Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 01:53, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является определение значения роли прокурорского надзор в стадии возбуждения уголовного дела, его правового регулирования, определение процессуальных возможностей прокуратуры по надзору за соблюдением законов, а также прав и свобод человека на этой стадии уголовного процесса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела
предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов на стадии предварительного расследования………………………………………4
Предмет прокурорского надзора……………………………………….4-8
Задачи прокурорского надзора……………………………………..…9-10
1.2 Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении………………………………………………....10-20
Глава 2. Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования
2.1 Прокурорский надзор – важная гарантия законности при расследовании преступлений…………………………………………………………………20-30
2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие …………..…31-34
Заключение………………………………………………………………..…35-37
Список используемой литературы…………………………….…………38-39

Файлы: 1 файл

Прокуроский надзор.docx

— 64.29 Кб (Скачать файл)

Закон недостаточно регулирует вопросы организации прокурорского надзора при проверке сообщения о преступлении: в ч.4 ст. 146 и ч.4 ст. 148 УПК РФ указана обязанность направлять прокурору только копии постановления о возбуждении уголовного дела и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Очевидно, что по одним этим документам прокурору будет сложно проконтролировать законность и полноту проверки, проведенной по сообщению о преступлении. В некоторой степени этот пробел компенсируют ведомственные нормативные акты. Так, материалы проверки с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела в течении 24 часов с момента подписания должны направляться прокурору. Прокурор в свою очередь обязан рассматривать поступившие к нему материалы в течении 5 суток. В случае возникновения сомнений в обоснованности принятого решения, наличия в материалах не устраненных противоречий -получать объяснения от заявителя, в том числе о мотивах изменения своей позиции; при возвращении материалов для дополнительной проверки в связи с ее неполнотой, а также отмене незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела - в необходимых случаях давать письменные указания по выяснению обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения.

В соответствии с ч.1 ст. 144 УПК РФ в срок не позднее трех суток сообщение о преступлении должно быть принято, проверено и разрешено. Иными словами, в общий срок рассмотрения сообщения о преступлении входят все три элемента деятельности по сообщению о преступлении. При этом закон не определяет, какое время будет фактически затрачено на получение и регистрацию сообщения, а какое -на его проверку и принятие решения. Часть 1 ст. 144 УПК РФ также отмечает, что течение срока рассмотрения сообщения должно начинаться со дня его поступления, а не регистрации в органе дознания или предварительного следствия. УПК РФ в ч.1 и 3 ст. 144 устанавливает, что общий трехсуточный срок рассмотрения сообщения о преступлении может быть продлен руководителем следственного органа, начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя, дознавателя до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурора по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Кроме того, по моему мнению, прокурор неоправданно лишен полномочий по продлению сроков рассмотрения сообщения о преступлении следователем. Тем самым упразднено важное средство осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, что может привести к затягиванию сроков принятия решений по сообщениям. Так же я считаю, что в связи с этим возникает парадоксальная ситуация. Прокурор, осуществляя надзор за исполнением требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, обнаружив укрытое преступление при наличии достаточных к тому данных, не может немедленно возбудить уголовное дело. Вместо этого он должен в большинстве случаев направить материалы о выявленном преступлении в тот же самый орган, где преступление было укрыто. И не факт, что уголовное дело будет немедленно возбуждено. Безусловно, такой порядок содержит возможности для нарушения прав участников уголовного судопроизводства.

Подводя итог сказанному выше, можно обратиться к практике. Практика прокурорского надзора показывает, что руководители Следственных отделов Следственного Управления Следственного Комитета при прокуратуре РФ, получив запрос о предоставлении материалов в прокуратуру для ежемесячной проверки, отменяют значительное количество необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе и по истечении длительных сроков после принятия следователями решения. Подобная практика уже привела к тому, что по отдельным сообщениям о преступлении законное решение не принимается месяцами. Не предоставление материалов, находящихся в производстве, может привести к еще большей волоките при разрешении сообщений о преступлениях: необоснованные постановления следователей будут отменяться многократно, прокурор не будет иметь возможности даже оперативно реагировать на нарушения.

