Особенности правового регулирования отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является: комплексное изучение института условий отбывания наказания в колониях строгого режима, научный анализ современных международных и национальных тенденций в области исполнения наказания в виде лишения свободы, анализ законодательной базы регулирующей условия отбывания наказания в колониях строгого режима, выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию отечественного законодательства и правоприменительной практики в рамках темы курсовой работы.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
определить юридическую природу и раскрыть содержание института условий отбывания наказаний;
проанализировать условия отбывания наказания в колониях строгого режима;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Виды исправительных учреждений и их задачи

Глава 2. ПРАВОВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В КОЛОНИЯХ СТРОГО РЕЖИМА
2.1. Содержание правового положения лиц, отбывающих уголовное наказание 19
2.2. Особенности правового регулирования отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

Отбывание лишения свободы в колониях строгого режима.docx

— 53.40 Кб (Скачать файл)

1) обеспечение  комплексного подхода к организации  воспитательной работы с осужденными;

2) соблюдение  прав и законных интересов  осужденных;

3) использование  и совершенствование традиционных, выработка и внедрение новых  форм и методов воспитательного  воздействия на осужденных, а  также положительного отечественного  и зарубежного опыта, научных  рекомендаций;

4) создание, укрепление и развитие материальной  базы для воспитательной работы  с осужденными и т.д. Руководство  организации воспитательной работы  в отрядах осуществляет заместитель  начальника учреждения по кадрам  и воспитательной работе. Кроме  того, в документе определены  права и обязанности других  лиц уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с требованиями УИК РФ воспитательная работа осуществляется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. В число указанных выше форм входят, как правило, убеждение, принуждение, стимулирование, разъяснение и примеры.

Проведение  взвешенной, продуманной и научно обоснованной воспитательной работы требует  серьезных материальных затрат. С  этой целью для организации воспитательной работы в исправительных учреждениях  создается материально-техническая  база в соответствии с теми нормами, которые утверждаются Правительством РФ.

Наибольшее  значение имеет нравственное воспитание осужденных. С точки зрения общей  педагогики, процесс нравственного  воспитания - это целенаправленно  организованное взаимодействие воспитателя  и воспитуемого в соответствующих  обстоятельствах жизни и деятельности, необходимое и достаточное для  развития системы отношений воспитуемого к окружающей действительности и  самому себе в соответствии с принципами и нормами морали5.

С учетом особого правового статуса осужденных к лишению свободы, нравственное воспитание в исправительной (пенитенциарной) педагогике следует рассматривать  как процесс формирования его  личности, его жизненной позиции.

В тесной взаимосвязи с этим направлением воспитательного воздействия на осужденных находится образовательное  воспитание осужденных к лишению  свободы. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что повышение образовательного уровня осужденных неизменно приводит к повышению и укреплению их нравственных устоев. Исходя из этого законодатель включил в качестве одного из основных и важнейших средств исправления  осужденных получение ими общего образования и профессиональную их подготовку (п. 2 ст. 9 УИК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 112 УИК РФ педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

Следует отметить, в продолжение суждений, что в обществе наряду с правовыми  законами действуют и нормы морально-нравственного  порядка. Формирование активных, положительных  установок в поведении осужденных предполагает привитие ими осознанной необходимости соблюдать морально-нравственные требования, существующие в обществе.

В то же время правовое воспитание осужденных предопределяется необходимостью вооружения их минимумом юридических знаний, которые будут способствовать формированию законопослушного члена общества с  повышенным уровнем правосознания, не нарушающего закон не под страхом  наказания, а из осознанного понимания  законопослушного образа жизни. Здесь  широко используются лекционные занятия, индивидуальное обучение в форме  консультаций, семинаров, собеседований  и т.д.

Как показывает история и накопленный опыт воспитательной работы, одной из наиболее действенных  форм воспитания признается труд осужденных. Труд рассматривается как основная форма трудового воспитания осужденных, основной целью которого, на наш  взгляд, является выработка у них  физического и психологического стремления к труду в условиях исправительных учреждений и после  освобождения из них. По возможности, трудоиспользование осужденных должно осуществляться с  учетом их желаний и профессиональных навыков. Шире следует использовать и индивидуальную трудовую деятельность осужденных.

Физическое  воспитание, возведенное в жизненную  систематическую потребность, должно быть поощряемо и, насколько это  возможно в условиях ИУ, организованно. Традиционные формы активизации  физического воспитания (массовые мероприятия, соревнования, состязания) представляются вполне приемлемыми и желательными. Их проведение должно быть самым тесным образом связано с активной пропагандой  здорового образа жизни. Особое значение эта работа приобретает в воспитательных колониях. Именно в подростковом возрасте формируется физическое состояние организма и, в тесной связи с этим, нравственные устои осужденных несовершеннолетних6.

Необходимым условием повышения уровня воспитательной работы является степень ее обеспечения  в части материально-технических  возможностей и комплектования специалистов в этой сфере.

В системе  ФСИН имеется Объединенная редакция, издающая журналы "Преступление и  наказание" и "Ведомости УИС", газету "Казенный дом". Кроме того, для осужденных издается 48 многотиражных  газет. Почти 65% отрядов ИК и ВК имеют  комнаты отдыха и проведения воспитательной работы с осужденными.

Представляется, что отход от некоторых традиционных методов воспитания и внедрение  новых его форм, основанных на достижениях  психологии, педагогики, пенитенциарной педагогики, проводимых с использованием достижений в области связи, науки, техники, на сегодняшний день уже  востребовано и необходимо. Широкое  внедрение религиозного, интернационального, экологического, полового и ряда других направлений в воспитательный процесс  также целесообразно и востребовано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Радикальные процессы, происходящие в политической системе нашей страны, демократизация жизни общества обусловили необходимость  переосмысления концепции Российской государственности,, изменения теоретических  представлений об обществе, установления нового характера отношений между  личностью и государством. Пересмотра сложившихся стереотипов требуют  и подходы к праву и правоохранительный органам, их сущности и назначению, к определению перспектив их дальнейшего движения в цивилизованном обществе, особенно в условиях формирования подлинно правового государства.

Одним из направлений государственной политики в области борьбы с преступностью является политика в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы. Политика государства в этой сфере реализуется в деятельности соответствующих государственных органов - МВД России и МВД республик в составе Российской Федерации,УВД краев, областей, автономных округов, соответствующих структурных подразделений органов внутренних дел, управляющих системой органов, исполняющих наказания, а также непосредственно в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания, и в частности, в деятельности исправительных колоний строгого режима.

В настоящее  время наказание в виде лишения  свободы в ИК строгого режима отбывают только мужчины; осужденные женщины  отбывают наказание в ИК общего режима (в тюрьмах они также не содержатся). В ИК строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы.

Кроме указанных  лиц в ИК строгого режима могут  также содержаться: 1) осужденные, переведенные из колоний-поселений, если они признаны в порядке ст. 116 УИК злостными  нарушителями установленного порядка  отбывания наказания; 2) осужденные, переведенные из ИК особого режима по отбытии ими в ИК особого  режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда (п. "б" ч. 2 ст. 78 УИК); 3) осужденные, переведенные из тюрьмы по отбытии ими в тюрьме не менее  половины срока наказания, назначенного по приговору суда (п. "а" ч. 2 ст. 78 УИК); 4) осужденные, переведенные из тюрьмы по окончании трехлетнего срока, на который они переводились в  тюрьму за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания (п. "в" ч. 4 ст. 78 УИК).

Переводы  подобного рода осуществляются в  порядке изменения вида ИУ на основании  судебного решения и являются одним из элементов прогрессивной  системы исполнения уголовных наказаний.

В ИК строгого режима осужденные отбывают наказание  в обычных, облегченных и строгих  условиях.

В обычных  условиях отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие  в данное ИУ, кроме осужденных за умышленные преступления, совершенные  в период отбывания лишения свободы, а также осужденные, переведенные из облегченных и строгих условий  отбывания наказания. Если в период пребывания в СИЗО к осужденному  не применялась мера взыскания в  виде водворения в карцер, срок его  нахождения в обычных условиях отбывания  наказания исчисляется со дня  заключения под стражу.

Обычные условия отбывания наказания  обеспечивают осужденному нормальную жизнедеятельность. В этих условиях осужденный обязан находиться не менее девяти месяцев, по истечении которых при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду он может быть переведен в облегченные условия отбывания наказания. Если осужденный, находясь в облегченных условиях отбывания наказания, совершает нарушение и признается злостным нарушителем, он переводится в обычные или строгие условия отбывания наказания.

В строгие  условия отбывания наказания  переводятся также осужденные, которые  совершили умышленные преступления в период отбывания наказания. Перевод  осужденных из строгих условий отбывания  наказания в обычные возможен после пребывания там не менее  девяти месяцев и отсутствии взысканий  за нарушения установленного порядка  отбывания наказания.

Воспитательную  работу с осужденными в колонии  особого режима необходимо строить  на основе изучения их личностных характеристик, привлекая для этой работы всех лиц  из числа администрации колонии, а также работников суда, прокуратуры, следственных органов, юридических консультаций и т.д., для чего необходимо составление совместных планов работы с возложением ответственности за их исполнение на руководителей вышеназванных ведомств.

На должный  уровень в колониях строгого режима должна быть поставлена работа по разъяснению законодательства. Это связано с тем, что в настоящее время принимается ряд законов и других нормативных актов, напрямую касающихся лиц отбывающих наказание в виде лишения свободы. Исходя из особенностей колоний данного вида, такая разъяснительная работа должна вестись как путем проведения соответствующих занятий с осужденными в обычных жилых помещениях и частично в помещениях камерного типа, так и с применением местной радиотрансляционной сети для осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа. Одиночных камерах и штрафном изоляторе.

Особое  внимание необходимо уделять культурно-массовой и физкультурно-спортивной работе. Необходимо применять все существующие формы вовлечения осужденных в эту  работу, так как это способствует выработке социально-полезных жизненных  взглядов и занимает свободное время  осужденных.

При организации  труда осужденных администрация  колоний особого режима должна учитывать  индивидуальные особенности каждого  из них и состояние их здоровья. Важной задачей здесь является обеспечение  полной трудовой занятости осужденных. Для этого в государственном  масштабе необходимо отдать приоритет  на первоочередное размещение заказов, на изготовление продукции для нужд уголовно-исполнительной системы и  органов внутренних дел в учреждениях, исполняющих уголовные наказания  в виде лишение свободы, в частности, - в колониях строго режима. Практически не используется в колониях строго режима такая форма привлечения осужденных к труду, как предпринимательская деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности. Внедрение такой формы трудового использования осужденных могло бы увеличить количество рабочих мест в колонии и тем самым, способствовало бы укреплению режима, разумеется, при должном контроле со стороны администрации. Обеспечение трудовой занятости осужденных позволит внедрить в практику исправительных учреждений институт досрочного освобождения путем зачетов рабочих дней. При проведении воспитательных мероприятий с осужденными представитель администрации колоний особого режима большое внимание должны уделять укреплению и восстановлению социально-полезных связей осужденных с родными и близкими, что позволит избежать большого количества проблем при освобождении осужденного и снизит процент рецидивной преступности среди лиц, освобождаются из колонии строгого режима. 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 30 августа 1955 г. // СПС "Гарант", 2008.
  2. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод // Права человека: Сборник международных документов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  3. 6. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными //Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов.- М.: Юрид. лит., 1990.
  4. 8. Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания // Права человека: Сборник международных документов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ ( в ред. ФЗ от 01.03.2012 г. № 18-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -  № 25. – Ст.2954.
  6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ ( в ред. от 1 апреля 2012 г. N 25-ФЗ)// СЗ РФ.- 1997. -N 2.- Ст. 198.
  7. Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 (с изм. ) // СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947; 1999. N 10. Ст. 1228.
  8. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 14 "О практике назначения судами видов исправительных учреждений" // Российская газета. 2001. 5 дек.  
  9. Бриллиантов, А. В. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации : учебник / А.В. Бриллиантов, С.И. Курганов ; Верхов. суд Рос. Федерации [и др.]. - Москва : Проспект : ТК Велби, 2008. – 338 с.
  10. Ведищев, Н. П. Некоторые вопросы отбывания наказания осужденными в местах лишения свободы / Н. П. Ведищев // Адвокат. - 2010. - N 6. - С. 9-11.  
  11. Чекулаев, С. Режим исполнения наказания / С. Чекулаев // Законность. - 2009. - N 10. - С. 48-50. 
  12. Шуваткин, А. В. Проблемы разрешения вопросов, связанных с исполнением наказания в виде лишения свободы / А. В. Шуваткин // Законность. - 2011. - № 12. - С. 32-35. 

Информация о работе Особенности правового регулирования отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима