Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 01:53, курсовая работа
Описание работы
Целью настоящей работы является определение значения роли прокурорского надзор в стадии возбуждения уголовного дела, его правового регулирования, определение процессуальных возможностей прокуратуры по надзору за соблюдением законов, а также прав и свобод человека на этой стадии уголовного процесса.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов на стадии предварительного расследования………………………………………4 Предмет прокурорского надзора……………………………………….4-8 Задачи прокурорского надзора……………………………………..…9-10 1.2 Полномочия прокурора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении………………………………………………....10-20 Глава 2. Организация прокурорского надзора в стадии предварительного расследования 2.1 Прокурорский надзор – важная гарантия законности при расследовании преступлений…………………………………………………………………20-30 2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие …………..…31-34 Заключение………………………………………………………………..…35-37 Список используемой литературы…………………………….…………38-39
Специфичность прокурорского
надзора как вида государственной деятельности
состоит в том, что он не относится к деятельности
какой-то одной ветви власти, но, в то же
время, имеет признаки каждой из них. Дело
в том, что органы прокуратуры занимают
особое место в государственной системе
Российской Федерации. Имея функциональное
отношение к каждой из трех ветвей власти,
они, тем не менее, не относятся полностью
ни к одной из них. Это специфическое положение
прокуратуры в государственном устройстве
позволяет уравновешивать ветви власти
и обеспечивать их оптимальное функционирование,
порождает и специфичность прокурорского
надзора как основного вида деятельности
прокуратуры.
В теории прокурорского надзора
и в процессуальной литературе достаточно
обстоятельно освещено понятие и сущность
прокурорского надзора, его задачи и основные
направления. Наиболее полную, по моему
мнению, характеристику признаков прокурорского
надзора как самостоятельного вида государственной
деятельности предлагает В.Б. Ястребов.
Это: а) осуществление надзора от имени
государства; б) целью служит обеспечение
верховенства закона, единства и укрепления
законности, защиты прав и свобод гражданина,
охраняемых законом интересов общества
и государства;
в) осуществляется единой централизованной
системой органов прокуратуры;
г) состоит в наблюдении за соблюдением
Конституции РФ и исполнением законов,
действующих на территории РФ, государственными
органами, органами местного самоуправления,
их должностными лицам, органами управления
и руководителями учреждений и организаций.5
Специфику прокурорского надзора,
отличающую его от иных видов государственной
деятельности, отмечают и другие авторы.
«Специфика содержания прокурорского
надзора: заключается в проверке точности
соблюдения Конституции РФ, исполнения
требований законов, соответствия издаваемых
подзаконных правовых актов закону, устранения
выявленных правонарушений с помощью
правовых средств, имеющихся только у
прокуратуры».
Органы дознания и органы предварительно
следствия, осуществляя досудебное производство,
защищают права и законные интересы лиц
и организаций, потерпевших от преступлений.
В каждом случае обнаружения признаков
преступления следователь, орган дознания
и дознаватель принимают предусмотренные
УПК РФ меры по установлению события преступления,
изобличению лица или лиц, виновных в совершении
преступления. Предварительное расследование
существенно затрагивает права и интересы
участников уголовного судопроизводства,
поскольку оно связано с ограничением
конституционных прав и свобод граждан.
В процессе расследования могут применяться
меры процессуального принуждения.
Ограничение прав и свобод допускается
только по основаниям и с соблюдением
процедур, предусмотренных Конституцией,
имеющей прямое действие, уголовным -процессуальным
законодательством.
И хотя уголовно-процессуальное
законодательство в основном детально
регламентирует досудебное производство,
в практике не всегда исполняются требования
этого законодательства.
Указанные обстоятельства предопределяют
сущность прокурорского надзора за исполнением
законов в досудебном производстве по
уголовным делам.
Прокурор обязан следить за
тем, чтобы нормы закона, регулирующие
процессуальную деятельность органов
дознания и органов предварительного
следствия, не нарушались, а
при обнаружении нарушений - немедленно
принимались меры к их устранению, восстановлению
нарушенных прав и свобод гражданина,
предупреждению нарушений законов.
