).

      Выступая  на стороне обвинения, потерпевший не только отстаивает свои интересы и преследует цель возмещения причиненного ему вреда. Несмотря на то, что он не несет обязанности доказывания, потерпевший играет существенную роль в уголовно-процессуальной деятельности по выяснению всех юридически значимых обстоятельств дела на различных стадиях. Конечно, активность участия потерпевшего как лица, не обладающего в подавляющем большинстве случаев юридическими познаниями, зависит от отношения к нему лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, которые должны создавать условия для реализации потерпевшим своих процессуальных полномочий20.

      Потерпевший для более эффективного участия  в уголовном процессе вправе иметь  представителя, в качестве которого, как правило, выступает адвокат (по постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего могут быть допущены один из его близких родственников либо иное лицо, о допуске которого он ходатайствует). Для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, участие законного представителя или представителя является обязательным. При этом представители обладают такими же процессуальными правами, что и представляемый ими потерпевший (ст. 45 УПК РФ).

      Для отстаивания и защиты своих интересов  потерпевший вправе: знать о предъявленном  обвиняемому обвинении; давать показания (в том числе на родном языке  или языке, которым он владеет, или же бесплатно пользоваться помощью переводчика); представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций; знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта в случаях, когда судебная экспертиза производилась в отношении него.

      Потерпевший с разрешения следователя или  дознавателя может принимать  непосредственное участие в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя, а затем, соответственно, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания.

Информация о работе Обвинение в уголовном процессе