Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 15:08, реферат
Цель работы – дать полную характеристику исполнения уголовных наказаний в зарубежных странах как на современном этапе, так и в ходе исторического развития.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
- рассмотрение особенности исполнения отдельных видов уголовных наказаний на примерах стран Западной Европы и бывших советских республик;
- раскрытие такого вида наказания, как штраф;
- анализ международного опыта и практика применения пожизненного лишения свободы, как одного из видов наказаний.
Особенностью системы наказаний, предусмотренных в УК Испании, имеется значительное количество санкций, содержащих альтернативные наказания или сочетание нескольких видов наказаний как основных с основными, так и основных с дополнительными.
Интересно институт возмещения убытков. В соответствии со ст. 136 этого кодекса, снятия судимости осуществляется после погашения осужденным материального ущерба, причиненного преступлением. Отметим, что УК Испании кроме наказаний содержит и систему мер безопасности, которая предусматривает лишение свободы и другие мероприятия.
Система наказаний по УК Франции, как отмечает А.А. Малиновский, обусловленная особенностью классификации противоправных деяний на преступления, проcтупки и нарушения. [12;43]. Согласно этой классификации система наказания охватывает три подсистемы: уголовные наказания (за преступления), исправительные наказания (за проступки), полицейские наказания (за нарушение). Согласно ст. 122-8 УК Франции субъектами преступного деяния могут быть как физические, так и юридические лица, но порядок назначения наказания существенно отличается [22; 37].
Дополнительных наказаний за совершение преступлений или проступков могут быть назначены следующие: ограничение правоспособности, лишение политических, гражданских, семейных, избирательных прав, запрет находиться на государственной службе (бессрочно или на срок до 5 лет) или заниматься профессиональной или общественной деятельностью, связанной с совершением преступления, конфискация определенного приговором предмета или запрет его использования, обнародования постановления суда средством массовой информации, запрет заключать соглашения с государственными организациями.
Уголовный кодекс Франции не содержит предписаний относительно оснований назначения судом наказания. Поэтому за совершение преступления или проступка суд может назначить:
- два основных наказания, если это предусмотрено санкцией статьи, а также одно или несколько дополнительных наказаний;
- два основных без дополнительных; одно основное и одно или несколько дополнительных;
- только одно основное наказание.
Согласно УК Франции, за одно преступление может быть назначено одно или несколько дополнительных наказаний [10;91].
Проанализировав уголовные законы указанных стран делаем вывод, что система дополнительных наказаний, а также порядок их назначения отличается от УК России. Как дополнительные наказания могут назначаться, например, общественные работы (Беларусь), доведение приговора до сведения публики (Польша), опубликования приговора (Голландия).
Безусловно интересным в уголовных кодексах
Польши, Франции, Испании и ФРГ является
наличие дополнительного наказания в
виде возмещения потерпевшему причиненного
преступлением вреда. Резонно, по нашему мнению, есть и порядок
назначения, исчисления и замена дополнительного
наказания в виде штрафа, предусмотренного
в УК Испании.
На наш взгляд, изучение опыта зарубежных
государств о назначении дополнительных
наказаний способствовать совершенствованию
законодательства о назначении дополнительных
наказаний, с одной стороны, и их гуманизации,
с другой, а также дальнейшему исследованию
данной проблемы.
УК Голландии разграничивает основные
и дополнительные наказания. К основным
относятся: а) тюремное заключение; б) заключения;
в) общественные работы; г) штраф. Дополнительными
наказаниями являются лишение определенных
прав (занимать государственную или иную должность, служить в вооруженных
силах, быть советником в судах, права
заниматься определенной деятельностью,
избирательных прав); помещения в государственный
исправительный дом (на срок от 3 месяцев
до 3 лет); конфискация (предметов или имущественных
прав, полученных исключительно путем
уголовного преступления); опубликования
приговора.
Особенностью дополнительных наказаний,
предусмотренных в УК Голландии является
то, что они могут быть назначены самостоятельно,
в сочетании с основным или с другим дополнительным
наказанием.
Штраф как основной вид наказания может
быть и дополнительным наказанием к тюремному
заключению или заключения, то есть может
быть применен и как основной, и как дополнительный
вид наказания (ст. 9) [15;57].
В системе наказаний, предусмотренных УК Голландии, нет такого наказания, как возмещение потерпевшему причиненного вреда. Однако согласно ст. 36 такое наказание может быть назначено судом вместе с любым другим наказанием.
В УК Голландии предусмотрены мероприятия, не относящиеся к уголовным наказаниям: конфискация (предметов, на которые наложен арест) и лишение незаконно полученных доходов. Денежные суммы, полученные от указанных мероприятий, поступающих в государственную казну.
УК России традиционно разделяет все наказания на основные и дополнительные, а также наказания, могут применять и как основные, и как дополнительные. В соответствии со ст. 45 УК РФ, штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются и как основные, и как дополнительные [20;82]. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяются только как дополнительные наказания (ч. 3 ст. 45). Отметим, что в отличие от УК Украины, уголовный закон России предусматривает возможность лишения не только специального и военного, но и почетного звания, а также государственных наград, но не предусматривает возможности лишения ранга квалификационного класса.
За совершение конкретного преступления может быть назначено только одно основное наказание, а дополнительное применяют в случаях, когда есть специальная оговорка в санкции статьи Особенной части УК, или в порядке ч. 3 ст. 47 УК. Согласно ч. 3 ст. 47 УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве дополнительного наказания и в случаях, когда не предусмотрено в соответствующей статье Особенной части, но по типу и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным хранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
В качестве основного может быть назначено
только одно наказание, а как дополнительное
– одно или несколько различных видов
наказаний.
Штраф как дополнительное наказание назначают
в случаях, предусмотренных соответствующими
статьями Особенной части УК. Согласно
изменениям, внесенным в УК России, федеральным
законом (далее – ФЗ) от 8 декабря 2003 штраф
вычисляют рублях, а не в минимальных размерах
оплаты труда и устанавливают в размере
от 2,5 тыс. до одного миллиона рублей или
в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от 2 недель
до 5 лет. За тяжкие и особо тяжкие преступления
штраф могут назначать в размере от 500
тыс. или в размере заработной платы или
иного дохода осужденного за период более
3 лет, в случаях, специально предусмотренных
соответствующими статьями Особенной
части настоящего кодекса [13;186].
Конфискация имущества как вид наказания был отменен 11 марта 2003 по представлению Президента РФ из-за низкой эффективности. ФЗ от 27.07.2006 г. № 153-003 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» учитывая принятие ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы «О предупреждении терроризма» и ФЗ «О противодействии терроризму» Уголовный кодекс РФ дополнен гл. 15.1 «Конфискация имущества». Учитывая это, раздел VI УК РФ получил название «Иные меры уголовно-правового характера», что согласуется с ч. 2 ст. 2 УК РФ. Глава 15.1, которая содержит ст. ст. 104.1, 104.2 и 104.3, не означает возвращение в Уголовный кодекс конфискации имущества как вида наказания [24;7]. Речь идет о новом уголовно-правовое регулирование конфискации имущества, отнесенных к другим принудительных мер уголовно-правового характера, которые не входят в систему наказаний.
Надо отметить, что вопрос конфискации имущества занимает значительное место в Европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (принята в Страсбурге в 1999 г.). В частности в п. 3 ст. 19 «Санкции и меры» определено, что каждая сторона принимает такие законодательные и другие меры, которые могут потребоваться для того, чтобы наделить себя правом конфисковать или иным образом изымать орудия совершения преступления и доходов от уголовных правонарушений, или имущества, стоимость которого эквивалентна таким доходам.
В УК Республики Беларусь к наказаниям, которые могут служить как дополнительные относятся: лишение воинского или специального звания, конфискация имущества, общественные работы, штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 48) [17;67].
Общественные работы как дополнительное наказание могут сочетаться со штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Конфискация имущества по УК Беларусь является лишь дополнительным наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, в случаях, предусмотренных законом.
УК Беларуси запрещает назначать конфискацию имущества в качестве дополнительного наказания к штрафу и исправительным работам, а также выделяет специальную конфискацию, что применяется независимо от категории преступления и вида наказания, то есть может быть использована наряду с общей конфискацией (ст. 61).
Специальная конфискация означает принудительное изъятие в собственность государства: орудий и средств совершения преступления; вещей, изъятых из оборота; имущества, добытого преступным путем; предметов, непосредственно связанных с преступлением, если они не подлежат возврату потерпевшему или другому лицу.
Согласно ст. 48 УК Беларусь, штраф может
назначаться и как основной, и как дополнительный
вид наказания, но в одной санкции Особенной
части УК он не предусмотрен. Так что суд
может его назначать по своему усмотрению,
что на наш взгляд, является недостатком
уголовного законодательства.
Штраф вычисляют в базовой величине, дифференцированно
в зависимости от тяжести преступления
и наличии корыстных мотивов. УК Беларуси
прямо предусматривает возможность применения
штрафа при осуждении за тяжкое и особо
тяжкое преступление (ст. 50).
В ч. 2 ст. 50 этого кодекса указано, что сумма штрафа определяется с учетом материального положения осужденного, степени общественной опасности. Например, за деяния небольшой тяжести в пределах от 50 до 500 минимальной заработной платы. При этом, за корыстные преступления его размер увеличивается вдвое [5;214].
Есть интересной норма УК Беларуси по применению иных мер уголовной ответственности, которые формируются при фактическом осуждении. Западом уголовной ответственности считают осуждение с отсрочкой исполнения наказания, которое заключается в установлении судом срока отсрочки исполнения наказания, в том числе и дополнительного. По заявлению осужденного, в зависимости от его поведения в течение испытательного срока, суд может освободить осужденного от назначенного по приговору наказания, если за этот период осужденный доказал, что он исправился. В таком случае осужденный освобождается от отбывания и дополнительного наказания. Такая мера уголовной ответственности применяют к лицам, впервые совершившим преступление небольшой и средней тяжести.
В УК Болгарии нет четкого деления преступлений на основные и дополнительные. Хотя в соответствии со ст. 37 УК Болгарии все виды наказаний условно можно разделить на основные (пожизненное заключение без изменения), дополнительное (лишение права на получение орденов, почетного звания, награды) и такие, которые могут применяться и как основные, и как дополнительные (обязательное поселения, лишение права на проживание в данной местности, общественное порицание) [18;43]. В ст. 53 указанного кодекса четко отделены конфискации имущества от специальной конфискации. Последняя является дополнительным уголовно-правовым мероприятием, а не наказанием.
Штраф как альтернативный вид наказания применяют только несовершеннолетних лиц. Суд может заменить исправительные работы нетрудоспособным лицам на штраф в размере 5-10 левов или на общественное порицание, если у осужденного нет дохода или он малообеспеченный (ст. 43 УК).
Особенностью применения штрафа по УК Болгарии является то, что в случае смерти осужденного, взыскание штрафа осуществляется за счет его имущества, кроме вещей, не подлежащих конфискации и продажи (ст. 47 УК).
Штраф не применяют к несовершеннолетним и всегда заменяется на общественное порицание, который обнародуют публичными средствами. Это связано с тем, что несовершеннолетние лица не всегда самостоятельный доход, собственные средства или имущество, поэтому противоречит принципу индивидуального характера ответственности.
Проведенный анализ уголовного законодательства зарубежных стран по вопросам назначения дополнительных наказаний позволяет сделать следующие выводы:
1. В уголовном законодательстве Польши нет регламентации дополнительных наказаний, но штраф в качестве дополнительного наказания применяют. УК Польши предусматривает восемь видов уголовно-правовых мер, не являются уголовными наказаниями, но по сути служат дополнительными наказаниями.
2. Распространенным видом дополнительного наказания в уголовных законах Беларуси и Голландии является конфискация имущества. Конфискация распространяется на предмет преступления и на полученную имущественную выгоду, связанную с совершением преступления. Отчасти в указанных уголовных законах случается дополнительное наказание в виде лишения определенного права. Такое наказание по смыслу похоже к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. Представляется целесообразным
включение в систему дополнител
Информация о работе Особенности исполнения уголовных наказаний в зарубежных государствах