Рассматривая сущность прокурорского
надзора за исполнением законов в досудебном
производстве по уголовным делам следует
также отметить, что прокурор не может
произвольно вмешиваться в предварительное
расследование. Согласно уголовно-процессуальному
законодательству следователь самостоятельно
направляет ход расследования, принимает
решения о производстве следственных
и иных процессуальных действий, за исключением
случаев, когда требуется получение судебного
решения и санкции прокурора. Следователь
наделен правом при несогласии с отдельными
решениями и указаниями прокурора предоставлять
свои письменно изложенные возражения
вместе с уголовным делом вышестоящему
прокурору.
Предмет надзора в соответствии
со ст. 29 Закона «О Прокуратуре РФ» -соблюдение
прав и свобод человека и гражданина, установленного
порядка разрешения заявлений и сообщений
о готовящихся преступлениях, проведения
расследования, а также законность решений,
принимаемых органами, осуществляющими
дознание и предварительное следствие.6
В УПК РФ учтены требования,
вытекающие из положений Конституции
РФ, общепризнанных норм и принципов международных
договоров по обеспечению основных прав
и свобод человека и гражданина. Так в
ходе уголовного судопроизводства запрещается
осуществление действий и принятие решений,
унижающих честь и достоинство участников
уголовного судопроизводства, а также
обращение, унижающее его человеческое
достоинство либо создающее опасность
для его жизни и здоровья. Никто из участников
уголовного судопроизводства не может
подвергаться насилию, пыткам, другому
жестокому или унижающему человеческое
достоинство обращению. Суд, прокурор,
следователь, дознаватель обязаны разъяснять
подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему,
гражданскому истцу, гражданскому ответчику,
а также другим участникам уголовного
судопроизводства их права, обязанности
и ответственность и обеспечить возможность
осуществления этих прав.
При осуществлении досудебного
производства по уголовным делам необходимо
соблюдать основания и процедуры ограничения
прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные
уголовно-процессуальным законодательством.
Например, ограничение права гражданина
на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений
допускается только на основании судебного
решения (ч.1 ст. 13 УПК РФ).
Как отмечает В.М. Савицкий,
процессуальное руководство расследованием
служит единственным способом обеспечить
законность действий соответствующих
органов, без руководства невозможен полноценный
надзор за исполнением законов.7 В связи с этим необходимо предусмотреть
в законе о прокуратуре и уголовно-процессуальном
законодательстве полномочия прокурора
по осуществлению процессуального руководства
деятельностью органов дознания и следствия
по уголовным делам.
По моему мнению, приведенная
точка зрения представляется наиболее
убедительной. В числе аргументов в пользу
осуществления руководства прокурора
процессуальной деятельностью можно назвать
то, что в конечном итоге именно прокурор,
как гарант законности и соблюдения прав
и свобод граждан обязан по завершении
расследования принять окончательное
решение о направлении уголовного дела
в суд, а затем уже в ходе судебного разбирательства
- поддерживать государственное обвинение.
Из выше сказанного следует,
что прокурорский надзор за соблюдением
порядка предварительного расследования
как в форме дознания, так и предварительного
следствия служит одной из гарантий обеспечения
прав и законных интересов участников
уголовного судопроизводства, неотвратимости
ответственности за совершенное преступление,
защиты лиц, общества, государства от преступных
посягательств. Соблюдение предписанных
законом процедур расследования способствует
обеспечению достижения истины, объективности
оценки полученной информации, соблюдению
конституционного принципа презумпции
невиновности.
2.2 Полномочия прокурора
по надзору за исполнением законов органами,
осуществляющими дознание и предварительное
следствие.
Полномочия прокурора по надзору
за исполнением законов органами, осуществляющими
дознание и предварительное следствие,
устанавливаются уголовно-процессуальным
законодательством РФ и другими федеральными
законами. Указания Генерального прокурора
РФ по вопросам дознания, не требующие
законодательного регулирования, являются
обязательными для исполнения.
В ходе досудебного производства
по уголовному делу прокурор уполномочен:
проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений
о преступлениях;
выносить мотивированное постановление
о направлении соответствующих материалов
в следственный орган или орган дознания
для решения вопроса об уголовном преследовании
по фактам выявленных прокурором нарушений
уголовного законодательства;
требовать от органов дознания
и следственных органов устранения нарушений
федерального законодательства, допущенных
в ходе дознания и предварительного следствия;
давать согласие дознавателю
на возбуждение уголовного дела;
давать согласие дознавателю
на возбуждение перед судом ходатайства
об избрании, отмене или изменении меры
пресечения либо о производстве иного
процессуального действия, которое допускается
на основании судебного решения;
разрешать отводы, заявленные
дознавателю, а также его самоотводы;
отстранять дознавателя от
дальнейшего производства расследования,
если ими допущено нарушение требований
УПК;
изымать любое уголовное дело
у органа дознания и передавать его следователю
с обязательным указанием оснований данного
действия;
передавать уголовное дело
от одного органа предварительного расследования
другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи;
отменять незаконные или необоснованные
постановления нижестоящего прокурора
в порядке, установленном УПК;
продлевать срок дознания;
утверждать постановление дознавателя
о прекращении производства по уголовному
делу;
утверждать обвинительное заключение
или обвинительный акт и направлять уголовное
дело в суд;
возвращать уголовное дело
дознавателю, следователю со своими указаниями
о производстве дополнительного расследования.
Для устранения выявленных
в ходе осуществления прокурорского надзора
нарушений законности органами дознания
и предварительного следствия прокурор
уполномочен применять следующие средства
правового реагирования.
Представление. Данное правовое средство прокурорского
реагирования на выявленные нарушения
закона в уголовном судопроизводстве
имеет двойное назначение. Так, на досудебных
стадиях уголовного процесса при осуществлении
прокурором надзора за исполнением законов
органами предварительного следствия
и дознания представление адресуется
руководителям органов, чьи подчиненные
допустили выявленные нарушения закона.
При этом в представлении может быть поставлен
вопрос о привлечении виновных к ответственности.
О принятых мерах прокурор предлагает
уведомить его в месячный срок. В судебных
стадиях представление – это акт прокурорского
реагирования на судебное решение, вносимое
прокурором в порядке, предусмотренном
УПК.
Указание. Это правовое средство является
наиболее распространенной формой прокурорского
реагирования, которое, как правило, носит
профилактический характер и способствует
недопущению совершения следователем
или дознавателем нарушений требований
уголовно-процессуального законодательства.
Указание дается прокурором в письменном
виде и может касаться как производства
тех или иных следственных действий, проведение
которых целесообразно с его точки зрения,
так и характера избрания меры пресечения.
Прокурор может дать указание следователю
о том, как квалифицировать преступление,
по которому следователь осуществляет
производство, об объеме обвинения, направлении
уголовного дела в суд или его прекращении
и т. д.
Письменное требование
(поручение, запрос). При осуществлении прокурорского
надзора в досудебных стадиях уголовного
процесса прокурор вправе истребовать
у следователя уголовное дело для его
проверки. Указанное полномочие прокурора
реализуется посредством направления
письменного требования (поручения, запроса)
руководителю следственного органа и
обязательно для исполнения.
Постановление. В случаях, предусмотренных
УПК, прокурор наделен правом вынести
мотивированное постановление о направлении
соответствующих материалов в следственный
орган или орган дознания для решения
вопроса об уголовном преследовании по
фактам выявленных прокурором нарушений
уголовного законодательства. Прокурор
также вправе вынести, в случаях нарушения
уголовно-процессуального закона, постановление
о признании полученных органами уголовного
преследования доказательств не допустимыми.
Согласие прокурора. Уголовно-процессуальным законодательством
России предусмотрен судебный порядок
получения разрешения на проведение следственных
действий (обыск, выемка, осмотр жилища
при отсутствии согласия проживающих
в нем лиц и т. д.), которые затрагивают основные
конституционные права и свободы граждан,
а также на применение к подозреваемому
(обвиняемому) мер уголовно-процессуального
принуждения (наложение ареста на имущество,
временное отстранение от должности, избрание
меры пресечения в виде заключения под
стражу или домашнего ареста и т. д.). В этих
случаях прокурор дает дознавателю свое
согласие на возбуждение перед судом ходатайства
о производстве следственных действий
и иных мер процессуального принуждения,
на совершение которых необходимо судебное
решение.