Освобождение несовершеннолетних от наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит не только в изучении видов наказания и освобождения от них несовершеннолетних, но и в выявлении особенностей присущих данным уголовно-правовым категориям.
Для выполнения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним;
- изучить порядок освобождения от уголовной ответственности и от наказания несовершеннолетних;
- провести анализ с целью выявления особенностей назначения уголовно-досрочного освобождения несовершеннолетним;
- изучить порядок освобождения от наказания с применением мер воспитательного воздействия:

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………с.3
Глава I: Виды наказания, назначенные несовершеннолетним, особенности их применения……………………………………………………с.6
Глава II: Особенности освобождения от уголовной ответственности и от наказания несовершеннолетних…………………………………………с.20
1§. Особенности назначения уголовно-досрочного освобождения…………………………………………………………………..с.20
2§. Особенности освобождения от наказания с применением мер воспитательного воздействия………………………………………………с.25
3§. Особенности освобождения от наказания с помещением осужденного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних ……………………………………….с.31
Заключение ……………………………………………………………….с.35
Список использованной литературы ………………………………….с.37
Список сокращений …………………………………………………… с.42

Файлы: 1 файл

Несовершеннолетние....12.docx

— 78.21 Кб (Скачать файл)

Освобождение от наказания  в связи с применение указанных  мер является факультативным (т.е. составляет право суда) и безусловным (решение  о их применении не может быть впоследствии отменено)30.

Согласно ч. 1 ст. 92 УК РФ несовершеннолетний подвергается осуждению, что отсутствует при освобождении от уголовной ответственности на основании ч. 1 ст. 90 УК РФ. Это означает, что освобождение от наказания может применяться к несовершеннолетнему, имеющему более запущенную в социальном плане личность, чем это имеет место при освобождении от уголовной ответственности. О применении ч. 1 ст. 92 УК РФ можно говорить даже при наличии таких обстоятельств, как прежняя судимость, повторность совершения преступлений, факт предшествующего освобождения от уголовной ответственности (например, если ранее несовершеннолетний был осужден за неосторожное преступление или совершил преступление под угрозой, принуждением, не исключающим уголовную ответственность, или его роль в совершении преступления была второстепенной). Но все же подобный вариант решения применим лишь в ограниченных случаях, когда личность подростка обладает достаточно глубокой антисоциальной направленностью, немалой степенью нравственной испорченности, для преодоления которых требуется осуществление мер не только воспитательного, но и уголовно-правового воздействия31.

Освобождение от наказания  в данном случае может иметь место  при обвинительном приговоре  за совершение преступления небольшой  или средней тяжести, а также  тяжкого преступления. При этом суд, если он придет к убеждению о необходимости принудительных мер воспитательного воздействия, должен привести в приговоре доводы в пользу подобного решения (например, искреннее раскаяние несовершеннолетнего в содеянном, благоприятная нравственная обстановка в его семье, второстепенная роль подростка в совершении преступления).

Согласно ст. 90 УК РФ несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Для решения вопроса об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и применении принудительных мер воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием и не создающих судимости, необходимо наличие следующих условий:

а) лицу не должно исполниться 18 лет на момент решения вопроса  о возможности его освобождения от уголовной ответственности и  применения принудительных мер воспитательного воздействия;

б) совершение им впервые  преступления небольшой или средней  тяжести;

в) возможность достижения его исправления путем применения принудительных мер воспитательного  воздействия.

Возможность достижения исправления  несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного  воздействия определяется совокупностью объективных и субъективных свойств, характеризующих его личность как не представляющую большой общественной опасности. Среди таких обстоятельств на практике значительное внимание придается положительному поведению несовершеннолетнего до совершения преступления, чистосердечному раскаянию, возмещению причиненного вреда, явке с повинной, способствованию раскрытию преступления, психическим аномалиям, не исключающим вменяемости, общему состоянию здоровья подростка, половым и возрастным особенностям его личности.

Принудительные меры воспитательного  воздействия по своей юридической  природе есть меры государственного принуждения, не являющиеся уголовным  наказанием и представляющие собой  ряд правоограничений, применяемых к несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой или средней тяжести. Данные меры являются воспитательными, так как главное в их содержании в отличие от уголовного наказания то, что это средства убеждения и воспитания.

Несовершеннолетним могут  быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить  причиненный вред; г) ограничение  досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, последствий повторного совершения преступлений. Эта мера воздействия имеет как воспитательное, так и правовое значение.

Передача под  надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Данная мера целесообразна лишь в тех случаях, когда родители или лица, их заменяющие, еще имеют влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить в будущем надлежащее поведение несовершеннолетнего, осуществлять за ним повседневный контроль.

Обязанность возместить причиненный ущерб возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков32.

Принуждение несовершеннолетних к прохождению лечебного курса  психологической реабилитации направлено на адаптацию их к условиям жизни в обществе как законопослушных граждан. Данный курс заключается в проведении индивидуальной воспитательной работы, изучении личности несовершеннолетних, в возможной коррекции их поведения, в содействии формированию позитивных ценностных ориентаций, в содействии их нравственному воспитанию.

Помещение несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение также направлено на адаптацию их к условиям жизни в обществе. Применение принудительных мер в отношении несовершеннолетнего является альтернативой уголовной ответственности, исключающей применение к нему наказания. Суд может назначить одновременно несколько видов принудительных мер воспитательного воздействия33.

В заключение отметим, что  освобождение виновного подростка  от уголовной ответственности в  связи с применением принудительных мер воспитательного характера  будет правомерным в том случае, если совершенное им преступление - в значительной степени случайный  эпизод в его жизни, являющийся не столько результатом укоренившихся  антиобщественных взглядов и установок, сколько результатом невыработанности надлежащих нравственных качеств и представлений, неумения правильно оценивать некоторые факты и явления жизни, сообразовывать свои требования с требованиями общественной необходимости.

Конечно, не следует забывать, что возрастные особенности несовершеннолетних не исключают общего правила, согласно которому общественная опасность лица определяется прежде всего общественной опасностью совершенного им преступления. Поэтому для принятия правильного решения об освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетнего, совершившего преступление, важно как можно более полно выяснить все причины, толкнувшие его на преступление, и условия, способствовавшие этому: мотивы и цель антиобщественного поведения виновного и т.п. Если в данном случае не будут установлены глубокие отрицательные изменения сознания подростка, судебная инстанция вправе освободить его от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного характера.

 

3§. Особенности   освобождения от наказания с  помещением осужденного в специальное  воспитательное или лечебно-воспитательное  учреждение для несовершеннолетних

 

Данное освобождения от наказания следует применять, когда несовершеннолетний хотя и осуждается за преступление средней тяжести, но в суде выясняется, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения осужденного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. В настоящее время специальными воспитательными учреждениями для несовершеннолетних являются спецшколы и специальные профессиональные училища.

Формулировка нормы наводит  на мысль, что речь в ней идет не об освобождении от наказания, а от его отбывания, поскольку оно  назначено в виде лишения свободы. Видимо, это следует отнести к  упущениям законодателя при конструировании данной уголовно-правовой нормы. Ее смысл заключается в возможности исправления несовершеннолетнего без назначения ему наказания, с применением принудительной меры воспитательного воздействия в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. К такому же выводу приходят и другие исследователи34.

К лечебно-воспитательным учреждениям относятся школы-интернаты и другие школы, находящиеся в системе органов здравоохранения, предназначенные для несовершеннолетних с физическими недостатками (глухонемых, слепых и др.) и с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, а также страдающих иными заболеваниями и нуждающихся в лечении и воспитательной работе. Лица, страдающие наркоманией, в специальные учебно- и лечебно-воспитательные учреждения не направляются.

В законе определен максимальный срок пребывания несовершеннолетнего  в специальном учреждении, который  равен максимальному сроку наказания  за совершенное им преступление. Минимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении равен либо минимальному сроку лишения свободы либо минимальному сроку наказания в виде лишения свободы - шести месяцам.

Помещение в специальное  учебно-воспитательное учреждение закрытого  типа органа управления образованием применяется к несовершеннолетним осужденным только в случае освобождения их от наказания до достижения ими  восемнадцатилетнего возраста, но не более чем на три года.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов  управления образованием относятся:

а) специальные общеобразовательные  школы закрытого типа;

б) специальные профессиональные училища закрытого типа;

в) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого  типа35.

Помещение несовершеннолетнего  в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа образования - специфическая и достаточно строгая  принудительная мера воспитательного  воздействия, применяемая в целях  исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Она связана  с определенными ограничениями  свободы передвижения, общения несовершеннолетних, необходимостью соблюдения специальных  требований режима, организации воспитательного, учебного, трудового или лечебного  процесса.

Организация и деятельность специальных воспитательных учреждений для несовершеннолетних предусмотрены  Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением36. К специальным учреждениям закрытого типа относятся: общеобразовательные школы, специальные профессионально-технические училища и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессионально-технические училища для подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния. Основное предназначение этих учреждений - обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитации, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Закон не предусматривает  сокращения срока пребывания в специальном  воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении для несовершеннолетних

Однако на практике данная принудительная мера воспитательного  воздействия применяется крайне редко37.

При наличии достаточных  оснований для применения положений  рассматриваемой статьи суды в большинстве случаев отдают предпочтение условному осуждению38.

Подобная практика, видимо, объясняется отсутствием у суда реальной возможности отменить принудительные меры воспитательного воздействия  и прибегнуть к наказанию, в случае если несовершеннолетний систематически их не исполняет, т.к. данный вид освобождения от наказания является безусловным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Несовершеннолетние в  УК РФ представляют собой отдельную  группу участников уголовного права, что  обусловлено спецификой данной группы лиц.

Преступлениям несовершеннолетних присущи свои индивидуальные особенности связанные в первую очередь с теми физиологическими и психическими особенностями, которые присущи данной категории населения. Иногда у несовершеннолетних присутствуют мотивы и цели не присущие взрослой преступности это такие как интерес, желание выделится среди своих сверстником, преступная романтика.

Именно в связи с  этим появились различия в назначении наказания несовершеннолетним и  возникновения порядка освобождения их от уголовной ответственности. При  выделении отдела посвященного уголовной  ответственности несовершеннолетних законодатель руководствовался тем, что  несовершеннолетний в силу своего физического, нравственного и духовного развития не может в полной мере отвечать за свои поступки и поэтому виды наказаний в большей степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия жизни несовершеннолетнего в обществе.

Информация о работе Освобождение несовершеннолетних от наказания