Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 07:45, курсовая работа
Целью исследования является исследование ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), является определение роли и качества норм Уголовного кодекса РФ в борьбе с различными проявлениями должностных преступлений в российском государстве, места среди этих норм статьи предусмотренной для противодействия преступлениям, совершаемым при злоупотреблении должностными полномочиями, анализ факторов, побуждающий к совершению данных правонарушений и оценка их последствий.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО, ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ…………..5
1.1 Понятия должностного лица, как специального субъекта при злоупотреблении должностными полномочиями……………………………………5
1.2 Понятие должностных преступлений………………………………………8
1.3 Злоупотребление полномочиями как вид злоупотребления правом……11
ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ………………………………………13
2.1 Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями………………………………13
2.2 Юридический анализ состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)………………………………………………………22
2.3 Квалифицирующие обстоятельства……………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….31
Курсовая работа
Дисциплина: «Уголовное право»
Тема: «Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1.ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО, ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ…………..5
1.1 Понятия должностного лица, как специального субъекта при злоупотреблении должностными полномочиями……………………………………5
1.2 Понятие должностных преступлений………………………………………8
1.3 Злоупотребление полномочиями как вид злоупотребления правом……11
ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ………………………………………13
2.2 Юридический анализ состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)………………………………………………………22
2.3
Квалифицирующие обстоятельства……………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
В период коренной перестройки всех сфер жизни нашего общества, построения демократического правового государства, становления и развития рыночной экономики весьма важная роль принадлежит органам государственной власти, а также органам местного самоуправления. От четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем в силу ряда причин во властные структуры и в государственную службу все активнее проникает организованная и профессиональная преступность. Ряд работников этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими их нормальную деятельность, подрывающими их авторитет в глазах общества. Сегодня коррупция, и, прежде всего, должностная преступность как наиболее опасная ее часть, стали представлять угрозу для российского общества, ослабляя и даже изменяя направления государственного влияния на многие сферы социальной жизни. Коррупция успела «заполнить» освобожденные государством ниши социального управления прежде, чем это смогли сделать институты гражданского общества.
Проблема злоупотребления правом и как ее разновидности злоупотребления полномочиями в уголовном праве далеко не новая и, к сожалению, в обозримом будущем вряд ли полностью разрешимая. Уже только по этой причине ее изучение всегда актуально. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что в современных условиях проблема борьбы с преступностью в виде злоупотреблений служебными полномочиями становится все более острой.
Задачи исследования:
1. Дать уголовно-правовую характеристику злоупотреблениям должностными полномочиями;
2. Рассмотреть актуальные вопросы квалификации злоупотребления должностными полномочиями;
3. Показать отличие злоупотребления должностными полномочиями от сходных составов и выявить проблемы их квалификации.
4. Рассмотреть вопрос ответственности за злоупотребление должностными полномочиями.
ГЛАВА 1. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО, ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
1.1 Понятия должностного лица, как специального субъекта при злоупотреблении должностными полномочиями
Субъектом подавляющего большинства
рассматриваемых преступлений может
быть только должностное лицо, законодательное
определение которого содержится в
примечании 1 к ст. 285 УК РФ. В соответствии
с ним должностным признается
лицо, которое постоянно, временно или
по специальному полномочию осуществляет
в государственных органах, органах
местного самоуправления, государственных
и муниципальных учреждениях
либо в Вооруженных Силах РФ, других
войсках и воинских формированиях
РФ одну их трех функций: 1) представителя
власти; 2) организационно-
Постоянное выполнение названных
функций означает, что они возложены
на лицо в силу занимаемой им должности.
Временное исполнение соответствующих
полномочий означает возложение в установленном
законом порядке на лицо обязанностей
другого сотрудника, например на время
его отсутствия (временно исполняющий
обязанности главного врача государственной
клиники). Возложение обязанностей должностного
лица по специальному полномочию означает,
что соответствующие
Осуществление лицом функций
представителя власти служит безусловным
признаком должностного лица: никто
кроме должностных лиц этих функций
не выполняет. В соответствии с примечанием
к ст. 318 УК РФ представителем власти
является должностное лицо правоохранительных,
контролирующих или иных органов, которое
в установленном законом
Что же касается лиц, осуществляющих
организационно-
В литературе принято выделять
работников государственных и
Формулируя определение рассматриваемой группы преступлений, не следует упускать из виду, что и в других главах УК РФ (например, о преступлениях против правосудия, о преступлениях против военной службы) предусматриваются некоторые преступления, субъектом которых является должностное лицо. Такие преступления принято называть специальными видами должностных преступлений и, поскольку они посягают на иные объекты, не относить их к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Таким образом, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления можно определить как предусмотренные главой 30 УК РФ общественно опасные деяния, посягающие на нормальное функционирование аппарата публичной власти: органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственной и муниципальной службы, совершаемые должностными лицами в связи с их служебным положением, а в случаях, предусмотренных нормами этой главы УК РФ, – государственными и муниципальными служащими, не являющимися должностными лицами, либо иными субъектами.
1.2 Понятие должностных преступлений
Опасность поражения органов публичной власти и других звеньев государственного механизма коррупцией, мздоимством, протекционизмом и другими подобными пороками ставила и ставит на первый план во всех странах задачу уголовно-правовой борьбы с этими явлениями. Особенно остро эта задача стоит в нашей стране, которая по уровню коррупции занимает одно из первых мест в мире [2.10.С.5.]. Абсолютное число преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления неуклонно растет.
Действующий УК РФ относит
рассматриваемую группу преступлений
к преступлениям против государственной
власти, включив их в раздел X наряду
с посягательствами на основы конституционного
строя и безопасности государства,
а также с посягательствами на
нормальное функционирование судебной
власти и управленческую деятельность
исполнительной власти. Следует отметить,
что название раздела X УК РФ не в
полной мере соответствует его содержанию,
поскольку его нормами
Видовой объект преступлений
против государственной власти, интересов
государственной службы и службы
в органах местного самоуправления
можно определить как совокупность
общественных отношений по осуществлению
нормальной (т. е. соответствующей закону)
деятельности аппарата публичной власти:
органов государственной
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственную власть в России осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ [1.1.Ст.11]. Для обеспечения полномочий государственных органов существует специальный институт государственной службы, под которой понимается профессиональная деятельность государственных чиновников, исполняющих обязанности государственной службы (федеральной или субъектов РФ) в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1.6.Ст.48], за денежное вознаграждение из средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Согласно Конституции
Российской Федерации местное
Таким образом, видовой объект
рассматриваемой группы преступлений
состоит из трех элементов: 1) публичная
власть, включающая все ветви государственной
власти (в том числе органы военного
управления) и местное самоуправление;
2) интересы государственной службы;
3) интересы муниципальной службы. Каждый
из названных элементов в
Отличительными признаками преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, являются следующие.
Во-первых, все они совершаются в связи с осуществлением должностными лицами их полномочий либо с исполнением служебной деятельности иными государственными и муниципальными служащими, т. е. с использованием или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей либо путем противодействия их осуществлению.
Во-вторых, они совершаются
вопреки интересам службы, т. е. в
ущерб интересам нормального
функционирования аппарата публичной
власти, государственной или
Информация о работе Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями