Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является исследование ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), является определение роли и качества норм Уголовного кодекса РФ в борьбе с различными проявлениями должностных преступлений в российском государстве, места среди этих норм статьи предусмотренной для противодействия преступлениям, совершаемым при злоупотреблении должностными полномочиями, анализ факторов, побуждающий к совершению данных правонарушений и оценка их последствий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО, ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ…………..5
1.1 Понятия должностного лица, как специального субъекта при злоупотреблении должностными полномочиями……………………………………5
1.2 Понятие должностных преступлений………………………………………8
1.3 Злоупотребление полномочиями как вид злоупотребления правом……11
ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ………………………………………13
2.1 Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями………………………………13
2.2 Юридический анализ состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)………………………………………………………22
2.3 Квалифицирующие обстоятельства……………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….31

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 56.08 Кб (Скачать файл)

Ведомственные акты (нормативные и  индивидуальные) содержат нормы, регулирующие однотипные отношения путем установления определенных правил должного поведения  в профессиональной сфере и управления ей. Это свидетельствует о вторичности  такого рода нормотворчества, но отнюдь не умаляет авторитета и практического  значения указанных актов, создающих  условия для правильного исполнения требований закона в конкретной области  правоприменения. Очевидно, что нормативные акты, носящие вторичный характер, не могут рассматриваться в качестве источника должностных полномочий лица, выступающего в официальном качестве от имени органов государства, и, следовательно, утверждение о том, что "полномочия должностного лица определяются его компетенцией, установленной в соответствующих законах, положениях, уставах и других нормативных актах, в которых регламентируются права и обязанности лица, занимающего ту или иную должность", по нашему мнению, не совсем точно.

2.3Квалифицирующие  обстоятельства

Часть 2 ст. 285 УК РФ предусматривает  более строгую уголовную ответственность  в том случае, если злоупотребление  должностными полномочиями совершено  лицом, занимающим государственную  должность РФ, государственную должность  субъекта РФ или должность главы  органа местного самоуправления. В соответствии с примечанием 2 к ст. 295 УК РФ и ст. 1 Федерального закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» лицами, занимающими государственную должность РФ, являются Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и другие высшие должностные лица РФ, входящие в категорию «А». Лицами, занимающими государственную должность субъекта РФ, являются лица, занимающие должности, установленные конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственного органа. Это руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие должностные лица соответствующего субъекта РФ, также входящие в категорию «А». Часть 3 рассматриваемой статьи в качестве особо квалифицирующего обстоятельства называет наступление тяжких последствий. С учетом разъяснения, данного в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г., такими последствиями следует признать дезорганизацию работы соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления, причинение особо крупного материального ущерба, причинение тяжкого вреда здоровью граждан, если эти последствия находятся в причинной связи с допущенным должностным лицом злоупотреблением служебным положением. Должностное лицо, хотя и допустившее должностное злоупотребление, но действовавшее в условиях правомерного обоснованного риска, исполнения обязательного приказа или распоряжения, при соблюдении условий, указанных в этих статьях, уголовной ответственности не подлежит. Если действия должностных лиц не были совершены из корыстной или иной личной заинтересованности или не повлекли существенного нарушения прав и интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, такие лица не подлежат уголовной ответственности, но их действия могут быть квалифицированы как дисциплинарный проступок с назначением соответствующего взыскания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Таким образом,  исходя из общих признаков  служебной деятельности, можно заключить,  что злоупотребление служебными  полномочиями есть особая форма  злоупотребления правом, поскольку  осуществление полномочий есть  разновидность осуществления лицом  своих субъективных прав, дозволенных  законом. Это форма злоупотребления  правом, состоящая в незаконном  использовании официально предоставленных  лицу в силу занимаемого им  служебного положения прав, возможностей  для совершения деяния, противоречащего  интересам службы и влекущего  существенное нарушение иных  правоохраняемых интересов. Злоупотребление служебными полномочиями есть также умышленное неисполнение служебных обязанностей, которые возложены на лицо как участника правоотношения для осуществления законной деятельности в интересах службы.

Источником формирования полномочий должностного лица либо представителя  власти является система законодательных  актов, действующая в сфере деятельности конкретного органа власти и управления. Однако нормативные акты, носящие  вторичный характер (уставы, приказы, инструкции и др.), не могут рассматриваться  в качестве источника полномочий должностного лица. В противном случае, лицо может быть привлечено к ответственности  не за фактическое нарушение закона, а за нарушение процедуры отправления прав и обязанностей по должности. Преступление, предусмотренное ст. 285 УК РФ рассматривать как тяжкое (ч. ч. 1 и 2) и особо тяжкое (ч. 3).

Основным непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев

Объективная сторона характеризуется  тремя обязательными признаками:

1) использование должностным  лицом своих служебных полномочий  вопреки интересам службы;

2) наступление в результате  этого общественно опасного последствия  в виде существенного нарушения  прав и законных интересов  граждан или организаций либо  охраняемых законом интересов  общества и государства; 

3) наличие причинной связи  между использованием должностным  лицом своих служебных полномочий  и указанными вредными последствиями.

Полномочия должностного лица, обусловленные служебным положением, разнообразны. Чтобы установить, какие  конкретно обязанности по службе были им нарушены, необходимо обратиться к нормативным актам, которые  регулируют служебную деятельность тех или иных должностных лиц  и определяют их права и обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Законодательные,  нормативные акты

1.1. Конституция Российской Федерации .Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.- М.:Юрид.лит.,1993.- 32с

1.2. Уголовный кодекс Российской  Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ 
(с изменениями на 25.09.2009 года). –М.:ОМЕГА-Л, 2009.

1.3. Семейный кодекс Российской  Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ .- СПС.: «Консультант Плюс»,1995.

1.4. Федеральный закон  от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» //.-СПС :«Консультант Плюс»,2003.

1.5. Федеральный закон  от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной  службе в Российской Федерации» // Система Гарант. Энциклопедия российского  законодательства.-2007.

1.6. Федеральный закон  от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной  гражданской службе Российской  Федерации» // СПС «Консультант Плюс».-2004

2. Литература

2.7. Богданов И.Я., Калинин А.П .Коррупция в России./И.Я.Богданов, А.П.Калинин. – М.:Проспект,2001.-148с.

2.8. Борков В. Как избежать аналогии при квалификации корыстных злоупотреблений должностными полномочиями /В.Борков//научно-практический журнал «Уголовное право».- 2008.- №1.-С.2-6.

2.9. Борков В.Существенность нарушения правоохраняемых интересов при квалификации должностного злоупотребления/В.С. Борков//научно-практический журнал «Уголовное право».- 2009. -№6.-С.12-16.

2.10. Борков В. Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ /В.Борков// научно-практический журнал «Уголовное право».- 2008.-№3.-С.21-24.

2.11. Борков В. Актуальные вопросы применения нормы о служебном подлоге/ В.Борков//научно-практический журнал «Уголовное право».- 2008.-№5.-С.4-7.

2.12. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление. /Л.Гаухман// Законность.- 2000.-№6.-С.4-6.

2.13. Голубев В.В .Злоупотребление должностными полномочиями как основа отечественной коррупции. / «Законодательство», №6, июнь 2002.

2.14. Долгова А.И. Власть как криминологическая проблема /А.И.Долгова. Преступность и власть// Материалы конференции.-Москва, 2000.

2.15. Уголовное право России. Части общая и особенная. Учебник. // под ред. проф. Рарога А.И. – М.: Проспект, 2008.

2.16. Уголовное право России. Учебник для вузов// под ред. проф. Дуюнова В.К. – Москва.: РИОР, 2009.-350с.

2.17. Уголовное право. Общая и особенная части. Учебник для вузов // под общ. ред. проф. Журавлёва М.П. и Никулина С.И. – Москва: НОРМА, 2008.-294с.

2.18. Яни П.С. Взяточничество и должностное преступление./ П.С.Яни. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002.-С.56-58.

3. Юридическая  практика

3.19. Постановление пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» //Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.-2009.

3.20. Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации №7 от 06.02.2007 «О судебном приговоре» // СПС «Консультант Плюс».-2007.

3.21. Постановление пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 г. №29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое». Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации №2, 2003 // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.-2003.

3.22. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26.03.2003 г. №51п 2003 // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.-2003.

3.23. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 г. №46 – Дп 05-77 // СПС «Консультант Плюс».-2006.

3.24. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, №4, 2000 г. // СПС «Консультант Плюс».-2000.

3.25. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, №8, 2000 г. // СПС «Консультант Плюс».-2000.

 

 


Информация о работе Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями