Особенности правового регулирования отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является: комплексное изучение института условий отбывания наказания в колониях строгого режима, научный анализ современных международных и национальных тенденций в области исполнения наказания в виде лишения свободы, анализ законодательной базы регулирующей условия отбывания наказания в колониях строгого режима, выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию отечественного законодательства и правоприменительной практики в рамках темы курсовой работы.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
определить юридическую природу и раскрыть содержание института условий отбывания наказаний;
проанализировать условия отбывания наказания в колониях строгого режима;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Виды исправительных учреждений и их задачи

Глава 2. ПРАВОВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В КОЛОНИЯХ СТРОГО РЕЖИМА
2.1. Содержание правового положения лиц, отбывающих уголовное наказание 19
2.2. Особенности правового регулирования отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

Отбывание лишения свободы в колониях строгого режима.docx

— 53.40 Кб (Скачать файл)

2. Соблюдать  требования федеральных законов,  определяющих порядок и условия  отбывания соответствующего наказания,  а также принятых в соответствии  с ними нормативных актов (например, Правил внутреннего распорядка).

3. Выполнять  законные требования администрации  учреждений и органов, исполняющих  наказания. Осужденным должно  быть разъяснено содержание тех  средств воздействия на них,  которые администрация имеет  право применять для обеспечения  соблюдения осужденными возлагаемых  на них обязанностей, а в необходимых  случаях и порядок их применения.

4. Вежливо  относиться к персоналу и иным  лицам, посещающим учреждения, исполняющие  наказания, а также к другим  осужденным. УИК РФ не определяет форму обращения осужденного к представителю администрации учреждения и органа, исполняющего наказания. В Правилах внутреннего распорядка содержится предписание осужденным здороваться при встрече с работниками исправительного учреждения и обращаться к ним на "Вы", называя "гражданин" или "гражданка", и далее по званию либо занимаемой должности, а в воспитательных колониях, кроме того, по имени и отчеству.

5. Являться  по вызову администрации учреждений  и органов, исполняющих наказания,  и давать объяснения по вопросам  исполнения требований приговора.  В случае неявки осужденный  может быть подвергнут приводу.  Форма объяснений может носить  устный или письменный характер  в зависимости от важности  объяснения для оценки отношения  осужденного к исполнению наказания2.

Осужденный  должен знать, что невыполнение им возложенных  на него обязанностей, а также неисполнение законных требований администрации  учреждения или органа, исполняющего наказания, влекут установленную ответственность. Администрация не имеет права  оставлять без реагирования или  наказания невыполнение осужденным возложенных на него обязанностей или  нарушений законных требований администрации  органа или учреждения, исполняющего наказания.

Основные  права осужденных закреплены в ст. ст. 12 - 15 УИК РФ:

1. Возможность  получения информации о своих  правах и обязанностях, о порядке  и об условиях отбывания назначенного  судом вида наказания. Эта информация  должна предоставляться осужденному  с момента обращения приговора  к исполнению и в случае  внесения изменений в условия  и порядок отбывания наказания.  Объявление такой информации  под расписку имеет воспитательное  значение не только для осужденных, но и для представителей администрации  учреждений и органов, исполняющих  наказания.

2. Право  на вежливое обращение со стороны  персонала. При соблюдении указанного  требования осужденный не утрачивает  чувства собственного достоинства  и стремится его поддерживать  в общении с персоналом и иными лицами, посещающими учреждения уголовно-исполнительной системы. В Правилах внутреннего распорядка содержится предписание работникам учреждений обращаться к осужденным на "Вы" и называть их "осужденный", "осужденная", "гражданин", "гражданка" и по фамилии. В воспитательных колониях работники могут обращаться к осужденным на "ты" и называть их "воспитанник", "воспитанница", а также по имени.

Осужденные  не должны подвергаться жестокому или  унижающему достоинство человека обращению  или взысканию. Меры принуждения  к осужденному могут вынужденно применяться только на основании  и в пределах, указанных в законе.

3. Право  на безопасное для жизни и  здоровья отбывание наказания.  Осужденные (независимо от их  согласия) не могут быть подвергнуты  медицинским и иным опытам, которые  ставят под угрозу их жизнь  и здоровье.

4. Право  обращаться с предложениями, заявлениями,  ходатайствами и жалобами к  администрации учреждения или  органа, исполняющего наказание,  в вышестоящие органы управления  уголовно-исполнительной системой, в суд, в прокуратуру, в органы  государственной власти и местного  самоуправления, общественные объединения,  а также межгосударственные органы  по защите прав и свобод  человека.

Соблюдение  этого права осужденного имеет  важное воспитательное значение, помогает ему осознать сущность справедливости, которая предполагает не только достойное  отношение к осужденному, но и  соответствующее отношение осужденного  к окружающим. Игнорирование справедливых требований осужденных формирует у  них враждебное отношение к администрации, порождает чувство безысходности  и отчаяния, проявление негативизма  и правового нигилизма в поведении.

Предложения, заявления и жалобы осужденных к  аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказания направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно, на общих основаниях с остальными гражданами.

Предложения, заявления и жалобы, пересылаемые через администрацию в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре  не подлежат и не позднее одних  суток (за исключением выходных и  праздничных дней) направляются по принадлежности (ст. 15 УИК РФ).

Органы  и должностные лица, в компетенцию  которых входит рассмотрение заявлений, предложений и жалоб осужденных, обязаны в установленные сроки  рассмотреть их и принятое по ним  решение довести до сведения осужденных. Решение по жалобам и письмам  осужденных объявляется им под расписку, которая приобщается к личному  делу осужденного.

5. Право  давать объяснения, вести переписку,  обращаться с жалобами, заявлениями  на государственном (русском)  языке либо, по желанию осужденных, на государственном языке субъекта  РФ по месту отбывания наказания.  Осужденные иностранные граждане  и лица без гражданства вправе  давать объяснения, вести переписку,  обращаться с предложениями, жалобами  и заявлениями на родном языке  или на любом другом языке,  которым они владеют, а в  необходимых случаях - пользоваться  услугами переводчика. Ответ осужденным  дается на языке обращения.  Если ответ исполнен на другом  языке, то администрация учреждения  или органа, исполняющего наказания,  обязана обеспечить перевод ответа  на соответствующий язык и  вручить ответ под расписку, в  которой указывается, на каком языке изложен текст.

6. Право  на охрану здоровья, психологическую  помощь, социальное обеспечение,  получение юридической помощи  через адвокатов и лиц, имеющих  право на ее оказание.

7. Иностранные  граждане, осужденные к аресту, ограничению  или лишению свободы, имеют  право поддерживать связи с  дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями  своих государств в Российской  Федерации или теми же учреждениями  других государств, взявших на  себя охрану их интересов, или  с межгосударственными органами, занимающимися их защитой.

8. Осужденные  имеют право на личную безопасность. В соответствии со ст. 13 УИК РФ осужденный при возникновении угрозы его личной безопасности вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, в котором может изложить просьбу об обеспечении личной безопасности. Этому праву корреспондирует обязанность начальника учреждения, исполняющего наказание, незамедлительно принять меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.

9. Осужденному  гарантируется свобода совести  и свобода вероисповедания (ст. 14 УИК РФ). Эта гарантия обеспечивается обязанностью: администрации исправительного центра разрешить в необходимых случаях осужденным посещать место богослужения, находящееся за пределами исправительного центра; приглашать священнослужителей, принадлежащих к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, к осужденным к аресту и лишению свободы по их просьбе и выбору; разрешать осужденным совершать религиозные обряды, пользоваться предметами культа и религиозной литературой3.

Священнослужители допускаются к осужденным, содержащимся в штрафных и дисциплинарных изоляторах, в помещениях камерного типа при  отсутствии угрозы личной безопасности священнослужителей. Тяжелобольным, а  также осужденным к смертной казни  перед исполнением приговора  по их просьбе обеспечивается возможность  совершить все необходимые религиозные  обряды с приглашением священнослужителей. Отправление религиозных обрядов  не должно нарушать правила внутреннего  распорядка и ущемлять права других лиц.

При осуществлении  законных прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания  наказания, а также ущемляться права  и законные интересы других лиц.

Необходимо  отметить, что удовлетворение законных прав осужденных со стороны администрации  учреждений и органов, исполняющих  наказания, является важным средством  исправления осужденных. Обеспечение  законных прав осужденных не только является способом создания условий для нормального  отбывания наказания, но и служит средством формирования положительного психологического отношения осужденного  к законным требованиям, предъявляемым  к нему представителями администрации  учреждения или органа, исполняющего наказания.

В правовой статус осужденного, отбывающего наказание, входят, помимо указанных в гл. 2 УИК РФ, дополнительные права и обязанности применительно к тому виду наказания, к которому приговорен виновный. Совокупность прав и обязанностей осужденного и составляет его правовой статус на период отбывания им соответствующего вида наказания.

 

 

2.2. Особенности правового регулирования  отбывания наказания в исправительных  колониях строгого режима

 

В исправительные колонии строгого режима для отбытия  наказания в виде лишения свободы направляются:

- мужчины,  осужденные к лишению свободы  за совершение особо тяжких  преступлений, ранее не отбывавшие  лишение свободы;

- мужчины  при рецидиве преступлений, опасном  рецидиве преступлений, если они  ранее отбывали лишение свободы;

- осужденные, отбывшие срок назначенного им  за нарушения режимных требований  в колонии строгого режима  тюремного заключения; ранее переведенные  из колонии строгого режима  в колонию-поселение, где они  злостно нарушали требования  режима (ст. 78 УИК РФ). Ранее отбывавшими лишение свободы признаются лица, которым данное наказание было назначено приговором суда и фактически отбывалось. Вместе с тем не признаются ранее отбывавшими лишение свободы:

1) лица, которые ранее содержались под  стражей в качестве меры пресечения, но осужденные к наказанию,  не связанному с лишением свободы;

2) лица, которым лишение свободы, назначенное  приговором суда, было заменено  другим наказанием в кассационном  или надзорном порядке;

3) лица, которым назначенное приговором  наказание в виде исправительных  работ или ограничения свободы  в связи со злостным уклонением  от их отбывания было заменено  лишением свободы;

4) лица, отбывавшие лишение свободы на  территории бывших союзных республик  Союза ССР за преступления, совершенные  на их территории;

5) лица, осужденные к лишению свободы  условно и фактически не отбывавшие  этого наказания;

6) лица, отбывавшие лишение свободы за  деяние, преступность и наказуемость  которого устранена;

7) военнослужащие, осужденные к лишению свободы  на срок до двух лет с  заменой этого наказания содержанием  в дисциплинарной воинской части.

В соответствии с требованиями ст. 122 УИК РФ в исправительных колониях строгого режима существуют обычные, облегченные и строгие условия содержания осужденных. Колония строгого режима так же, как и колония общего режима, имеет две изолированные зоны: жилую - для проживания и производственную - для работы осужденных.

Жилые помещения  разделяются на три локальных, отгороженных друг от друга участка, предназначенных  для осужденных, находящихся в  разных условиях отбывания наказания: обычных, облегченных и строгих.

В обычных условиях в исправительных колониях строгого режима отбывают наказание (п. 1 ст. 122 УИК РФ):

1) осужденные  к лишению свободы, поступившие  в данное исправительное учреждение;

2) осужденные, переведенные из облегченных  условий отбывания наказания;

3) осужденные, переведенные из строгих условий  содержания.

Информация о работе Особенности правового регулирования отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима