Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 01:53, курсовая работа
Описание работы
Целью настоящей работы является определение значения роли прокурорского надзор в стадии возбуждения уголовного дела, его правового регулирования, определение процессуальных возможностей прокуратуры по надзору за соблюдением законов, а также прав и свобод человека на этой стадии уголовного процесса.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов на стадии предварительного расследования………………………………………4 Предмет прокурорского надзора……………………………………….4-8 Задачи прокурорского надзора……………………………………..…9-10 1.2 Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении………………………………………………....10-20 Глава 2. Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования 2.1 Прокурорский надзор – важная гарантия законности при расследовании преступлений…………………………………………………………………20-30 2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие …………..…31-34 Заключение………………………………………………………………..…35-37 Список используемой литературы…………………………….…………38-39
Закон недостаточно регулирует
вопросы организации прокурорского надзора
при проверке сообщения о преступлении:
в ч.4 ст. 146 и ч.4 ст. 148 УПК РФ указана обязанность
направлять прокурору только копии постановления
о возбуждении уголовного дела и постановления
об отказе в возбуждении уголовного дела.
Очевидно, что по одним этим документам
прокурору будет сложно проконтролировать
законность и полноту проверки, проведенной
по сообщению о преступлении. В некоторой
степени этот пробел компенсируют ведомственные
нормативные акты. Так, материалы проверки
с постановлением об отказе в возбуждении
уголовного дела в течении 24 часов с момента
подписания должны направляться прокурору.
Прокурор в свою очередь обязан рассматривать
поступившие к нему материалы в течении
5 суток. В случае возникновения сомнений
в обоснованности принятого решения, наличия
в материалах не устраненных противоречий
-получать объяснения от заявителя, в том
числе о мотивах изменения своей позиции;
при возвращении материалов для дополнительной
проверки в связи с ее неполнотой, а также
отмене незаконного постановления об
отказе в возбуждении уголовного дела
- в необходимых случаях давать письменные
указания по выяснению обстоятельств,
имеющих значение для принятия законного
и обоснованного решения.
В соответствии с ч.1 ст. 144 УПК
РФ в срок не позднее трех суток сообщение
о преступлении должно быть принято, проверено
и разрешено. Иными словами, в общий срок
рассмотрения сообщения о преступлении
входят все три элемента деятельности
по сообщению о преступлении. При этом
закон не определяет, какое время будет
фактически затрачено на получение и регистрацию
сообщения, а какое -на его проверку и принятие
решения. Часть 1 ст. 144 УПК РФ также отмечает,
что течение срока рассмотрения сообщения
должно начинаться со дня его поступления,
а не регистрации в органе дознания или
предварительного следствия. УПК РФ в
ч.1 и 3 ст. 144 устанавливает, что общий трехсуточный
срок рассмотрения сообщения о преступлении
может быть продлен руководителем следственного
органа, начальником органа дознания по
ходатайству соответственно следователя,
дознавателя до 10 суток, а при необходимости
проведения документальных проверок руководитель
следственного органа по ходатайству
следователя, а прокурора по ходатайству
дознавателя вправе продлить этот срок
до 30 суток.
Кроме того, по моему мнению,
прокурор неоправданно лишен полномочий
по продлению сроков рассмотрения сообщения
о преступлении следователем. Тем самым
упразднено важное средство осуществления
надзора за процессуальной деятельностью
органов предварительного следствия,
что может привести к затягиванию сроков
принятия решений по сообщениям. Так же
я считаю, что в связи с этим возникает
парадоксальная ситуация. Прокурор, осуществляя
надзор за исполнением требований федерального
закона при приеме, регистрации и разрешении
сообщений о преступлениях, обнаружив
укрытое преступление при наличии достаточных
к тому данных, не может немедленно возбудить
уголовное дело. Вместо этого он должен
в большинстве случаев направить материалы
о выявленном преступлении в тот же самый
орган, где преступление было укрыто. И
не факт, что уголовное дело будет немедленно
возбуждено. Безусловно, такой порядок
содержит возможности для нарушения прав
участников уголовного судопроизводства.
Подводя итог сказанному выше,
можно обратиться к практике. Практика
прокурорского надзора показывает, что
руководители Следственных отделов Следственного
Управления Следственного Комитета при
прокуратуре РФ, получив запрос о предоставлении
материалов в прокуратуру для ежемесячной
проверки, отменяют значительное количество
необоснованных постановлений об отказе
в возбуждении уголовного дела, в том числе
и по истечении длительных сроков после
принятия следователями решения. Подобная
практика уже привела к тому, что по отдельным
сообщениям о преступлении законное решение
не принимается месяцами. Не предоставление
материалов, находящихся в производстве,
может привести к еще большей волоките
при разрешении сообщений о преступлениях:
необоснованные постановления следователей
будут отменяться многократно, прокурор
не будет иметь возможности даже оперативно
реагировать на нарушения.
2.1 Прокурорский
надзор - важная гарантия законности
при расследовании преступлений.
В юридической науке уделяется
большое внимание проблемам законности.
Законность - общеправовой принцип, распространяющийся
на все, в том числе, уголовно-процессуальную
отрасль права. Традиционно под законностью
имелось в виду соответствие нормам права
действий и решений участников правоотношений.
В.В. Клочков, внесший большой
вклад в разработку этой проблемы, обоснованно
обратил внимание на ограниченность понятия
законности как исполнения юридических
норм. По его справедливому утверждению
такой подход соответствует интересам
и практике авторитарного государства,
выводит из – под критики законы, неадекватные
потребностям общества, игнорирует гуманитарное
содержание законности, ограничивает
представление о ее сущности и структуре.
Представляется плодотворным его определение
законности как совокупности «взаимосвязанных
требований общества к государству и иным
участникам общественных отношений; отражение
и выражение этих требований в общественном,
в том числе, политическом и юридическом
сознании и в законодательствеІ.
Созвучна с этим современная
трактовка понятия законности, данная
академиком В.Н. Кудрявцевым: «Законность-это
определенный режим общественной жизни,
метод государственного руководства,
состоящий в организации общественных
отношений посредством издания и неуклонного
осуществления законов и иных правовых
актов».4
В уголовном процессе принцип
законности распространяется на все стадии
и этапы производства по уголовному делу,
начиная с возбуждения; все действия и
решения органов и должностных лиц, осуществляющих
процесс: органа дознания, следователя,
прокурора, суда детально регламентированы
законом и должны полностью соответствовать
ему. Придание законности основополагающего
принципа строго ограничивает уголовно-процессуальную
деятельность рамками закона, обеспечивает
направленность этой деятельности на
достижение задач уголовного судопроизводства:
быстрое и полное раскрытие преступлений,
изобличение виновных и их справедливое
наказание. Но есть еще не менее важная
сторона принципа законности: обеспечение
прав, свобод, законных интересов каждого
человека и гражданина, вовлеченного в
сферу уголовного судопроизводства: потерпевшего,
обвиняемого и других. Особую актуальность
в законотворческой и правоприменительной
деятельности это приобрело с провозглашением
Конституцией РФ человека, его прав и свобод
высшей ценностью, а их защиту - обязанностью
государства.
Для раскрытия содержания понятия
законности предварительного расследования
большое значение имеет правильное представление
о ее соотношении с целесообразностью.
По результатам изучения причин «следственных
ошибок», проведенного в 2006-2007 годах, у
значительной части следователей, допускающих
нарушения закона по уголовным делам,
отмечается к выполнению его предписания
и противопоставление законности целесообразности
в пользу последней.
Определение понятия законности
правоприменительной деятельности, в
юридической литературе практически не
меняется. Однако в одних случаях законность
трактуется как исполнение участниками
правоотношений только законов, а в других
– всех правовых актов. С учетом этого
обстоятельства, а также изменений представляется
целесообразным уточнить и конкретизировать
содержание этого понятия применительно
к таким вопросам: законности деятельности
органов и должностных лиц, осуществляющих
предварительное расследование преступлений
и прокурорский надзор в досудебных стадиях
уголовного процесса.
По своему назначению предварительное
расследование является подготовительным
этапом к рассмотрению уголовного дела
в суде. Поэтому органы, его осуществляющие,
обязаны руководствоваться в своей деятельности
теми требованиями, которые предъявляются
к делу в процессе судебного разбирательства.
Статья 20 Конституции РФ, провозглашая
независимость судей и их подчинение только
Конституции и федеральному закону, обязывает
суд при наличии несоответствия любого
акта государственного или иного органа
закону принимать решение в соответствии
с законом. Статья 50 Конституции связывает
недопустимость использования по уголовному
делу доказательств, полученных с нарушением
только федерального закона. Эта норма
закона имеет своим адресатом не только
суд, но и прокурора, и органы, осуществляющие
предварительное расследование преступлений.
Тот факт, что уголовно-процессуальная
деятельность подлежит регулированию
именно федеральным законом, подтверждает
и п. «о» ст. 71 Конституции, относящий уголовно-процессуальное
законодательство к ведению Российской
Федерации. Статья 1 действующего УПК,
в которой определяются правовые основы
уголовно-процессуальной деятельности
относит к ним только уголовно-процессуальный
закон.
В своей деятельности наряду
с законами, органы расследования руководствуются
предписаниями ведомственных нормативных
актов. Эти акты должны полностью соответствовать
законам, Для оценки прокурором и судом
законности действий и решений органов
предварительного расследования имеет
значение их соответствие только закону,
а не ведомственным правовым актам. Основанием
для отмены постановления органа дознания,
следователя, прокурора, признания доказательств
не имеющими юридической силы может служить
нарушение только таких правовых актов
как Конституция РФ и федеральный закон.
Часть 4 ст. 15 Конституции РФ
включает в правовую систему Российской
Федерации общепризнанные нормы и принципы
международного права и международные
договоры РФ. Их предписания действуют
в нашем уголовном процессе, как правило,
опосредовано, будучи отражены в тексте
Конституции РФ, УПК и других федеральных
законов.
