Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 19:52, курсовая работа
В начале 90-х годов в нашей стране начинает складываться социальная работа как профессиональная деятельность. А в 1991 году в России была введена новая профессия социальный работник, специалист по социальной работе, который является непосредственным исполнителем социальной работы. Следует отметить, что социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению и улучшению способности людей к социальному функционированию.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ……………………………….....9
1.1. Отечественная нормативно-правовая база социальной работы с осужденными …………………………………………………………………9
1.2. Правовые аспекты социальной работы с осужденными в Международных нормативно-правовых актах.............................................16
2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ……....…23
2.1. Правовые основы социального страхования осуждённых к лишению свободы………………………………………………………………………23
2.2. Основы обязательного медицинского страхования осуждённых к лишению свободы...........................................................................................26
2.3. Правовая база подготовки осужденных к освобождению..................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................39
Вышеупомянутые международные акты можно подразделить на два вида - международные договоры и международные стандарты.
Международные договоры - это соглашения между государствами, обязательные для исполнения всеми участниками.
Международные стандарты представляют собой документы, содержащие нормы, принципы и предложения, касающиеся назначения уголовно-правовых мер, обращения с осужденными и деятельности органов, исполняющих наказания.
Главная цель этих документов - защита человеческих и гражданских прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Наряду с этим международные стандарты имеют своими задачами распространение прогрессивного мирового опыта, гуманизацию уголовной политики государств в области обращения с правонарушителями, максимально возможное сужение сферы применения наиболее репрессивных мер - смертной казни, лишения свободы, предварительного заключения под стражу и т.д.
В отличие от международных договоров международные стандарты носят рекомендательный характер. Как указано в ст. 3 УИК РФ, их положения «реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и социальных условий».
Учитывая многообразие существующих международных стандартов, их можно рассмотреть в рамках определенных классификаций:
а) принятые Организацией Объединенных Наций и ее рабочими органами;
б) принятые региональными международными правительственными организациями;
в) принятые международными неправительственными организациями.
В зависимости от характера и масштаба объекта правового регулирования международные стандарты можно подразделить на следующие группы:
1. Стандарты, регулирующие
общественные отношения, связанные
с обеспечением соблюдения
2. Стандарты, регулирующие
общественные отношения в
3. Стандарты, регулирующие
общественные отношения в
В Минимальных стандартных правилах регламентируются различные направления соцработы.
В международной практике получила развитие идея максимального приближения условий отбывания наказания в виде лишения свободы к условиям жизни на свободе. Правильность этой идеи подтверждается многими фактами, свидетельствующими о том, что ужесточение условий не способствует исправлению осужденных.
В Минимальных стандартных правилах отражены и правовые основы таких направлений социальной работы, как сохранение и поддержание социально полезных связей с внешним миром и подготовка к освобождению.
В обращении с лицами, приговоренными к тюремному заключению или другой подобной мере наказания, следует стремиться, учитывая продолжительность отбываемого ими срока, прививать им желание подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения. В Минимальных стандартных правилах говорится и об участии внешних организаций в оказании помощи осужденным в устройстве на свободе после освобождения.
Согласно Правила 62 медицинские службы заведения должны выявлять все физические и психические заболевания или недостатки, могущие воспрепятствовать перевоспитанию заключенного, и заботиться о их излечении. С этой целью заведения должны иметь возможность обеспечивать все необходимое медицинское, хирургическое и психиатрическое обслуживание. Здоровье и благополучие осужденного органически связаны с его перспективами возвращения к нормальной жизни. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за обеспечение как психического, так и физического здоровья осужденных.
О физическом и психическом здоровье заключенных обязан заботиться врач, который должен ежедневно принимать или посещать всех больных, всех тех кто, жалуется на болезнь. Ведь своевременное оказание помощи заключенному - залог его быстрого излечения.
2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
2.1. Правовые основы
социального страхования
Понятие «социальное страхование» является широким и его основу составляют обязательное государственное социальное страхование, пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обеспечение по безработице. В соответствии с действующим законодательством осужденные имеют право на первые три вида страхования.
Правительство РФ приняло Постановление 15 октября 2001 года № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду».
