Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:37, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать концепцию Антона Олейника о российской "тюремной культуре". Цель предопределила постановку задач исследования: выявить причины развития в постсоветской России теневой экономики; изложить основные черты "тюремной субкультуры", согласно взгляду А.Олейника; охарактеризовать причины распространения "тюремной субкультуры" на легальный бизнес; указать достоинства и недостатки концепции А.Н. Олейника.
Введение
1. Основные позиции в объяснении причин развития в постсоветской России теневой экономики
2. Основные черты "тюремной субкультуры" по А. Н. Олейнику
3. Причины распространения "тюремной субкультуры" на легальный бизнес
4. Достоинства и недостатки концепции А. Н. Олейника
Заключение
Список используемой литературы
План
Введение
1. Основные позиции в объяснении причин развития в постсоветской России теневой экономики
2. Основные черты "тюремной субкультуры" по А. Н. Олейнику
3. Причины распространения "тюремной субкультуры" на легальный бизнес
4. Достоинства и недостатки концепции А. Н. Олейника
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Россия относится к группе постсоциалистических стран с высоким уровнем теневых экономических отношений (наравне, например, с Украиной). Оценки масштабов российской теневой экономики 2000-х годах варьируются обычно в интервале 20-40% ВВП. Теневую экономику ликвидировать как экономическое явление, даже самыми эффективными методами, невозможно. Одним из наиболее характерных атрибутов современной России стала широкая распространенность тюремной субкультуры, элементы которой легко найти и в повседневной жизни обычных людей, и в поступках и высказываниях политических деятелей, и в "правилах игры" на российском рынке - поэтому актуальность темы на лицо.
Объектом исследования представленной работы являются процессы негативного влияния тюремной субкультуры на общество в целом. Предметом исследования являются негативные процессы, вытекающие из распространения "тюремной культуры" на российский бизнес, а также предупреждение и профилактика пенитенциарных преступлений и правонарушений, вытекающих из отношений представителей данной субкультуры. Цель данной работы проанализировать концепцию Антона Олейника о российской "тюремной культуре". Цель предопределила постановку задач исследования: выявить причины развития в постсоветской России теневой экономики; изложить основные черты "тюремной субкультуры", согласно взгляду А.Олейника; охарактеризовать причины распространения "тюремной субкультуры" на легальный бизнес; указать достоинства и недостатки концепции А.Н. Олейника.
В работе применены следующие методы: исторический, уголовно-правовой, анализа, синтеза, сравнительно-правовой и другие. Основой работы стали научный труд А.Н. Олейника, а также монографии, учебники и пособия различных отечественных авторов.
1. Основные позиции в объяснении причин развития в постсоветской России теневой экономики
теневой экономика тюремный субкультура бизнес
Сегодня теневая экономика
охватывает почти все сферы
Главной причиной роста теневой экономики в России - "незавершенная либерализация". Иначе говоря, из всего набора "экономических свобод" (свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.) одни были введены, другие - нет, одно делать было можно, а другое (так же необходимое для нормальной работы рыночного механизма, например, продавать и покупать землю) - нельзя. Добавим и еще одну причину. В тех сферах, свободу формально разрешили, где отсутствовали её гарантии, защита со стороны государства. Наоборот, преобразования были проведены так, что сформировали у населения и деловых людей России "комплекс гиперприватности" - боязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей организации внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. С начала преобразований возник раскол между государством и обществом, раскол которого, не было во времена горбачевской перестройки. Люди перестали доверять власти, у них возникло стремление полностью исключить какие либо контакты с государством и чиновниками. Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками, прежде всего в неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствовала развитию теневой экономики и явилась следствием определенных особенностей реализованной в России реформы. Выделим из них шесть важнейших.
Первая особенность-
Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплекса). Де-факто осталась государственной существенная часть энергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору требуется прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокооплачиваемые чиновники через систему "дружественных" им фирм разворовывают или "прокручивают" государственные деньги. Далее эти деньги "отмываются", вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д.
Во- вторых, в чрезмерном
и практически бесконтрольном вмешательстве
государства в экономическую
деятельность. К ней относится
создание государственных, полугосударственных
или негосударственных "
Третья особенность - сохранение характерных для советской системы форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающих теневую активность. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.
Четвертая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов за ошибку их исчисления. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-86% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией, - одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить "командные высоты" в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в "тень". В принципе уже одной этой черты достаточно для взрывного роста теневой деятельности.