Подводя итог сказанному, можно
сделать вывод, что под законностью в досудебных
стадиях уголовного процесса следует
понимать установленный Конституцией
РФ, действующим Уголовно-процессуальным
кодексом и другими феде6ральными законами
порядок возбуждения уголовных дел и производства
расследования по ним, а также соблюдение
этого порядка участниками соответствующих
правоотношений.
При анализе законности в досудебных
стадиях уголовного процесса с точки зрения
совершенства системы правовых норм, которые
регулируют права и обязанности, деятельность
участников правоотношений, нельзя обойти
вниманием факт незавершенности реформы
уголовно-процессуального законодательства.
Действующий УПК, несмотря на внесение
в него в последние годы целого ряда изменений
и дополнений, страдает неполнотой, противоречивостью
отдельных норм. В связи с жалобами по
конкретным уголовным делам конституционным
Судом РФ периодически принимаются решения
о несоответствии отдельных норм УПК Конституции
РФ, что влечет за собой утрату ими юридической
силы.
Состояние законности правоприменительной
деятельности в уголовном процессе вообще
и его досудебных стадиях, в частности,
оценивается по тому, насколько действия
и решения ее участников соответствуют
требованиям действующего закона. При
этом в первую очередь речь идет о соответствии
закону наиболее значимых по своим последствиям
действий и решений органов и должностных
лиц, осуществляющих процесс. Применительно
к предварительному следствию -это органа
дознания, дознаватель, следователь и
прокурор, осуществляющий надзор. К ним
примыкает руководитель следственного
органа – в пределах реализации полномочий,
предоставленных ему уголовного-процессуальным
законом.
Анализ данных статистической
отчетности о работе органов дознания,
следователя и прокурорах, свидетельствуют
о том, что несмотря на некоторые положительные
сдвиги в досудебных стадиях уголовного
процесса имеет место большое число нарушений
закона, препятствующих достижению задач
уголовного судопроизводства, обеспечению
гарантированных Конституцией РФ прав
и свобод человека и гражданина.
Вопреки требованиям статей
3, 118, 119 УПК РФ значительная часть преступлений
скрывается от учета, и количество связанных
с этим нарушений последовательно растет.
В 2006 году прокуроры выявили и поставили
на учет 670 скрытых от учета преступлений,
в 2007 году 560 преступлений.
Отрицательно влияют на реализацию
назначения уголовного-судопроизводства
незаконные и необоснованные отказы в
возбуждении, приостановлении и прекращении
уголовных дел. Число отмененных прокурорами
незаконных и необоснованных постановлений
органов дознания о приостановлении производства
по уголовному делу за период с 2006 года
по сравнению с 2007 возросло на 21,3%.
Таким образом, наряду с этим
данные об отмене прокурором незаконных
процессуальных решений органов дознания
и следователей позволяют наглядно убедиться
в том, какой существенный вклад в выявление
и устранение нарушений закона в досудебных
стадиях уголовного процесса вносит прокурорский
надзор.
Представляется, что в современных
условиях освобождения суда от несвойственных
ему функций уголовного преследования,
сокращения его возможностей по принятию
мер к устранению нарушений закона и упущений
в собирании доказательств со стороны
органов дознания и следователей путем
возвращения им уголовных дел для производства
дополнительного расследования возрастает
роль прокурорского надзора в укреплении
законности предварительного следствия,
а вместе с тем -в выполнение задач уголовного
судопроизводства по быстрому и полному
раскрытию преступлений, изобличению
лиц, виновных в их совершении, в обеспечении
принципа неотвратимости ответственности
за совершенные преступления.
Как было отмечено выше, прокурорский
надзор -специфическая деятельность государственных
федеральных органов прокуратуры, осуществляемая
от имени Российской Федерации и состоящая
в проверке точности соблюдения Конституции
РФ и исполнения законов, действующих
на ее территории.
Прокурорский надзор - самостоятельный,
специфический вид государственной деятельности.
Эту деятельность не могут осуществлять,
кроме прокуратуры, никакие другие государственные,
общественные, самодеятельные или иные
организации, учреждения, должностные
или физические лица.
Прокурорский надзор осуществляется
от имени государства- Российской Федерации.
Важность этого положения заключается
в том, что прокурор, осуществляя надзор,
представляет и защищает общественные
интересы не от имени отдельных органов
местного самоуправления, субъектов Федерации
или иной представительной, исполнительной
или судебной власти, а совокупность всех
их, объединяемых общей системой государства,
приводя, таким образом, интересы отдельных
органов, организаций, учреждений или
должностных лиц в соответствии с интересами
государства в целом.
Самостоятельность прокурорского
надзора как вида государственной деятельности,
его отличие от других видов деятельности,
как прокуратуры, так и иных государственных
органов определяется содержанием этой
деятельности, которая состоит в проверке
точности соблюдения Конституции РФ и
исполнения требований законов, соответствия
иных правовых актов закону и устранении
выявленных правонарушений.