Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:37, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать концепцию Антона Олейника о российской "тюремной культуре". Цель предопределила постановку задач исследования: выявить причины развития в постсоветской России теневой экономики; изложить основные черты "тюремной субкультуры", согласно взгляду А.Олейника; охарактеризовать причины распространения "тюремной субкультуры" на легальный бизнес; указать достоинства и недостатки концепции А.Н. Олейника.
Введение
1. Основные позиции в объяснении причин развития в постсоветской России теневой экономики
2. Основные черты "тюремной субкультуры" по А. Н. Олейнику
3. Причины распространения "тюремной субкультуры" на легальный бизнес
4. Достоинства и недостатки концепции А. Н. Олейника
Заключение
Список используемой литературы
В каких только прегрешениях до автора не упрекали "маленькое": оно и отсталое, традиционалистское, примитивное, неэффективное и т. д.… Но ни у кого язык не повернулся утверждать, что "маленькое" по сути своей - преступное, а вот Олейник сделал это!
В первой части статьи автор, используя данные социологических обследований, дает институциональную характеристику тюремной субкультуры, которая, по его мнению, получила широкое распространение во всех слоях российского общества. Среди основных ее норм он выделяет: отсутствие четких границ между сферами деятельности, персонификацию всех взаимоотношений, дуализм норм и несовершенство механизмов контроля насилия. Во второй части показано, что указанные институциональные нормы криминального сообщества в значительной степени регулируют деловые взаимоотношения российских предпринимателей. Причем подобная институциональная структура бизнеса – "сетевой капитализм" - обладает способностью к самовоспроизводству, и выйти из этого замкнутого круга можно, лишь попытавшись изменить само государство, трансформировать властные отношения.
Итак, нам представляется,
что автор чрезмерно
Заключение
Все большее внимание исследователей-культурологов в настоящее время привлекает проблема субкультур, в частности тюремной субкультуры, их взаимоотношения с базовой культурой. Однако, изучение тюремной субкультуры осложняется в связи с несогласованностью методологических позиций исследователей, многоплановостью трактовок понятия "субкультура", фундаментальностью понятия "культура", лежащего в основе термина "субкультура", а также с теоретической неразработанностью самого понятия "тюремная субкультура".
В контрольной работе была представлена попытка анализа книги А.Н. Олейника, которая посвящена проблемам тюремной субкультуры и ее влиянию на современное общество.
Автор обращается к истории тюрьмы, анализирует социальные отношения в тюрьме, выясняет роль насилия в жизни заключенных. В своем исследовании А.Н. Олейник противопоставляет два типа обществ – "большое" и "маленькое". Этими терминами он обозначает современное общество и общество, чья модернизация не завершена. В последнем повседневные отношения отделены от официальных норм. Между этими разделенными мирами – пустота, в которой могут выжить лишь структуры типа мафии. Исследование тюрьмы оказывается зеркалом российского общества в целом.
Таким образом, тюремная субкультура является подсистемой целостной системы культуры общества, представляет собой совокупность образа жизни, норм, ценностей, ритуалов, культурных артефактов, выработанных лицами, отбывающими наказание в учреждениях пенитенциарной системы.
Тюремная субкультура сплачивает заключенных, помогает им переносить трудности, связанные с лишением свободы. Выработанные в рамках тюремной субкультуры нормы и ценности, с одной стороны, противостоят принятым в обществе нормам, а с другой стороны, имеют тенденцию к выходу за рамки учреждений пенитенциарной системы и распространению на более широкое социокультурное пространство.
Список использованной литературы
Размещено н