Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 01:53, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является определение значения роли прокурорского надзор в стадии возбуждения уголовного дела, его правового регулирования, определение процессуальных возможностей прокуратуры по надзору за соблюдением законов, а также прав и свобод человека на этой стадии уголовного процесса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов на стадии предварительного расследования………………………………………4
Предмет прокурорского надзора……………………………………….4-8
Задачи прокурорского надзора……………………………………..…9-10
1.2 Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении………………………………………………....10-20
Глава 2. Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования
2.1 Прокурорский надзор – важная гарантия законности при расследовании преступлений…………………………………………………………………20-30
2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие …………..…31-34
Заключение………………………………………………………………..…35-37
Список используемой литературы…………………………….…………38-39

Файлы: 1 файл

Прокуроский надзор.docx

— 64.29 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела

    1. предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов на стадии предварительного расследования………………………………………4
      1. Предмет прокурорского надзора……………………………………….4-8
      2. Задачи прокурорского надзора……………………………………..…9-10

1.2 Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении………………………………………………....10-20

Глава 2. Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования

2.1 Прокурорский надзор – важная гарантия законности при расследовании преступлений…………………………………………………………………20-30

2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие …………..…31-34

Заключение………………………………………………………………..…35-37

Список используемой литературы…………………………….…………38-39

 

Введение

 

Закон о прокуратуре предусмотрел, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор, в том числе за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой правовое основание для всех дальнейших процессуальных действий при расследовании и разрешении уголовного дела. Поэтому осуществление процессуальной деятельности по приему сообщений о преступлениях, принятию решений о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовного дела в полном соответствии с действующим законодательством РФ имеет особое значение. В свете сказанного значительной является роль деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением законов, а также прав и свобод человека на стадии возбуждения уголовного дела.

Целью настоящей работы является определение значения роли прокурорского надзор в стадии возбуждения уголовного дела, его правового регулирования, определение процессуальных возможностей прокуратуры по надзору за соблюдением законов, а также прав и свобод человека на этой стадии уголовного процесса.

Объектом исследования в настоящей работе являются правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела, а предметом – система  действующих в настоящее время в РФ нормативных правовых актов, регулирующих прокурорский надзор в этой стадии.

Что касается изученности данной темы, то ей посвящен ряд статей, существуют монографии, относящиеся, однако по большей части к законодательству советского периода.

Глава 1. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела.

    1. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов на стадии предварительного расследования.

1.1.1 Предмет прокурорского  надзора.

Предмет надзора в соответствии со ст.29 Федерального закона «О прокуратуре РФ» – соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

В УПК учтены требования, вытекающие из положений Конституции РФ, общепризнанных норм и принципов международного права, международных договоров по обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина. Так, в ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь и достоинство участников уголовного судопроизводства. Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав.

Установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях также является одним из элементов предмета прокурорского надзора на стадии предварительного расследования, определенного Законом о прокуратуре. В УПК РФ в понятие «разрешение заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях» внесены некоторые коррективы. В соответствии с п.1 ч.2 ст.37 в ходе досудебного производства по уголовным делам прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Статья 145 УПК предусматривает принятие решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.

Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отказов в принятии сообщений о преступлениях. При проверке необходимо обращать внимание на то, чтобы лицо, имеющее право осуществлять прием сообщений о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Генеральный прокурор РФ, придавая большое значение этому участку надзорной деятельности, требует от подчиненных ему прокуроров, своевременной проверки всех находящихся на рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, пресечения случаев проведения не вызванных необходимостью проверочных действий.

Прокурор должен также следить за тем, чтобы решения по сообщениям о преступлениях принимались в трехдневный срок, в случаях его продления руководителем следственного органа, начальником органа дознания – в десятидневный, а в исключительных случаях при продлении руководителем следственного органа, прокурором – в срок до 30 суток.

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственности за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств.

Принципиальные положения порядка предварительного расследования преступлений нашли отражение в Конституции РФ. При осуществлении надзора прокурор должен ориентироваться на такие конституционные нормы: решения и действия органов государственной власти и должных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46); каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48); обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст.49), при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ст.50); никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст.51); права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52).1

В уголовно-процессуальном законодательстве реализуются конституционные нормы путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предварительного расследования (неприкосновенность личности; неприкосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия. Так, очная ставка производится, если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия. При ее проведении не должно быть отступлений от правил начала допроса этих лиц, предоставления возможности задавать вопросы и т.п.

Проверка общих условий предварительного расследования и порядка производства отдельных следственных действий составляют существенный объем прокурорской деятельности. При этом прокурору следует обращать внимание на следующие обстоятельства:

- компетенцию лица, осуществляющего  процессуальные действия (например, согласно ч.2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия; в соответствии с п.2 ч.2 ст.40 УПК орган дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, может выполнить лишь неотложные следственные действия);

- соответствие следственного  и иного процессуального действия  тому наименованию, который предусмотрен  УПК (осмотр, проверка показаний  на месте, обыск, выемка и т.д.);

- наличие оснований для  проведения следственного и иного  процессуального действия (например, основанием производства обыска  является наличие достаточных  оснований полагать, что в каком-либо  месте или у какого-либо лица  могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение  для уголовного дела);

- наличие условий для  проведения следственного и иного  процессуального действия (например, контроль телефонных и иных  переговоров подозреваемого, обвиняемого  и других лиц допускается лишь  при производстве по уголовным  делам о тяжких и особо тяжких  преступлениях);

- соблюдение правил собирания  доказательств (например, производство  следственного действия в ночное  время не допустимо, за исключением  случаев, не терпящих отлагательства; в ходе следственного действия  или непосредственно после его  окончания должен быть составлен  протокол следственного действия  и т.д.).

Ответственный участок деятельности прокурора – надзор за законностью решений, принимаемых в досудебном производстве. Особого внимания заслуживают решения, влияющие на движение уголовного дела. Это относится, прежде всего, к законности и обоснованности решений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении дела, передаче сообщения по подследственности.

К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования и подлежащим тщательной проверке прокурором, относятся следующие: о задержании подозреваемого; об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о привлечении в качестве обвиняемого; о временном отстранении обвиняемого от должности; розыске обвиняемого; о производстве выемки; о производстве обыска; о наложении ареста на имущество; о назначении экспертизы; о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств; о продлении срока следствия, содержания под стражей; о выделении уголовных дел и другие.

Прокурорской проверке подлежат и такие важные решения, принимаемые на завершающем этапе предварительного расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного преследования и уголовного дела.

Надзор за законностью решений, принимаемых в досудебном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных решений, независимо от того, принимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) согласия прокурора.

 

 

 

 

1.1.2 Задачи прокурорского  надзора.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве могут быть определены с учетом целей прокуратуры и назначения уголовного судопроизводства. При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве должны приниматься меры, направленные на исполнение органами дознания и органами предварительного следствия требований закона по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также меры к обеспечению защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничении ее прав и свобод. Таким образом, прокурору необходимо следить за тем, чтобы:

- исполнялись требования  закона при приеме, регистрации  и разрешении заявлений и сообщений  о преступлениях;

- соблюдался установленный  законом порядок возбуждения  головных дел;

- в каждом случае обнаружения  признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель  принимали предусмотренные законом  меры по установлению события  преступления, изобличению лица  или лиц, виновных в совершении  преступления;

- соответствовали требованиям  закона решения, принимаемые в  процессе досудебного производства  по уголовным делам;

- соблюдались условия  и порядок проведения следственных  и иных процессуальных действий, а в предусмотренных законом  случаях - основания для их проведения;

- соблюдались права потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и других  участников уголовного судопроизводства.

Актами прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве являются: постановление, письменное требование, письменное указание, представление.2

    1. Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении

Принятие сообщения о преступлении состоит из двух взаимосвязанных элементов: приема и регистрации. В соответствии с ч.1 ст. 144 УПК РФ прием сообщения о преступлении представляет собой получение в официальном порядке дознавателем, органом дознания, следователем исходящей от граждан, должностных лиц или организаций информации о совершенном или готовящемся преступном деянии.

Информация о работе Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования