Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:06, курсовая работа
В процессе построения правового демократического государства важную роль играют кадровые работники государственного аппарата – должностные лица государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций. Подавляющее большинство должностных лиц честно и добросовестно выполняет свои гражданские и общественные обязанности перед обществом и государством. Но немало и таких, которые используют свое должностное положение в целях незаконного личного обогащения различными способами, в том числе и путем взяточничества. Проведенное исследование показало, что взяточничество продолжает оставаться достаточно распространенным и относительно стабильным явлением.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Юридический анализ состава дачи взятки……………………………………………………………………………….5
Общественная опасность и последствия взяточничества........................................................................5
Объект и объективная сторона дачи взятки…………………..8
Субъект и субъективная сторона дачи взятки……………….15
Глава 2. Обстоятельства, отягчающие ответственность за дачу взятки………………………………………………………………………………19
2.1 Обстоятельства, отягчающие ответственность за взяточничество………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………26
Если обстоятельства, характеризующие субъективную сторону дачи взятки, сознаются лишь взяткодателем, а лицом, принимающим материальные выгоды, не сознаются, то действия дающего могут рассматриваться лишь как покушение на дачу взятки. При отсутствии у дающего сознания обстоятельств, характеризующих субъективную сторону получения взятки и сознание их лишь самим должностным лицом, принимающим материальные выгоды, действия последнего не могут рассматриваться как получение взятки.
В ч. 4 ст. 211 УК РУз предусматривается два основания освобождения от уголовной ответственности, а именно; в случаях, когда в отношении взяткодателя имелись признаки вымогательства и если лицо добровольно заявило о случившемся и чистосердечно раскаялось, и активно способствовало раскрытию преступления.
Субъектом дачи взятки может быть любое лицо, достигшее 16 лет. Лицо, предложившее другому лицу добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки, несет ответственность как взяткодатель, а лицо, договорившееся о выполнении за взятку обусловленных действий и вручившее взятку, должно нести ответственность
как соучастник дачи взятки. Если же оно лишь передает взятку, зная о характере предложения, его действия подлежат квалификации как посредничество во взяточничестве25
Глава 2. Обстоятельства, отягчающие ответственность за дачу взятки
2.1 Обстоятельства, отягчающие ответственность за взяточничество.
В Уголовном кодексе Республики Узбекистан квалифицирующие признаки дачи взятки предусмотрены во второй и третьей частях ст., 211.
Действия виновных квалифицируются во второй части соответствующих статей в случаях совершения:
а) повторно, опасным рецидивистом или лицом, ранее совершившим одно из преступлений взяточничества;
б) в крупном размере;
в) путем вымогательства;
г) по предварительному сговору группой должностных лиц.
Действия виновных квалифицируются по части третьей указанных статей в случаях совершения:
а) в особо крупном размере;
б) в интересах организованной группы
в) ответственным должностным лицом;
Для признания взяточничества, совершенным при отягчающих обстоятельствах, и квалификации содеянного достаточно одного из упомянутых квалифицирующих признаков.
При этом в соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 24 мая 1999 г., преступления, подпадающие под признаки, предусмотренным частями 2, 3 ст.ст. 210, 211, 212 УК, следует квалифицировать лишь по ч. 3 этих статей, по правилам указанным в ст. 23 УК. При этом в описательной части приговора должны быть указаны квалифицирующие признаки деяния и все действия осужденного, в совершении которых он признан виновным26.
Квалификация дачи взятки по признаку повторности (п. «а» ч. 2 ст 211 УК РУз) предполагает совершение этого преступления не менее двух раз, если при этом не истекли предусмотренные законом сроки давности привлечения к уголовной ответственности.27 Дача взятки будет считаться повторной в следующих случаях: 1) дача взятки в разное время разным должностным лицам за совершение самостоятельных действий; 2) дача взятки в разное время одному и тому же должностному лицу за совершение самостоятельных (отдельных) действий; 3) дача взятки одновременно нескольким должностным лицам, не составляющим одну преступную группу, за совершение каждым различных самостоятельных действий.
Неоднократная дача взятки или посредничество во взяточничестве, в отличии от дачи одной взятки в несколько приемов предполагает, что каждая передача денег или иных материальных ценностей обусловлена совершением получающим должностным лицом в интересах дающего самостоятельного действия или бездействия по службе. Если во второй раз взятка принимается, хотя и от того же взяткодателя, но за совершение должностным лицом какого-то нового действия, то это повторная дача и получение взятки
Вторым квалифицирующим признаком, предусмотренным в пункте «а» ч. 2 ст., 211 УК РУ является дача взятки либо опасным рецидивистом. В соответствии со ст. 34 УК РУ «опасным рецидивистом признается совершение лицом нового умышленного преступления, тождественного тому за которое оно ранее осуждалось, а в случаях, специально указанных в настоящем Кодексе и по другим статьям Особенной части».28 Предусматривая наличие квалифицирующего признака совершения взяточничества опасным рецидивистом, законодатель исходит из повышенной опасности совершения тождественного или однородного преступления, т.к. в этом проявляется единая устойчивая линия преступного поведения лица.
Последним отягчающим обстоятельством, предусмотренным в рассматриваемых пунктах дачи взятки является совершение их лицом, ранее совершившим любое из других форм взяточничества.
Наличие данного отягчающего обстоятельства обуславливается тем фактом, что, как правило, повторность образуется сочетанием двух или более тождественных преступлений, ни за одно из которых лицо ранее не осуждалось. Тождественность определяется тем, что два или более совершенных преступления предусмотрены одной и той же частью статьи УК.
Под крупным размером взятки (п. «б» ч. 2 ст. 211 УК РУз) следует понимать размер от 100 до трехсот минимальных размеров заработных плат. Стоимость предмета взятки определяется на основании цен на товары, расценок или тарифов за услуги, а при их отсутствии - на основании заключения экспертов на момент получения взятки
Если незаконное вознаграждение в крупном или особо крупном размере получено частями, но эти действия представляют собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки соответственно в крупном или особо крупном размере29. В данном случае ответственность будет наступать по п «а» ч. 3 ст. 211 УК РУз.
Следующим квалифицирующим признаком является дача взятки в интересах организованной группы (п. «б» ч. 3 ст. 211 УК РУз). Предварительный сговор группы взяткодателей будет тогда, когда они действуют как одно целое, заранее договорившись о получении взятки или нескольких взяток. При этом действия должностных лиц, входящих в эту группу взяткополучателей, могут быть одинаковыми, но могут быть и различными по своему содержанию, но совершаемыми в интересах взяткодателя.
Организованная группа представляет собой предварительное объединение двух или более лиц в группу для совместной преступной деятельности. От группы лиц по предварительному сговору организованная группа отличается признаком устойчивости, имеющим оценочный характер, одним из элементов которого является наличие организатора преступления.30
При даче взятки в интересах организованной группы взяткодатель заинтересован в таких действиях (бездействии) взяткополучателя, которые представляют интерес и желательны как для него самого, так и для группы в целом. Взяткополучатель при этом может и не сознавать, что совершает деяние в интересах организованной группы.
При квалификации дачи взятки по п. «в» ч. 3 ст. 211 УК РУз важное значение имеет точное определение понятия ответственное должностное лицо.
В разделе 8 Особенной части УК определяются четыре категории, включающие ответственных должностных лиц:
- представители власти;
- лица, постоянно или
временно, по выбору или назначению
занимающие на государственных
предприятиях, учреждениях или организациях должности, связанные с
выполнением организационно-
- руководители предприятий,
учреждений или организаций
- лица, занимающие должности,
связанные с выполнением
Таким образом, для признания
лица ответственным должностным
лицом необходимо, чтобы оно занимало на государственном
предприятии, учреждении или организации
должность, связанную с исполнением организационно-
В уголовном законе общее
определение понятия
Многие представители власти вообще не имеют подчиненных им по службе лиц, но обладают властными полномочиями по отношению к широкому, неопределенному кругу лиц. Б.В. Здравомыслов правильно указывает на три основные особенности, характерные для представителя власти как субъекта должностного преступления: «а) наделение властными функциями (полномочиями); б) право совершить действия, порождающие правовые последствия для всех или большого числа граждан; в) не связанность служебной деятельности ведомственными рамками».33
Деятельность представителя власти выражается в основанных на законе распоряжениях ли действиях, имеющих юридическое значение в отношении отдельных граждан, должностных лиц, учреждений, организаций и предприятий, не зависимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Например, представитель власти – работник милиции имеет право в определенных случаях проверить у граждан и должностных лиц проверить документы, удостоверяющие личность, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан.
К третьей категории ответственных должностных лиц законодатель относит руководителей предприятий, учреждений или организаций иных (кроме государственной) форм собственности, представители общественности, наделенные в установленном порядке властными полномочиями по государственному управлению.
Первое, что нужно определить в данном случае, – это дать понятие «руководителей предприятий, учреждений, организаций», наделенных властными полномочиями. Для определения этих полномочий необходимо обратиться к инструкциям, приказам, положениям и другим правовым документам, определяющим функциональные обязанности того или иного руководителя.
Органы самоуправления граждан не входят в систему органов государственной власти, в связи с чем законодатель весьма логично рассматривает соответствующих лиц этих органов в качестве самостоятельной категории ответственных должностных лиц. В соответствии с законодательством «Самоуправление граждан – гарантируемая Конституцией и законами Республики Узбекистан, самостоятельная категория граждан по решению вопросов местного значения, исходя из своих интересов, исторических особенностей развития, а также национальных и духовных ценностей, местных обычаев и традиций».34
Одним из органов самоуправления
граждан является сход граждан поселка, кишлака
и аула, а также махалли города, поселка,
кишлака и аула, в компетенцию которого
наряду с другими входят: избрание ревизионной
комиссии, административной комиссии
и схода граждан осуществляет общественный
контроль за исполнением законов и иных
актов законодательства, представляет
соответствующим окружным избирательным
комиссиям кандидатуры членов и избирательных
комиссий по выборам Президента Республики
Узбекистан, а также по выборам в Олий
Мажлис, заслушивает отчеты руководителей
районных, городских и областных хокимиятов
по вопросам, входящим в сферу деятельности
органов самоуправления, а также в пределах
своей компетенции отчеты руководителей
предприятий, учреждений, организаций,
расположенных на соответствующий территории
по вопросам охраны окружающей среды и
благоустройства и т.д. Как видно из перечисленных
признаков компетенций органов самоуправления
они близки к тем полномочиям и сферам
деятельности государственных органов,
а значит и посягают на один и тот же объект
взяточничества. В качестве должностных
лиц в них могут выступать: председатель
(аксакал) схода граждан, его советники,
председатели комиссий по основным направлениям
деятельности схода граждан. Таким образом, все работники государственных
структур, наделенных организационно-
Заключение.
В данной работе был проведен юридический анализ преступлений о даче взятки. Рассмотрены признаки объективной и субъективной стороны преступления. На основе изученного материала нужно отметить:
1.Объект преступного посягательства дачи взятки является идентичным объекту должностных преступлений
2. Предметами взятки могут быть лишь различные материальные ценности и выгоды имущественного характера. Получение таких ценностей или выгод признается взяткой, если они являются незаконным средством оплаты служебной деятельности должностного лица.