Согласно Постановлению осужденным выплачиваются следующие пособия по обязательному государственному социальному страхованию:
а) по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
б) по беременности и родам;
в) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель);
г) единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении);
д) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (в случае отбывания наказания в колониях - поселениях). Пособия выплачиваются за счет единого социального налога, уплачиваемого в Фонд социального страхования организациями, в которых трудятся осужденные.
Пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности и выдается с первого дня утраты осужденным трудоспособности вплоть до ее восстановления либо до установления учреждением медико-социальной экспертизы инвалидности. Размер пособия по временной нетрудоспособности составляет от 60 до 100 процентов заработка осужденного в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, исчисляемого со дня начала работы осужденного до дня наступления временной нетрудоспособности, и за полный календарный месяц не может превышать максимального размера указанного пособия, установленного федеральным законом. Выплачивается пособие в сроки, установленные для выплаты заработной платы.
Пособие по беременности и родам осужденным женщинам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется осужденной женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
Осужденным женщинам единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается администрациями организаций, где трудятся осужденные женщины.
В соответствии с рассматриваемым Постановления Правительства Российской Федерации осужденные, привлеченные к оплачиваемому труду, имеют право на получение ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Выплата всех видов пособий осуществляется путем их зачисления на лицевые счета осужденных.
Страховая компания правоохранительных органов (СКПО) предлагает программу страхования лиц, находящихся под следствием, и осужденным по решению суда. Более подробно остановимся на страховании осужденных по решению суда и отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Страховая компания правоохранительных органов предлагает следующие виды страхования:
-страхование от несчастных случаев;
-накопительное страхование на срок освобождения из мест лишения свободы.
Договор страхования заключается сроком до года, на 1 год и более. Договор предусматривает выплату страховой суммы при наступлении следующих событий, происшедших с застрахованным: смерти в результате несчастного случая, наступившей не позднее одного года со дня несчастного случая; постоянной утраты трудоспособности, наступившей в результате несчастного случая, с установлением ему инвалидности I или II группы.
При наступлении страхового случая осужденные получают от страховой компании реальную помощь, им будут предоставлены все необходимые виды обеспечения по страхованию, и включая оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Такое страхование будет способствовать усилению контроля за соблюдением прав человека в местах лишения свободы.
В статье 98 УИК говорится о том, что осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормилица и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе права осужденных на получение пенсии, косвенно указывает на наличие правовых норм их пенсионного обеспечения.
2.2. Основы обязательного
медицинского страхования
Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации издан совместный Приказ от 31.12.2002 N 362/424 «О мерах по улучшению медицинского обслуживания лиц осужденным».
Пунктом 2 упомянутого Приказа начальникам территориальных органов УИС Минюста России, начальникам УЛИУ ГУИН Минюста России предписано обеспечить организацию получения у страховщика полисов обязательного медицинского страхования осужденным.
Согласно статье 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ), лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, имеют право на получение медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за счет средств бюджетов всех уровней.
Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции от 02.04.1993 N 4741-1). При этом обязательное медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования (статья 4 Закона). Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис (статья 5 Закона).
При обязательном медицинском страховании страхователями для работающего населения являются их работодатели, для неработающего населения - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (статья 2 Закона).
Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора (статья 6 Закона).
Учитывая вышеизложенное, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования полагает, что обязательное медицинское страхование осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, обеспечение их страховыми медицинскими полисами ОМС и оказание медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию может быть осуществлено в порядке, установленном федеральным законом.
Осуждённые имеют право и на такой вид государственного страхования, как обязательное медицинское страхование. Осужденные к лишению свободы, как граждане Российской Федерации, являются субъектами обязательного медицинского страхования и в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, а также УИК (ст. 105) находятся под постоянным медицинским контролем.
Обязательное медицинское страхование предполагает, что при заболевании осужденным оказывается квалифицированная медицинская помощь и распространяется на все виды лечения в полном объеме. В необходимых случаях квалифицированная медицинская помощь осужденным оказывается не только со стороны медицинской службы уголовно-исполнительной системы, но и со стороны органов здравоохранения (ч. 5 ст. 101 УИК РФ).
Для медицинского обслуживания осужденных в уголовно-исполнительной системе организуются ЛПУ. Главной целью медицинской службы исправительных учреждений является сохранение и восстановление здоровья лиц, содержащихся в учреждениях. Этой целью задается и социальная работа с осужденными в УИС Минюста России.