 

2.1 Прокурорский  надзор - важная гарантия законности  при расследовании преступлений.

В юридической науке уделяется большое внимание проблемам законности. Законность - общеправовой принцип, распространяющийся на все, в том числе, уголовно-процессуальную отрасль права. Традиционно под законностью имелось в виду соответствие нормам права действий и решений участников правоотношений.

В.В. Клочков, внесший большой вклад в разработку этой проблемы, обоснованно обратил внимание на ограниченность понятия законности как исполнения юридических норм. По его справедливому утверждению такой подход соответствует интересам и практике авторитарного государства, выводит из – под критики законы, неадекватные потребностям общества, игнорирует гуманитарное содержание законности, ограничивает представление о ее сущности и структуре. Представляется плодотворным его определение законности как совокупности «взаимосвязанных требований общества к государству и иным участникам общественных отношений; отражение и выражение этих требований в общественном, в том числе, политическом и юридическом сознании и в законодательствеІ.

Созвучна с этим современная трактовка понятия законности, данная академиком В.Н. Кудрявцевым: «Законность-это определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и иных правовых актов».4

В уголовном процессе принцип законности распространяется на все стадии и этапы производства по уголовному делу, начиная с возбуждения; все действия и решения органов и должностных лиц, осуществляющих процесс: органа дознания, следователя, прокурора, суда детально регламентированы законом и должны полностью соответствовать ему. Придание законности основополагающего принципа строго ограничивает уголовно-процессуальную деятельность рамками закона, обеспечивает направленность этой деятельности на достижение задач уголовного судопроизводства: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и их справедливое наказание. Но есть еще не менее важная сторона принципа законности: обеспечение прав, свобод, законных интересов каждого человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства: потерпевшего, обвиняемого и других. Особую актуальность в законотворческой и правоприменительной деятельности это приобрело с провозглашением Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их защиту - обязанностью государства.

Для раскрытия содержания понятия законности предварительного расследования большое значение имеет правильное представление о ее соотношении с целесообразностью. По результатам изучения причин «следственных ошибок», проведенного в 2006-2007 годах, у значительной части следователей, допускающих нарушения закона по уголовным делам, отмечается к выполнению его предписания и противопоставление законности целесообразности в пользу последней.

Определение понятия законности правоприменительной деятельности, в юридической литературе практически не меняется. Однако в одних случаях законность трактуется как исполнение участниками правоотношений только законов, а в других – всех правовых актов. С учетом этого обстоятельства, а также изменений представляется целесообразным уточнить и конкретизировать содержание этого понятия применительно к таким вопросам: законности деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование преступлений и прокурорский надзор в досудебных стадиях уголовного процесса.

По своему назначению предварительное расследование является подготовительным этапом к рассмотрению уголовного дела в суде. Поэтому органы, его осуществляющие, обязаны руководствоваться в своей деятельности теми требованиями, которые предъявляются к делу в процессе судебного разбирательства. Статья 20 Конституции РФ, провозглашая независимость судей и их подчинение только Конституции и федеральному закону, обязывает суд при наличии несоответствия любого акта государственного или иного органа закону принимать решение в соответствии с законом. Статья 50 Конституции связывает недопустимость использования по уголовному делу доказательств, полученных с нарушением только федерального закона. Эта норма закона имеет своим адресатом не только суд, но и прокурора, и органы, осуществляющие предварительное расследование преступлений.

Тот факт, что уголовно-процессуальная деятельность подлежит регулированию именно федеральным законом, подтверждает и п. «о» ст. 71 Конституции, относящий уголовно-процессуальное законодательство к ведению Российской Федерации. Статья 1 действующего УПК, в которой определяются правовые основы уголовно-процессуальной деятельности относит к ним только уголовно-процессуальный закон.

В своей деятельности наряду с законами, органы расследования руководствуются предписаниями ведомственных нормативных актов. Эти акты должны полностью соответствовать законам, Для оценки прокурором и судом законности действий и решений органов предварительного расследования имеет значение их соответствие только закону, а не ведомственным правовым актам. Основанием для отмены постановления органа дознания, следователя, прокурора, признания доказательств не имеющими юридической силы может служить нарушение только таких правовых актов как Конституция РФ и федеральный закон.

Часть 4 ст. 15 Конституции РФ включает в правовую систему Российской Федерации общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ. Их предписания действуют в нашем уголовном процессе, как правило, опосредовано, будучи отражены в тексте Конституции РФ, УПК и других федеральных законов.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что под законностью в досудебных стадиях уголовного процесса следует понимать установленный Конституцией РФ, действующим Уголовно-процессуальным кодексом и другими феде6ральными законами порядок возбуждения уголовных дел и производства расследования по ним, а также соблюдение этого порядка участниками соответствующих правоотношений.

При анализе законности в досудебных стадиях уголовного процесса с точки зрения совершенства системы правовых норм, которые регулируют права и обязанности, деятельность участников правоотношений, нельзя обойти вниманием факт незавершенности реформы уголовно-процессуального законодательства. Действующий УПК, несмотря на внесение в него в последние годы целого ряда изменений и дополнений, страдает неполнотой, противоречивостью отдельных норм. В связи с жалобами по конкретным уголовным делам конституционным Судом РФ периодически принимаются решения о несоответствии отдельных норм УПК Конституции РФ, что влечет за собой утрату ими юридической силы.

Состояние законности правоприменительной деятельности в уголовном процессе вообще и его досудебных стадиях, в частности, оценивается по тому, насколько действия и решения ее участников соответствуют требованиям действующего закона. При этом в первую очередь речь идет о соответствии закону наиболее значимых по своим последствиям действий и решений органов и должностных лиц, осуществляющих процесс. Применительно к предварительному следствию -это органа дознания, дознаватель, следователь и прокурор, осуществляющий надзор. К ним примыкает руководитель следственного органа – в пределах реализации полномочий, предоставленных ему уголовного-процессуальным законом.

Анализ данных статистической отчетности о работе органов дознания, следователя и прокурорах, свидетельствуют о том, что несмотря на некоторые положительные сдвиги в досудебных стадиях уголовного процесса имеет место большое число нарушений закона, препятствующих достижению задач уголовного судопроизводства, обеспечению гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина.

Вопреки требованиям статей 3, 118, 119 УПК РФ значительная часть преступлений скрывается от учета, и количество связанных с этим нарушений последовательно растет. В 2006 году прокуроры выявили и поставили на учет 670 скрытых от учета преступлений, в 2007 году 560 преступлений.

Отрицательно влияют на реализацию назначения уголовного-судопроизводства незаконные и необоснованные отказы в возбуждении, приостановлении и прекращении уголовных дел. Число отмененных прокурорами незаконных и необоснованных постановлений органов дознания о приостановлении производства по уголовному делу за период с 2006 года по сравнению с 2007 возросло на 21,3%.

Таким образом, наряду с этим данные об отмене прокурором незаконных процессуальных решений органов дознания и следователей позволяют наглядно убедиться в том, какой существенный вклад в выявление и устранение нарушений закона в досудебных стадиях уголовного процесса вносит прокурорский надзор.

Представляется, что в современных условиях освобождения суда от несвойственных ему функций уголовного преследования, сокращения его возможностей по принятию мер к устранению нарушений закона и упущений в собирании доказательств со стороны органов дознания и следователей путем возвращения им уголовных дел для производства дополнительного расследования возрастает роль прокурорского надзора в укреплении законности предварительного следствия, а вместе с тем -в выполнение задач уголовного судопроизводства по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении, в обеспечении принципа неотвратимости ответственности за совершенные преступления.

Как было отмечено выше, прокурорский надзор -специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

Прокурорский надзор - самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять, кроме прокуратуры, никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства- Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов Федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а совокупность всех их, объединяемых общей системой государства, приводя, таким образом, интересы отдельных органов, организаций, учреждений или должностных лиц в соответствии с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности, как прокуратуры, так и иных государственных органов определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении выявленных правонарушений.

Информация о работе Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования