Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является исследование ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), является определение роли и качества норм Уголовного кодекса РФ в борьбе с различными проявлениями должностных преступлений в российском государстве, места среди этих норм статьи предусмотренной для противодействия преступлениям, совершаемым при злоупотреблении должностными полномочиями, анализ факторов, побуждающий к совершению данных правонарушений и оценка их последствий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО, ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ…………..5
1.1 Понятия должностного лица, как специального субъекта при злоупотреблении должностными полномочиями……………………………………5
1.2 Понятие должностных преступлений………………………………………8
1.3 Злоупотребление полномочиями как вид злоупотребления правом……11
ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ………………………………………13
2.1 Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями………………………………13
2.2 Юридический анализ состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)………………………………………………………22
2.3 Квалифицирующие обстоятельства……………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….31

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 56.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

Дисциплина: «Уголовное право»

Тема: «Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО, ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ…………..5

1.1 Понятия должностного лица, как специального субъекта при злоупотреблении должностными полномочиями……………………………………5

1.2 Понятие должностных  преступлений………………………………………8

1.3 Злоупотребление полномочиями как вид злоупотребления правом……11

      ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ………………………………………13

2.1 Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями………………………………13

          2.2 Юридический анализ состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)………………………………………………………22

         2.3    Квалифицирующие обстоятельства……………………………………..27

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      В период коренной перестройки всех сфер жизни нашего общества, построения демократического правового государства, становления и развития рыночной экономики весьма важная роль принадлежит органам государственной власти, а также органам местного самоуправления. От четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем в силу ряда причин во властные структуры и в государственную службу все активнее проникает организованная и профессиональная преступность. Ряд работников этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими их нормальную деятельность, подрывающими их авторитет в глазах общества.   Сегодня коррупция, и, прежде всего, должностная преступность как наиболее опасная ее часть, стали представлять угрозу для российского общества, ослабляя и даже изменяя направления государственного влияния на многие сферы социальной жизни. Коррупция успела «заполнить» освобожденные государством ниши социального управления прежде, чем это смогли сделать институты гражданского общества.       

      Проблема злоупотребления правом и как ее разновидности злоупотребления полномочиями в уголовном праве далеко не новая и, к сожалению, в обозримом будущем вряд ли полностью разрешимая. Уже только по этой причине ее изучение всегда актуально. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что в современных условиях проблема борьбы с преступностью в виде злоупотреблений служебными полномочиями становится все более острой.

Целью исследования является исследование ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), является определение роли и качества норм Уголовного кодекса РФ в борьбе с различными проявлениями должностных преступлений в российском государстве, места среди этих норм статьи предусмотренной для противодействия преступлениям, совершаемым при злоупотреблении должностными полномочиями, анализ факторов, побуждающий к совершению данных правонарушений и оценка их последствий.

Задачи исследования:

1. Дать уголовно-правовую характеристику злоупотреблениям должностными полномочиями;

2. Рассмотреть актуальные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями;

3. Показать отличие злоупотребления должностными полномочиями от сходных составов и выявить проблемы их квалификации.

4. Рассмотреть вопрос ответственности за злоупотребление должностными полномочиями.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ДОЛЖНОСТНОЕ  ЛИЦО, ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

 

1.1 Понятия должностного лица, как специального субъекта при злоупотреблении должностными полномочиями

Субъектом подавляющего большинства  рассматриваемых преступлений может  быть только должностное лицо, законодательное  определение которого содержится в  примечании 1 к ст. 285 УК РФ. В соответствии с ним должностным признается лицо, которое постоянно, временно или  по специальному полномочию осуществляет в государственных органах, органах  местного самоуправления, государственных  и муниципальных учреждениях  либо в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях  РФ одну их трех функций: 1) представителя  власти; 2) организационно-распорядительную; 3) административно-хозяйственную.

Постоянное выполнение названных  функций означает, что они возложены  на лицо в силу занимаемой им должности. Временное исполнение соответствующих  полномочий означает возложение в установленном  законом порядке на лицо обязанностей другого сотрудника, например на время  его отсутствия (временно исполняющий  обязанности главного врача государственной  клиники). Возложение обязанностей должностного лица по специальному полномочию означает, что соответствующие обязанности  возлагаются в установленном  порядке без замещения должности, а поручение носит разовый  характер либо дается на конкретно  обозначенный срок или для выполнения заранее определенного объема работы (стажеры органов милиции, прокуратуры, арбитражные и присяжные заседатели).

Осуществление лицом функций  представителя власти служит безусловным  признаком должностного лица: никто  кроме должностных лиц этих функций  не выполняет. В соответствии с примечанием  к ст. 318 УК РФ представителем власти является должностное лицо правоохранительных, контролирующих или иных органов, которое  в установленном законом порядке  наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Таким образом, отличительным признаком представителя власти служит наличие у него властных полномочий - права в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения указания и распоряжения неопределенно широкому кругу лиц, не находящихся в служебном подчинении у данного лица, и привлекать к юридической ответственности за неисполнение отданных распоряжений [1.2.Ст.318].

Что же касается лиц, осуществляющих организационно-распорядительные или  административно-хозяйственные функции, то они могут быть как должностными, так и лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, поскольку характеристика тех и других в примечании 1 к  ст. 201 УК РФ и в примечании 1 к ст. 285 УК РФ совпадает. Должностные лица отличаются от лиц, выполняющих управленческие функции, не по содержанию этих функций, а по сфере, в которой они осуществляются. Если организационно-распорядительные или административно-хозяйственные  функции осуществляются в государственных  органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных  учреждениях, в Вооруженных Силах  РФ, других войсках или воинских формированиях РФ, то лицо, выполняющее  указанные функции, является должностным. Если те же самые функции осуществляются в любой коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, то осуществляющее их лицо является не должностным, а лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

В литературе принято выделять работников государственных и муниципальных  учреждений и организаций, обладающих двойным статусом. При выполнении сугубо профессиональных обязанностей (прием, консультирование, лечение больных  врачом; чтение лекций, ведение практических занятий, научное руководство написанием курсовой или дипломной работы педагогом) такие лица не являются должностными. Но если те же лица осуществляют организационно-распорядительные полномочия (участие врача в работе экспертной комиссии по установлению инвалидности, пригодности к военной службе и т.д., выдача листка временной нетрудоспособности; участие педагога в приемной или государственной аттестационной комиссии и т. д.), то они признаются должностными. Например, Судебная коллегия Верховного Суда РФ признала правильным осуждение за получение взятки Ш., который как врач-терапевт городской поликлиники был назначен председателем медицинской водительской комиссии при поликлинике и в этом качестве получал вознаграждение от лиц, проходивших комиссионное обследование [3.26.С.19-20]. Позиция Судебной коллегии полностью соответствует смыслу закона.

Формулируя определение  рассматриваемой группы преступлений, не следует упускать из виду, что  и в других главах УК РФ (например, о преступлениях против правосудия, о преступлениях против военной  службы) предусматриваются некоторые  преступления, субъектом которых  является должностное лицо. Такие  преступления принято называть специальными видами должностных преступлений и, поскольку они посягают на иные объекты, не относить их к преступлениям против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Таким образом, преступления против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления можно определить как предусмотренные  главой 30 УК РФ общественно опасные  деяния, посягающие на нормальное функционирование аппарата публичной власти: органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, государственной  и муниципальной службы, совершаемые  должностными лицами в связи с  их служебным положением, а в случаях, предусмотренных нормами этой главы  УК РФ, – государственными и муниципальными служащими, не являющимися должностными лицами, либо иными субъектами.

1.2 Понятие должностных преступлений

Опасность поражения органов  публичной власти и других звеньев  государственного механизма коррупцией, мздоимством, протекционизмом и другими подобными пороками ставила и ставит на первый план во всех странах задачу уголовно-правовой борьбы с этими явлениями. Особенно остро эта задача стоит в нашей стране, которая по уровню коррупции занимает одно из первых мест в мире [2.10.С.5.]. Абсолютное число преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления неуклонно растет.

Действующий УК РФ относит  рассматриваемую группу преступлений к преступлениям против государственной  власти, включив их в раздел X наряду с посягательствами на основы конституционного строя и безопасности государства, а также с посягательствами на нормальное функционирование судебной власти и управленческую деятельность исполнительной власти. Следует отметить, что название раздела X УК РФ не в  полной мере соответствует его содержанию, поскольку его нормами защищаются интересы не только государственной  власти, но и местного самоуправления, т. е. публичной власти в целом. Следовательно, единый родовой объект всех этих преступлений составляет обширная группа общественных отношений, обеспечивающих легитимность, нормальное существование и функционирование всех ветвей государственной власти и местного самоуправления.

Видовой объект преступлений против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления можно определить как совокупность общественных отношений по осуществлению  нормальной (т. е. соответствующей закону) деятельности аппарата публичной власти: органов государственной власти, органов местного самоуправления, а  также государственных и муниципальных  учреждений.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственную  власть в России осуществляют Президент  Российской Федерации, Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ и  суды РФ [1.1.Ст.11]. Для обеспечения полномочий государственных органов существует специальный институт государственной службы, под которой понимается профессиональная деятельность государственных чиновников, исполняющих обязанности государственной службы (федеральной или субъектов РФ) в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1.6.Ст.48], за денежное вознаграждение из средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Согласно Конституции  Российской Федерации местное самоуправление не входит в систему государственной  власти и осуществляется в пределах своих полномочий самостоятельно [1.1.Ст.12]. Для обеспечения этих полномочий создается специальный управленческий аппарат профессиональных муниципальных служащих, деятельность которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 г. «О муниципальной службу в Российской Федерации» [1.5.Ст.27] и оплачивается из средств местного бюджета.

Таким образом, видовой объект рассматриваемой группы преступлений состоит из трех элементов: 1) публичная  власть, включающая все ветви государственной  власти (в том числе органы военного управления) и местное самоуправление; 2) интересы государственной службы; 3) интересы муниципальной службы. Каждый из названных элементов в зависимости  от того, в какой сфере совершено  преступление, может выступать в  качестве непосредственного объекта.

Отличительными признаками преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, являются следующие.

Во-первых, все они совершаются  в связи с осуществлением должностными лицами их полномочий либо с исполнением  служебной деятельности иными государственными и муниципальными служащими, т. е. с  использованием или ненадлежащим исполнением  служебных обязанностей либо путем  противодействия их осуществлению.

Во-вторых, они совершаются  вопреки интересам службы, т. е. в  ущерб интересам нормального  функционирования аппарата публичной  власти, государственной или муниципальной  службы.

Информация о работе Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями