Ответственность за превышение должностных полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических и практических проблем квалификации превышения должностных полномочий.
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
- изучить понятие должностного лица;
- дать уголовно-правовую характеристику превышения должностных полномочий по УК РФ;
- определить соотношение состава превышения должностных полномочий со смежными составами преступлений

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие должностного преступления …………………….5
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика превышения
должностных полномочий по УК РФ ………….................8
Глава 3. Соотношение состава превышения должностных
полномочий со смежными составами преступлений…….17
Заключение ……………………………………………………………25
Список использованной литературы ………………………………..27

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение ……………………………………………………………… 3

Глава 1. Понятие должностного преступления …………………….5

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика превышения

               должностных  полномочий по УК РФ ………….................8

Глава 3. Соотношение состава  превышения должностных

              полномочий  со смежными составами преступлений…….17

Заключение ……………………………………………………………25

Список использованной литературы ………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации является разработка и реализация на практике комплекса мер, в том числе правового характера, в области противодействия коррупции. В связи с этим актуально рассмотрение проблем регламентации ответственности за преступления, совершаемые с незаконным использованием лицом своего должностного положения, к наиболее опасным из которых, наряду со злоупотреблением должностными полномочиями и взяточничеством, относится превышение должностных полномочий. Общественная опасность такого деяния значительно возрастает в случаях, если оно совершено с целью получения имущественной выгоды, либо сопряжено с посягательством на жизнь или здоровье человека.

     Обзор статистических данных о состоянии преступности в России за 1999-2008 гг. свидетельствует о тенденции роста числа деяний, предусмотренных ст. 286 Уголовного кодекса РФ. Так, в 1999 г. было зарегистрировано 3001, в 2002 г. - 5414, в 2008 г. - 5804 фактов превышения должностных полномочий., большая часть которых приходилась на правоохранительные органы, Вооруженные Силы, войска и другие воинские формирования1.

     Вместе с тем приведенные цифры не в полной мере отражают масштабы распространенности превышения должностных полномочий в силу его высокой латентности, связанной также с недостатками практики применения ст. 286 УК РФ. Изучение последней показывает, что правоприменитель испытывает затруднения при квалификации данного преступления, в том числе по причине несовершенства нормативно-правовой базы. Несмотря на то что со времен УК РСФСР 1960 г. конструкция основного состава превышения должностных полномочий не претерпела значительных изменений, законодательные нововведения применительно к некоторым нормам главы 30 УК РФ порождают дополнительные вопросы о целесообразности таковых и к норме ч. 1 ст. 286 УК РФ.

     Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических и практических проблем квалификации превышения должностных полномочий.

     Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:

- изучить понятие должностного лица;

- дать уголовно-правовую  характеристику превышения должностных  полномочий по УК РФ;

- определить соотношение  состава превышения должностных  полномочий со смежными составами  преступлений.

     Отдельные стороны проблемы превышения должностных полномочий неоднократно рассматривались в правовой науке такими учёными как Ковалевой М.Н., Смеловой С.В. и другими.

     В работе используются работы таких учёных в сфере уголовного права и других наук как Прокоповича Е.В., Тер-Акопова А.А. , учебники уголовного права, комментарии законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  должностного преступления.

 

     Приступая к уголовно-правовому анализу должностных преступлений, необходимо изучить понятийный аппарат должностной преступности.     

     Должность – простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в административной службе. Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее.     

     Должность – это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться служебные действия2.

     Определение понятия должностного лица необходимо, в частности, для решения вопроса о возможности привлечения к ответственности работников за служебные правонарушения или преступления, в зависимости от квалификации содеянного.      

     Понятие «должностное лицо» многократно используется в Конституции России. Так, в ст.41 говорится об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов,  создающих  угрозу  для  жизни и здоровья людей. «Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд»,- сказано в ст.46 Конституции РФ.     

     К сожалению, единого понятия «должностное лицо» ни в федеральном законодательстве, ни в юридической науке нет, хотя используется оно и в конституционном, и в административном, и в уголовном, и в других отраслях права.

     Определим, кого уголовное право считает должностным лицом? В ст.285 Уголовного кодекса РФ сказано: «Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции  в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ…»     

     Это понятие должностного лица не используется при применение норм административного, финансового, экологического права.     

     В УК РФ имеется глава 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (ст.201-204). На основании статей этой главы за злоупотребления полномочиями, за превышение полномочий, за коммерческий подкуп (аналог взятки) к ответственности могут привлекаться граждане, которых УК называет «лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях».     

     Таким образом, законодатель создал новое понятие: «лица, выполняющие управленческие функции». Во многих правовых актах понятие «должностное лицо» имеет более широкое толкование, чем в УК РФ.     

     Исходя из определения данного уголовным правом, в качестве должностных лиц следует рассматривать должностных лиц, выполняющих управленческие функции в органах государственной власти.     

     В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ»  государственные должности подразделяются в РФ на три категории:

  1. Категории «А», которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
  2. Категории «Б», учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А» (государственные должности государственной службы).
  3. Категории «В», учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

     Реестр государственных должностей государственной службы РФ утверждается Президентом.     

     Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст.2 Закона «Об основах государственной службы РФ»).    

     Последствия должностных преступлений состоят в причинении существенного вреда государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам граждан.     

     В уголовном законе не содержится родового определения данной группы преступлений. Теоретически мы можем определить эту группу преступлений как общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти или должностными лицами благодаря занимаемому или служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной службы или службы в органах местного самоуправления,  либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика превышения должностных  полномочий по УК РФ.

 

Общественная опасность  преступления определяется в основном двумя моментами: 1) сознательным и  очевидным выходом должностного лица за пределы его служебной  компетенции; 2) существенным нарушением в результате совершения данного  деяния охраняемых законом интересов. Зачастую превышение должностных полномочий сопряжено с применением насилия  или угрозой его применения к  гражданам, применением в отношении  их оружия или специальных средств. Это, безусловно, еще более увеличивает  общественную опасность преступления.

     В качестве основного объекта преступного посягательства выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев.

     В качестве дополнительного объекта преступления выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, честь, достоинство, здоровье людей.

     Объективная сторона выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Между совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена причинная связь.

     Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выражаться в совершении: а) действий, которые входят в компетенцию другого должностного лица (например, начальник ОВД, не будучи на то уполномочен, дает санкцию на проведение обыска); б) действий, выполненных единолично, которые могут быть осуществлены только коллегиально (например, руководитель представительного органа местного самоуправления лично принимает решение, принятие которого возможно лишь коллегиально на заседании); в) действий, выполненных при отсутствии специальных полномочий или условий, необходимых в конкретной ситуации (например, применение работником милиции оружия в момент, когда это не было вызвано необходимостью); г) таких действий, которые ни одно должностное лицо не вправе совершать (например, унижение чести и достоинства подчиненного по службе путем производства его личного досмотра (при отсутствии законных оснований), глумление над личностью, рукоприкладство и т.п. (п. "а" ч. 3 статьи 286 УК РФ)3.

     Необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явно, т.е. очевидно, выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (закон, устав, положение, инструкция, приказ и т.д.). При этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.

     Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мотивы и цели не входят в число обязательных признаков состава преступления и не оказывают влияния на квалификацию деяния, однако они могут быть учтены при назначении наказания.

     Субъектом преступления, предусмотренного 286 УК РФ, является должностное лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также лицо, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

     Как следует из п. 9-10 Постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий", под лицами, занимающими государственные должности РФ, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, - лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, а под главой органа местного самоуправления - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения4.

     Помимо квалификации должностных лиц, в Постановлении Пленума ВС РФ N 19 даны определения исполняемых должностным лицом функций, использования им полномочий вопреки интересам службы, а также корыстной и иной личной заинтересованности.

     Согласно п. 4 данного постановления под организационно-распорядительными функциями понимаются полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К данным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Информация о работе Ответственность за превышение должностных полномочий