Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:14, реферат
Английское общество давно пришло к пониманию того, что в его интересах - создание справедливой, открытой тюремной системы, которая способствовала бы ресоциализации осужденных. Исторически так сложилось, что Англия имеет тюремную систему, которая считается системой самообслуживания и самонаблюдения. Фактически пенитенциарная система в этой стране имеет все, что необходимо для ее развития без вмешательства извне: собственных медицинских работников, преподавателей, пожарную службу и священнослужителей. По сути своей такая система является своеобразным закрытым миром для тех, кто в ней находится.
Введение ………………………………………………………………… 1
1. Исправительные учреждения пенитенциарной системы
Великобритании …………………………………………………………. 2
2. Главная тюремная инспекция Великобритании ……………………. 5
3. Английская система контроля за тюрьмами …………………...…… 7
4. Условия отбывания наказания в пенитенциарной системе
Великобритании ………………………………………………………… 12
5. Пожизненное лишение свободы ……………………………………..18
Заключение ……………………………………………………………… 20
Список использованной литературы ……………………………….….. 21
Оглавление
Введение ………………………………………………………………… 1
1. Исправительные учреждения пенитенциарной системы
Великобритании …………………………………………………………. 2
2. Главная тюремная инспекция Великобритании ……………………. 5
3. Английская система контроля за тюрьмами …………………...…… 7
4. Условия отбывания наказания в пенитенциарной системе
Великобритании ………………………………………………………… 12
5. Пожизненное лишение свободы ……………………………………..18
Заключение ……………………………………………………………… 20
Список использованной литературы ……………………………….….. 21
Введение
Английское общество давно пришло к пониманию того, что в его интересах - создание справедливой, открытой тюремной системы, которая способствовала бы ресоциализации осужденных. Исторически так сложилось, что Англия имеет тюремную систему, которая считается системой самообслуживания и самонаблюдения. Фактически пенитенциарная система в этой стране имеет все, что необходимо для ее развития без вмешательства извне: собственных медицинских работников, преподавателей, пожарную службу и священнослужителей. По сути своей такая система является своеобразным закрытым миром для тех, кто в ней находится.
Тюремная система Великобритании по праву считается не только старейшей в Европе, но и благодаря постоянному реформированию достаточно совершенной, и в чем-то несколько необычной. В настоящее время в исправительных учреждениях Англии и Уэльса насчитывается около 90 тысяч заключенных. И, увы, контингент осужденных продолжает расти, причем за счет иммигрантов из стран Азии и Африки, следствием чего стала переполненность тюрем - ранее не существовавшая для государства проблема. Тюремное население Англии и Уэльса выросло на 84% – с 44 975 в 1990 г. до 83 000 заключенных на сегодняшний день. Сейчас в Англии и Уэльсе на 100 000 жителей приходится 153 заключенных, тогда как во Франции этот показатель составляет 96, а в Германии – 89.
За последние 10 лет расходы на систему исполнения наказаний выросли с 2% до 2,5% ВВП страны. В пересчете на душу населения эти показатели выше, чем в США или любой стране ЕС. Содержание одного заключенного обходится казне в 41 000 фунтов стерлингов в год.
Тюрьма мало чем помогает в борьбе с рецидивом – 47% совершеннолетних правонарушителей совершают новое преступление в течение одного года после освобождения. Для осужденных, отбывающих срок продолжительностью менее одного года за менее серьезные преступления, этот показатель возрастает до 60%. Среди лишенных свободы детей и подростков показатели рецидива достигают 75%. Рецидив со стороны бывших заключенных ежегодно обходится стране в 11 миллиардов фунтов стерлингов.
Тем не менее, пенитенциарная система Великобритании может служить образцом в некоторых вопросах отбывания наказания, поэтому Россия достаточно внимательно знакомится с их опытом. В последние годы делегации ГУИН часто посещали британские места «лишения свободы».
Цель работы – дать общую характеристику систему пенитенциарной системы Великобритании и порядка отбывания наказания в ней.
1. Исправительные учреждения
пенитенциарной системы
Пенитенциарная система Великобритании состоит из центральных и местных тюрем. Это деление позволяет иметь достаточно гибкую сеть исправительных учреждений для различных категорий преступников.
В местных пенитенциарных учреждениях (тюрьмах графств, городских тюрьмах) содержатся лица, находящиеся под следствием, и ожидающие вынесения приговора. Здесь также отбывают наказания три основные категории преступников:
— осужденные на краткие сроки лишения свободы;
— осужденные за неуплату штрафов, долгов и другие малозначительные преступления;
— несовершеннолетние, то есть осужденные в возрасте до 21 года.
Помимо реализации указанных выше задач, местные тюрьмы выполняют функцию распределительных центров для остальных категорий преступников.
Поступивший в местную тюрьму для распределения осужденный изучается с точки зрения совершенного им деяния (характера, тяжести), наличия предыдущих судимостей и отбывания за них уголовного наказания, личности (возраст, степень агрессивности, наклонности и др.). По результатам изучения преступник причисляется к определенному классу, в соответствии с которым подлежит направлению для отбывания наказания в тот либо иной тип центрального пенитенциарного учреждения.
С 1969 года центральные пенитенциарные учреждения Великобритании разделены на три основные группы:
1) для отбывания кратких (до 18 месяцев);
2) средних (от 1,5 до 5 лет);
3) длительных (свыше 5 лет) сроков лишения свободы.
Такое деление позволяет, во-первых, объединить близких по степени социальной опасности преступников, во-вторых, более точно и эффективно рассчитывать процесс их исправления по срокам, интенсивности и другим параметрам, в-третьих, относительно равные сроки лишения свободы снимают ту психологическую напряженность, которая возникает в среде заключенных с разными сроками, что позволяет контролировать «температуру» отношений в тюрьмах.
Согласно статистике, более 70 % всех осужденных получают наказание на срок от 1, 5 года до 5 лет: менее 3 месяцев тюрьмы назначается 1, 5 тыс. заключенных мужчин, от 6 до 12 мес. - 4 тысячам, от 18 мес. до 3 лет - 11 тыс., от 5 до 10 лет менее, чем 8 тысячам, пожизненное лишение свободы (ПЛС) - 3, 5 тысячам человек. Почти 140 женщин также были осуждены к ПЛС. Наибольшую группу среди женщин составляет те, кто осужден на срок от 18 мес. до 3 лет.
Центральные тюрьмы делятся на учреждения открытого и закрытого типа.
Учреждения открытого типа не имеют вооруженной охраны, решеток на окнах, предусматривают работу за пределами учреждения. Сеть этих заведений пока относительно невелика (менее 25% от всей пенитенциарной системы), но она продолжает наращивать свою «массу», поскольку обходится государству дешевле тюрем закрытого типа и, кроме того, позволяет сохранять социально-полезные связи заключенных с внешним миром.
Тюрьмы закрытого типа функционируют со всеми классическими атрибутами тюрьмы: вооруженная охрана, высокие стены, строгая изоляция, минимальные контакты с внешним миром.
В Великобритании существуют и частные тюрьмы. Тюремная Служба проводит конкурсы на заключение контрактов. Частное агентство, которое выигрывает данный конкурс, предоставляется право организовывать работу тюрьмы. Стаж службы в частной тюрьме не входит в срок службы в государственной.
Отдельной строкой в пенитенциарной системе Великобритании прописаны тюрьмы особого режима. Назовем важнейшие из них. «Вормуд-Скраббс» знаменита тем, что в ней отбывал наказание советский разведчик Конон Трофимович Молодый. Из этой тюрьмы в 1966 году бежал другой советский разведчик Джордж Блейк, после чего тюрьмой для шпионов было определенно исправительное заведение «Белмарш»». Несмотря на то, что в статусе особого режима используется еще три старых острога – «Паркхерст», «Дэрхэм» и «Лонг-Саттон», в 2002 году ввели в строй еще одно заведение для содержания особо опасных преступников – «Англию» в Уэльсе, всего на 40 человек. А спустя несколько лет оттуда, несмотря на беспрецедентные меры безопасности, дважды, правда, безуспешно, пытался сбежать осужденный к пожизненному заключению – британский чикатило Каллус Роджерс.
2. Главная тюремная инспекция Великобритании
Формально руководит работой пенитенциарной системы министр внутренних дел, согласно статье 4 Закона о тюрьмах, он ответственен за «общий контроль» над тюремной системой и вправе «действовать и издавать распоряжения», необходимые для этого. Однако непосредственную работу проводит Тюремная служба Ее Величества многоуровневая организационная структура, которой позволяет осуществлять оперативный контроль за всеми элементами системы.
Аналогом нашей Федеральной службы исполнения наказаний в Великобритании является Главная тюремная инспекция (ГТИ), находящаяся в подчинении МВД. Этот институт появился в 1835 году, и с того момента глава ведомства обязан посещать каждую тюрьму не реже одного раза в пять лет.
Возглавляет Тюремную службу генеральный директор, назначаемый Министром внутренних дел с обязательного одобрения премьер-министра. В его обязанности входит непосредственное управление работой Тюремной службы по достижению целей и задач, определенных в корпоративных планах и одобренных Министром внутренних дел. Дополнительно к основным обязанностям генеральный директор должен курировать работу общественных организаций, вовлеченных в деятельность Тюремной службы. Генеральный директор является основным советником министра внутренних дел по вопросам, связанным с функционированием тюрем, а также ему делегируются полномочия по кадровым и вопросам финансирования. Работники Тюремной службы по статусу являются гражданскими служащими, но, тем не менее, они подотчетны министру внутренних дел через генерального директора службы.
Заместитель генерального директора службы наделен широкими полномочиями по оперативному управлению Службой, ему напрямую подчиняются 13 менеджеров округов и три отраслевых директора: Директор Тюрем строгого режима, Директор по Безопасности, Директор Женских тюрем. В обязанности менеджеров округа входит реализация правил и стандартов, разработанных Тюремной службой, например, политики по борьбе с оборотом наркотиков внутри пенитенциарных учреждений, а также поддержка руководства и консультирование подотчетных им начальников тюрем по всем вопросам, касающимся функционирования пенитенциарных учреждений. Параллельно существуют еще менеджеры женских тюрем и менеджер тюрем для несовершеннолетних, которые выполняют аналогичные функции, учитывая специфику подведомственных им исправительных учреждений.
Все тюрьмы Англии и Уэльса (кроме 8 тюрем строго режима, которые имеют своего директора) подчиняются начальникам тюремных участков (мы бы их назвали Управлениями ФСИН), выделяемых по географическому признаку. которых всего насчитывается 13. У каждого начальника тюрьмы имеется 7 заместителей (начальник хоз части, начальник охраны, начальник по жилым помещениям, начальник режимов, начальник здравоохранения, начальник по финансам, начальник по кадрам).
Всего в тюрьмах Англии и Уэльса работает 30 тысяч пенитенциарных сотрудников, а кроме них, также, почти 5 тысяч сотрудников административного персонала, плюс почти 3 тысячи обслуживающего персонала. Сотрудники тюрьмы делятся на младших сотрудников (надзирателей), старших сотрудников, главных сотрудников и начальников пяти различных степеней. Наверное, приятно работать, когда почти все являются начальниками!
Специальных вузов для подготовки сотрудников тюремной службы в Великобритании нет. Будущие тюремные служащие обучаются в обычных университетах. Однако существуют различные курсы повышения квалификации. Чтобы занять руководящую должность в тюрьме, высшее образование не обязательно, однако, необходимо, при повышении по службе, время от времени проходить такие курсы. Начальник тюрьмы может быть назначен, как начальником тюремной службы, так и по конкурсу. На службу в тюрьму можно поступить до наступления 49- летнего возраста.
Британские тюрьмы функционируют на основании документов 3 различных уровней - стандартов, инструкций, действующих на срок 1 год и более, и текущих инструкций, действующий менее 1 года. Сильное влияние на положение в тюрьмах оказал Акт о правах человека, принятый Парламентом в 1998 году.
3. Английская система контроля за тюрьмами
Эта система состоит из 3 элементов - Главного тюремного инспектора, Независимых контролирующих Советов (Советов Визитеров) и Омбудсмена по правам заключенных. Все они назначаются Министром внутренних дел и подотчетны перед ним.
Главный тюремный инспектор проводит плановое посещение каждой тюрьмы один раз в 5 лет. Однако в случае выявления серьезных недостатков в работе тюрьмы инспектор посещает это учреждение во внеплановом порядке, внезапно, чтобы проверить, как исполнены его рекомендации. О посещении каждой тюрьмы составляется доклад, который направляет министру внутренних дел. Инспектор изучает ежегодные отчеты совета визитеров. Годовой доклад совета визитеров может повлечь за собой и внеочередной визит инспектора. При проведении полной инспекции тюрем, которая обычно длится неделю, инспектор привлекает членов совета визитеров. Инспекторами в службе Главного инспектора являются бывшие начальники тюрем и руководящие работники тюремной системы, которые знают, что, где и как смотреть. Институт инспекторов тюрем появился в 1835 году с принятием Тюремного Акта.
Омбудсмен проводит расследование по жалобам заключенных, регулярно встречается с членами совета визитеров, привлекает их к проводимым им расследованиям.
В отличие от Главного тюремного инспектора визитеры не только, фактически, независимы от тюремной системы и МВД, но и имеют возможность посещать тюрьмы ежедневно. Кроме тюремного омбудсмена МВД, в Англии существует и парламентский омбудсмен. Парламентский омбудсмен не будет заниматься жалобой, пока она не была рассмотрена советом визитеров.
Прообраз совета визитеров
был создан в начале 19 века и состоял из
магистратов (мировых судей). До сих пор
действует норма о том, что не менее 2 членов
Совета должны быть мировыми судьями.
Свои организации визитеров, независимые
от действующего в Англии, существуют
в Шотландии (Ассоциация Комитетов независимых
наблюдателей) и в Северной Ирландии.
Целью работы визитеров является
контроль за соблюдением принципов честности
и гуманности в отношении заключенных,
дисциплины и интересов сотрудников тюрем,
а, также, затем, чтобы убедиться, что осужденный
не наказывается больше, чем это было предусмотрено
судом. Права визитеров зафиксированы
в Тюремном Акте 1972 года. Предметом проверки
визитеров является соблюдение требований,
установленных этим Актом к питанию, работе,
образованию, медицинскому обеспечению
заключенных, материально - бытовым условиям
заключения.
Важность деятельности визитеров состоит в том, что они не представляют ни тюремную администрацию, ни интересы заключенных, а действуют в интересах всего общества.
Кандидат на членство в совете
визитеров подает заявку, посещает ту
тюрьму, визитером в которой его предполагается
назначить, после чего на конкурсной основе
проходит отбор и назначается членом совета
визитеров Министром внутренних дел Великобритании.
Визитер должен получить рекомендацию
от других членов Совета, однако министр
вправе после этого визитера не утвердить,
либо утвердить того, кто не имеет рекомендации.
Если человек был судим, то для
назначения визитером должно пройти не
менее 5 лет после его освобождения. Членами
совета визитеров могут быть и бывшие
сотрудники тюрем, но не в той тюрьме, где
они работали, так как в этом случае заключенные
могут не воспринимать их в новом качестве.
Часто визитерами становятся адвокаты,
учителя и бизнесмены. Много среди визитеров
пенсионеров. Руководство Совета визитеров
выступает против того, чтобы членами
Совета становились прокуроры. Есть и
безработные. Участвовать в деятельности
Совета считается престижным. Если у человека
есть профессиональные интересы в данной
тюрьме, то членом Совета визитеров этой
тюрьмы он быть не может либо обязан предупредить
начальника тюрьмы о том, что он представляет
интересы определенного человека. Количество
членов Советов визитеров превышает 1600
человек. Визитер должен присутствовать
в тюрьме не менее 8 часов в месяц.