Пятая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были "отпущены", введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, механизмы экономического отбора не были созданы.
Шестая особенность - внеправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы, прежде всего, правящие группировки.
Итак, разрастание теневого сектора в России обусловлено, прежде всего, ломкой системы госконтроля, неразвитостью новой рыночной инфраструктуры и культуры поведения, низким уровнем управления, нестабильность политической и экономической ситуации в стране. Должно пройти еще немало времени, чтобы сгладились те экономические деформации, которые произошли при переходе от командно-административной системы к рыночной.
2. Основные черты "тюремной субкультуры" по А. Н. Олейнику
Приступая к анализу тюремной субкультуры в России, необходимо выяснить сущность термина "субкультура", место и роль субкультур в культуре общества в целом, механизмы их взаимного влияния, что позволит сформулировать адекватное действительности понятие "тюремная субкультура".
Сам термин "субкультура" включает смысловую часть "культура" и приставку "суб-" (от лат. sub – под). Часть сложных слов "суб…" означает: 1) находящийся внизу, под чем-либо, около чего-либо; 2) подчиненный, подначальный; 3) не основной, не главный, меньший. Гораздо больше значений имеет термин "культура". "Словарь русского языка" указывает шесть его основных значений:
- совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни;
- уровень достижений в
производственной, общественной и
духовной жизни в определенную
эпоху у какого-либо народа
или класса общества. Уровень,
степень развития какой-либо
- просвещенность, образованность, начитанность. Наличие определенных навыков поведения в обществе; воспитанность. Совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека;
- разведение, выращивание какого-либо растения; культивирование. Обработка, возделывание;
- разводимое, культивируемое растение;
- микроорганизмы (или совокупность
микроорганизмов), выращенные в лабораторных
условиях в какой-либо
Объединение в одном слове биологического и социально-гуманитарного значений объясняется историей данного термина – исходное значение латинского слова "cultura" было агрономическим: "искусственно выращенные злаки", в отличие от дикорастущих. Постепенно значение данного понятия расширялось, захватывая все области человеческой деятельности, поскольку культура создает нечто "искусственное", отличающееся от "естественного", "натурального" бытия природы, а в самом человеке – и индивидуальном, и родовом – от его врожденных, т.е. "природных", качеств. В результате понятие "культура" стало определять любую конкретную форму человеческой деятельности, ее предметные плоды и качества самого человека, способного их создавать. Отсюда – исчисляющееся сотнями число определений культуры, встречающееся в современных научных исследованиях, большинство из которых не исключают, а дополняют друг друга. Понятие "субкультура" сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Хотя появление термина "субкультура" в научной литературе относят к 30-м гг. ХХ в., настоящее распространение он получил в 1960–70-х гг., в связи с исследованиями молодежных движений. Первоначально понятие "субкультура" употреблялось для описания социальных групп, в основном молодежных, ориентирующихся на иные ценности, нежели принятые в данном обществе, и находящихся в состоянии конфронтации с социальной системой. Подобный подход нашел выражение в трактовке субкультуры как культуры, противостоящей культуре общества, отрицающей ценность культурного наследия и выдвигающей принципиально иное понимание сущности культурно-творческой деятельности. Антон Олейник понимает под тюремной субкультурой "совокупность норм и ценностей, преимущественно неписаных, структурирующих взаимодействия между находящимися в заключении людьми".
В начале ХХI века стало как никогда очевидно, что мир культуры чрезвычайно многообразен, что в нем сосуществуют высокое и низкое, героическое и трагическое, человечное и бесчеловечное. Уловить все многообразие культурных тенденций лучше всего позволяет концепция субкультур, дающая возможность увидеть инварианты культурного развития, составить представление о нормах, ценностях, идеалах, представлениях о смысле жизни различных социокультурных общностей. Одной из таких субкультур и является тюремная субкультура, пожалуй, наиболее маргинальная из всех существующих субкультур и оттого – наиболее репрезентативная. В тюрьмах и колониях формируются совершенно особые нормы и ценности, специфичное мировосприятие, своеобразная символика и мифология. Хотим мы того или нет, тюремная субкультура является частью современной культуры и оказывает на нее определенное влияние. Причем влияние тюремной субкультуры на культуру в целом усиливается в условиях ценностно-нормативного кризиса, переживаемого в настоящее время российским обществом.