Особенности правового регулирования отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового исследования является: комплексное изучение института условий отбывания наказания в колониях строгого режима, научный анализ современных международных и национальных тенденций в области исполнения наказания в виде лишения свободы, анализ законодательной базы регулирующей условия отбывания наказания в колониях строгого режима, выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию отечественного законодательства и правоприменительной практики в рамках темы курсовой работы.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
определить юридическую природу и раскрыть содержание института условий отбывания наказаний;
проанализировать условия отбывания наказания в колониях строгого режима;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Виды исправительных учреждений и их задачи

Глава 2. ПРАВОВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В КОЛОНИЯХ СТРОГО РЕЖИМА
2.1. Содержание правового положения лиц, отбывающих уголовное наказание 19
2.2. Особенности правового регулирования отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

Отбывание лишения свободы в колониях строгого режима.docx

— 53.40 Кб (Скачать файл)

4) осужденные, переведенные из других исправительных  колоний строгого режима, где  они находились в аналогичных  условиях отбывания наказания.  Если в период пребывания в  следственном изоляторе к осужденным  не применялась мера взыскания  в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных  условиях отбывания наказания  исчисляется со дня заключения  под стражу.

Условия отбывания лишения свободы в  исправительных колониях строгого режима (ст. 123 УИК РФ) предполагают, что осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях исправительных колоний строгого режима, проживают в общежитиях. Им разрешается:

1) ежемесячно  расходовать на приобретение  продуктов питания и предметов  первой необходимости, помимо  средств, указанных в ч. 2 ст. 88 УИК РФ (средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия), иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 1000 руб.;

2) иметь  3 краткосрочных и три длительных  свидания в течение года;

3) получать 4 посылки или передачи и 4 бандероли  в течение года.

В облегченных условиях в исправительных колониях строгого режима отбывают наказание:

- осужденные, переведенные из обычных условий  (при отсутствии взысканий за  нарушения установленного порядка  отбывания наказания и добросовестном  отношении к труду по отбытии  не менее 9 месяцев срока наказания  в обычных условиях);

- осужденные, переведенные из других исправительных  учреждений строгого режима, где  они отбывали наказание в аналогичных  условиях отбывания наказания.

В строгих условиях в исправительных колониях строгого режима отбывают наказание:

1) осужденные, переведенные из обычных условий  отбывания наказания (признанные  злостными нарушителями установленного  порядка отбывания наказания);

2) осужденные, переведенные из облегченных  условий отбывания наказания  (признанные злостными нарушителями  установленного порядка отбывания  наказания);

3) осужденные  за умышленные преступления, совершенные  в период отбывания лишения  свободы, поступившие в исправительную  колонию строгого режима;

4) осужденные, переведенные из других исправительных  колоний строгого режима, находившихся  до перевода в строгих условиях  отбывания наказания.

Перевод из строгих условий отбывания  наказания в обычные производится не ранее чем через 9 месяцев при  отсутствии взысканий за нарушения  установленного порядка отбывания  наказания.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих  условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается:

1) ежемесячно  расходовать на приобретение  продуктов питания и предметов  первой необходимости, помимо  средств, указанных в ч. 2 ст. 88 УИК (средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия), иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 1000 рублей;

2) иметь  2 краткосрочных и одно длительное  свидание в течение года;

3) получать 2 посылки или передачи и 2 бандероли  в течение года;

4) пользоваться  ежедневной прогулкой продолжительностью 1,5 часа.

Как видно, в исправительных колониях строгого режима содержатся лица, ранее отбывавшие лишение свободы и подвергавшиеся, в силу этого, исправительному воздействию, но не сделавшие для себя нужных выводов. Это обстоятельство существенно  осложняет процесс исправления  осужденных и профилактики преступности с их стороны, в том числе и  пенитенциарного свойства.

 

Таблица

 

Условия отбывания наказания в исправительных колониях

строгого  режима

 

    Показатели условий         
    содержания               

  Условия отбывания  наказания    

Облегченные

 Обычные

  Строгие  

    Место проживания         

       общежития    

 запираемые  
помещения

Норма жилой площади в  расчете  
на одного осужденного (кв. м)

     мужчины - не  менее двух     

     женщины - не  менее трех     

Ежемесячный расход средств     
на приобретение продуктов      
питания и предметов первой     
необходимости                

средства на  
лицевых сче- 
тах в разме- 
ре 3 МРОТ  

средства 
на лице- 
вых сче- 
тах в    
размере  
2 МРОТ 

средства,    
заработанные 
в период от- 
бывания ли-  
шения свобо- 
ды         

Количество краткосрочных  и     
длительных свиданий в          
течение года                 

   4 + 4   

  3 + 3

   2 + 1   

Количество посылок (передач)   
и бандеролей в течение года  

             мужчинам            

   6 + 6   

  4 + 4

   2 + 2   

     женщинам - без  ограничений  

Количество телефонных          
разговоров в год (по 15 мин.)

 без ограничения (при 
  отсутствии техн.    
  возможн. - до 6)  

      0    

Продолжительность ежедневной   
прогулки (час.)              

  без ограничения   

     1,5   


 

 
2.3. Организация воспитательной  работы в условиях исправительных  учреждений,

ее  понятие и основные направления

 

Воспитательная  работа с осужденными имеет своей  целью их ресоциализацию и возвращение  к честной трудовой жизни на свободе. В качестве ключевой задачи воспитания осужденных выступает перестройка  их самосознания и самооценки и формирование на этой основе субъективной и объективной готовности к изменению своего образа жизни и социального поведения.

Задачи  воспитательного воздействия на осужденных сформулированы и законодательно закреплены в гл. 15 УИК РФ, которая полностью посвящена вопросам воспитательного воздействия на лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих этот вид уголовного наказания.

В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 109 УИК РФ, воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении  степени их исправления, а также  при применении к ним мер поощрения  и взыскания.

Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых  обязательно для осужденных.

Воспитательная  работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных  ими преступлений.

Воспитательная  работа включена законодателем в  перечень основных средств исправления осужденных, это нашло отражение в ст. 9 УИК РФ, а также в ряде его глав. Содержание и понятие воспитательного воздействия на осужденных находятся в постоянном историческом изменении. Так, в дореволюционный период использовалось понятие пенитенциарного воспитания, целью которого было внушение арестанту правильного понятия о религии, об общих гражданских обязанностях, требующих преданности престолу и отечеству и подчинения существующим законам и властям. В советское время воспитательное воздействие на осужденных рассматривалось как учебно-воспитательное дело. В начале 30-х годов XX в. появился двойной подход: в системе исправительно-трудовых лагерей в качестве воспитательного воздействия проводилась культурно-воспитательная работа, а в системе ИК - политико-воспитательная работа. С середины 1950-х годов в обиход прочно вошло понятие "политико-воспитательная работа", которая признавалась основным средством воздействия на осужденных.

В настоящее  время в связи с проводимыми  перестроечными процессами произошли  коренные изменения и в сфере  исполнения уголовных наказаний: понятие "политико-воспитательная работа" было заменено понятием "воспитательная работа".

Воспитательная  работа в исправительных учреждениях  основывается на принципах дифференцированного  подхода к лицам, отбывающим уголовные  наказания. Результативность воспитательного  воздействия во многом определена индивидуальным подходом к конкретному правонарушителю. На это обстоятельство прямо указано  в ч. 4 ст. 109 УИК РФ. В соответствии с данной нормой воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности, характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. Индивидуализация исполнения уголовного наказания - один из основных принципов, без которого организация воспитательного процесса с осужденными представляется беспредметной и бесполезной. Контингент осужденных в колонии любого вида режима крайне неоднороден по возрасту, образованности, криминальным установкам (доминантам) в поведении, степени воспитательной запущенности, восприимчивости к воспитательному воздействию, отношению к обычаям и традициям преступного мира, способности противостоять негативному воздействию и т.д. Поэтому крайне необходима и важна педагогическая дифференциация осужденных в самом начале воспитательной работы с ними и глубокая индивидуализация карательных и иных правовых воздействий на них.

Воспитательную  работу следует рассматривать как  четко спланированную, целостную  систем у основанных на методах педагогической науки и сочетающихся с индивидуальными  особенностями личности осужденного  мер, способствующих социальному его "выздоровлению". Воспитательная работа должна обеспечивать рост индивидуального, духовного и нравственного уровня, правопослушного поведения, в целях  обеспечения возможности успешного  вхождения в общество (социум) после  отбытия уголовного наказания.

С учетом изложенного следует констатировать, что воспитательная работа - это  деятельность, направленная на достижение целей наказания посредством  применяемых психолого-педагогических мер воздействия на осужденных, способствующих преодолению у них личностных деформаций (аномалий), повышению их толерантности, морально-нравственного, образовательного уровня, физического  состояния, уважения порядка, установленного в обществе и подготовке к успешной социальной адаптации на свободе.

В качестве основополагающих (базовых) положений  в вопросах организации, планирования и осуществления воспитательной работы в исправительных учреждениях  следует рассматривать:

1) строгое  соблюдение прав и свобод человека (обеспечивается Конституцией РФ);

2) гуманное  отношение к осужденным на  основе строгого соблюдения основных  положений закона, определяющих  их правовой статус;

3) развитие  инициативы осужденных в вопросах  поддержания надлежащего порядка  при исполнении уголовных наказаний  в исправительных учреждениях;

4) обеспечение  комплексного характера карательно-воспитательного  процесса;

5) забота  о сохранении и развитии социально  полезных связей осужденных;

6) повышение  материально-ресурсного обеспечения  процесса исполнения уголовных  наказаний.

Характерной особенностью организации воспитательной работы в исправительных учреждениях  является то обстоятельство, что, с  одной стороны, она проводится в  условиях лишения свободы в процессе карательного воздействия на осужденных, а с другой стороны, осуществляется в весьма неблагоприятных условиях повышенной концентрации криминогенной  среды, оказывающей активное противодействие. Значительная часть осужденных в  силу своей криминальной, воровской  ориентации принципиально не приемлет меры воспитательного воздействия  и активно им противостоит4.

В связи  с этим активное участие осужденных в воспитательных мероприятиях явно свидетельствует об их стремлении вернуться  к нормальной жизни. Ради этого они  не только противостоят преступным "авторитетам", но и оказывают помощь администрации  исправительных учреждений в вопросах поддержания надлежащего общественного  порядка. В таких ситуациях налицо явные успехи в вопросах воспитательного  воздействия на осужденных.

Основные  формы и методы воспитательной работы с осужденными определены в ст. 110 УИК РФ.

В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению  свободы, способствующее их исправлению.

Центром всего воспитательного процесса в системе исправительных учреждений следует считать отряды осужденных. Именно этим обстоятельством была обусловлена  необходимость и целесообразность выработки и принятия такого правового  документа, как Положение об отряде осужденных исправительного учреждения. Указанное Положение закрепляет, что отряд осужденных исправительной колонии, воспитательной колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения, тюрьмы и следственного изолятора уголовно-исполнительной системы создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической и иной социальной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению. Этим же документом устанавливается порядок организации воспитательной работы в отряде. Общее руководство и контроль за организацией воспитательного процесса в отрядах осужденных осуществляет начальник исправительного учреждения. На него возложено:

Информация о работе Особенности правового регулирования отбывания наказания в исправительных колониях строгого режима