Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 15:08, реферат
Цель работы – дать полную характеристику исполнения уголовных наказаний в зарубежных странах как на современном этапе, так и в ходе исторического развития.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
- рассмотрение особенности исполнения отдельных видов уголовных наказаний на примерах стран Западной Европы и бывших советских республик;
- раскрытие такого вида наказания, как штраф;
- анализ международного опыта и практика применения пожизненного лишения свободы, как одного из видов наказаний.
После обретения независимости в бывших республиках СССР произошли большие политические и экономические преобразования, которые стали основой для становления и развития новых общественных отношений. Первыми шагами постсоветских государств была попытка интегрироваться в европейские структуры. Для многих бывших республик СССР такая интеграция была условием их выживания в качестве независимых государств.
Эксперты Совета Европы посетили эти государства, чтобы определить, как у них соблюдаются права человека, ознакомиться с состоянием их мест лишения свободы. После такого посещения эксперты Совета Европы заявили, что ситуация в них не соответствует европейским стандартам, и указали, что именно нужно изменить в этой сфере.
В первую очередь, нужно было осуществить поэтапный вывод учреждений и органов, исполняющих наказания из ведения силового ведомства государства и подчинить их невоенизированному ведомству – Министерству юстиции. Такой путь выбрало большинство независимых государств (Азербайджан, Латвия, Литва, Молдова, Россия, Эстония). Лишь в некоторых из них система исполнения наказаний осталась в структуре МВД (Армения, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан). Украина же избрала свой путь – Департамент по вопросам исполнения наказаний является отдельным центральным органом исполнительной власти [3;127].
Стоит сказать, что практически во всех республиках сложилась ситуация, когда старые законы не срабатывали, а новые еще не были приняты. Поэтому реформирование уголовно-исполнительной системы начиналось с создания нового законодательства, по разработке новой концепции уголовно-исполнительной системы.
Вообще, уголовно-исполнительная реформа в этих государствах проходила по трем главным направлениям.
Первое направление – реформа уголовно-исполнительного законодательства. В некоторых республиках еще действует законодательство советских времен, которое претерпело ряд существенных изменений. В большинстве же независимых государств действует новое уголовно-исполнительное законодательство.
Второе направление реформы – это реформа самой уголовно-исполнительной системы. Проблемы, возникшие перед ней после распада Союза, заставили пересмотреть всю ее концепцию.
Третье направление реформы – реформа персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Реформа персонала требует значительных усилий, в том числе и материальных.
Азербайджан. Число заключенных на 100 тыс. населения составляет около 393 человек. Число пенитенциарных учреждений – 24. Азербайджан первым среди республик бывшего Союза перешел на практику исполнения уголовных наказаний, которая применяется во всем мире. Уголовно-исполнительная политика Азербайджана ориентирована на гуманизацию. Эта тенденция в настоящее время четко прослеживается в усилиях, направленных на уменьшение количества заключенных. В 1993 г. Президентом Азербайджана был восстановлен институт помилования. Начиная со второй половины 1995 указами главы государства были помилованы и освобождены от наказания более 2500 заключенных [7;346].
По инициативе Президента в мае 1996 г. Милли Меджлис принял постановление об амнистии. За короткий срок этим гуманным актом было объято более 10 тысяч человек, большинство из которых освобождены от дальнейшего отбывания наказания и уголовной ответственности. Кроме того, широко применяется институт досрочного освобождения и замена наказания более мягким.
Особо надо сказать об отмене смертной казни. Начиная с 1993 г. в Азербайджане
был объявлен мораторий на выполнение
этого вида наказания, а в 1998 г. по инициативе
главы государства Милли Меджлис принял
решение о ликвидации смертной казни и
введении пожизненного заключения.
Значительно расширен круг прав и льгот
осужденным, снято много запретов и правоограничений.
Осужденные могут направлять и получать
корреспонденцию без ограничения и без
цензуры, всем без исключения предоставляются
свидания и количество их увеличено в
несколько раз: на общем режиме – в 10 раз,
на усиленном режиме – в 6 раз, на строгом
– в 4 раза. Решен вопрос с получением передач
и посылок, разрешено телефонные переговоры
[6;105] .
Осужденным гарантировано право на свободу совести и вероисповедания, на личную безопасность. Предоставляются ежегодно оплачиваемые отпуска, некоторые осужденные могут провести их за пределами мест лишения свободы. Отработанное ими время засчитывается в общий трудовой стаж, уменьшены почти вдвое вычета из заработной платы на содержание пенитенциарных учреждений и персонала. Осужденным разрешено занятие индивидуальной работой, они могут страховать свое здоровье, жизнь, имущество, покупать ценные бумаги, облигации, им предоставлено право обращаться за услугами в платные медицинские учреждения и право открывать счета в банках. Существенно увеличен перечень мер поощрения и несколько сокращенный перечень взысканий.
Осужденным предоставлено право участвовать
в выборах в высший законодательный орган
республики, они принимали участие в референдуме
по принятию новой Конституции. Не остались
они в стороне от приватизационного процесса
и имеют право получить в свое ваучера.
Есть изменения и чисто бытового плана:
проводятся работы по улучшению жилищных
условий, систем жизнеобеспечения, пересматриваются
нормы питания и вещевого довольствия,
реконструируются медицинские службы.
Воспитательная работа проводится с учетом
реалий жизни в республике. Готовится
ряд законопроектов, направленных на улучшение
деятельности пенитенциарных учреждений.
Армения. Число заключенных на 100 тыс. населения – 188 человек. Число пенитенциарных учреждений – 15. Согласно новой концепции уголовно-исполнительного законодательства Армении наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, а также предотвращения новых преступлений. Особое внимание обращено на вопросы прав осужденных и их обязанностей. За основу взят нормы по предотвращению совершения преступлений и борьбы с правонарушениями, предусмотренные Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными.
Следующей важной задачей реформы уголовно-исполнительной системы в Армении является проблема правового регулирования видов и режимов мест лишения свободы. В новом уголовно-исполнительном законодательстве виды мест лишения свободы, а также их режимы определяться исходя из необходимости применения реальных и эффективных средств для достижения целей наказания. Предусмотрены учреждения общего и строгого режимов, а также тюрьмы – для осужденных к лишению свободы на срок свыше 10 лет или пожизненным заключением [11;248].
Теперь реформа в Армении находится на стадии реализации. Как всеобъемлющая по своей сути, она должна включать применение международных правовых стандартов, соответствующие меры экономического характера, меняя при этом общественное мнение о пенитенциарной системе.
Эстония. Число заключенных на 100 тыс. населения – 288 человек. Количество пенитенциарных учреждений – 9. Важным направлением реформы стала разработка модели тюрем камерного типа и переход к ним от обычных колоний. Это камерные системы европейского типа, обеспечивающие безопасность как сотрудникам, так и заключенным. В камерах есть горячая вода и электрическое отопление пола.
Один из элементов реформы в Эстонии – создание социальной службы в тюрьмах. С быта исключаются такие слова, как «воспитание», «перевоспитание», «исправление». Эстонская концепция считает, что взрослого человека нельзя переделать, что процесс нахождения в тюрьме – это, скорее, процесс обучения. Если за время пребывания в тюрьме человек получит объем знаний, необходимый для законопослушного гражданина страны, этого уже достаточно, чтобы тюрьма выполнила свою задачу одновременно с задачей наказания.
Кыргызстан. Число заключенных на 100 тыс. населения – около 420 человек. Количество пенитенциарных учреждений – 36. Сложная экономическая ситуация не позволяет нормально финансировать пенитенциарные учреждения, вызывает огромные проблемы, среди которых - отсутствие необходимых материально-бытовых условий и медико-санитарного обслуживания.
Латвия. Число заключенных на 100 тыс. населения – 376 человек. Количество пенитенциарных учреждений – 15. В шести тюрьмах закрытого и полузакрытого типа интегрированы 6 небольших следственных отделений по региональному принципу. В дальнейшем планируется превратить их в муниципальные тюрьмы.
В 1994 г. был осуществлен переход к прогрессивной системе отбывания наказания в тюрьмах открытого, полузакрытого и закрытого типа. Администрация тюрем получила право в зависимости от коррекции поведения осужденного перемещать его из тюрьмы одного вида в тюрьму другого вида. 30 октября 1998 приняты изменения, которыми вводится апробационная служба [1;106].
Согласно закону заключенные в тюрьмах
закрытого и полузакрытого типа должны
держаться в закрытых помещениях. Поэтому
одновременно с введением в действие прогрессивной
системы в Латвии внедряется реконструкция
тюрем. Для этого финансируется специальная
инвестиционная программа. Разработаны
также концепцию постпенитенциарной помощи,
которая предусматривает изменение системы
образования в тюрьмах.
Помощь в решении этих проблем оказывают
другие страны, прежде всего скандинавские.
Существует проект «Норд Балт Присон»,
разработанный по инициативе Совета Европы
в 1996 г. В его рамках страны Северной Европы
закреплены за определенными странами
Балтии с целью оказания помощи в реорганизации
тюремных систем. Латвии были предложены
контакты с тюремными системами Швеции
и Норвегии. Помощь осуществляется в стажировке
персонала в тюрьмах Швеции.
Молдова. Число заключенных на 100 тыс. населения – 256 человек. Количество пенитенциарных учреждений – 19. Для выполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, является 5 воспитательно-трудовых учреждений и 44 инспекции исправительных работ.
Учреждения и органы пенитенциарной системы осуществляют исполнения наказаний в виде лишения свободы, ограничения свободы, исправительных работ, а также лечение алкоголиков и наркоманов по решению суда. В соответствии с уголовно-исполнительного кодекса, пенитенциарными учреждениями являются исправительные и воспитательные колонии (полузакрытого типа), а также тюрьмы (закрытого типа). Исправительные колонии – основной вид учреждений пенитенциарной системы республики и также, как и тюрьмы, предназначенные для содержания в них совершеннолетних осужденных. Исправительные колонии делятся на колонии общего, строгого режима, круги поселения. Воспитательные колонии есть исправительными учебно-воспитательными учреждениями, где отбывают наказание лица, не достигшие совершеннолетия [4;82].
Россия. Число заключенных на 100 тыс. населения – 695 человек. Количество пенитенциарных
учреждений – 731. На учете уголовно-исполнительных
инспекций находятся 620 тыс. человек, осужденных
к уголовному наказанию без изоляции от
общества.
Уголовно-исполнительная система России
имеет свою специфику и особенности, сложившиеся
в ней исторически. Большая часть учреждений
размещается в достаточно отдаленных
местах, что существенно затрудняет их
жизни и функционирования.
Анализируя положение в учреждениях по исполнению наказаний России, можно выделить два этапа. Первый (1991-1993 гг.) характеризуется дестабилизацией всей деятельности системы, значительным ухудшением оперативной обстановки во всех подразделениях. Тогда же стали заметными серьезные недостатки в организации правового регулирования режима отбывания наказания, ослабление контроля и надзора за осужденными, резкое ухудшение коммунально-бытовых условий в местах лишения свободы и предварительного заключения.
Второй этап (1994-1998 гг.) – это этап стабилизации оперативной обстановки и некоторого оживления производственно-хозяйственной деятельности. Резкое изменение ситуации во многом связана с организационно-правовыми реформами и принятием крупных управленческих решений, направленных на дифференциацию и гуманизацию условий отбывания наказаний.
В 1997 г. был принят новый Уголовно-исполнительный кодекс. В соответствии с ним основными задачами системы является регулирование порядка и условий исполнения наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание помощи в социальной адаптации. В Кодексе получила отражение новая идеология уголовно-исполнительной политики, наиболее полно реализовала идею дифференциации условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного в местах лишения свободы.
На сегодня во всех местах лишения свободы существует три вида условий содержания. На обычный поступают лица из следственных изоляторов. Если осужденный начинает вести неправильно, его переводят на строгие условия содержания. Тех, кто стал на путь исправления и перевоспитания, переводят на облегченные условия содержания. В воспитательных колониях для несовершеннолетних есть еще один вид режима, - льготное содержание, то есть проживание за пределами воспитательной колонии, подготовка к освобождению и устройства дальнейшей жизни [25;323].
Туркменистан. С 1 января 1999 введен мораторий на смертную казнь. Все осужденные ранее к смертной казни приговорены либо к пожизненному заключению, или к лишению свободы на 15-25 лет. В течение последних семи лет, благодаря амнистиям, было уволено около 50 тыс. заключенных [8;53].
Таким образом, можно отметить, что в бывших советских республиках, которые территориально относятся к Западной Европе, отчетливо видны тенденции к урегулированию своих правовых систем в рамках законодательства ЕС. В то время как бывшие советские республики, расположение на азиатской части континента тяготеют к смешанному, западно-восточному законодательству, а также активно модернизируют правовую систему, оставшуюся в наследство от Советского Союза.
Функция исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных всегда относилось к числу государственных. Общество делегировало полномочия по применению наказания к осужденным органам, учреждениям и лицам, специально организованным и осуществляющим свои обязанности на профессиональной основе.
Как и всякая другая деятельность, деятельность по исполнению уголовных наказаний должна опираться на теоретические основы концепции понятия и сущности наказания, его целей и средств достижения последних. В этой связи уместно говорить о создании пенитенциарной доктрины.
Информация о работе Особенности исполнения уголовных наказаний в зарубежных государствах