Понятие бандитизма, отличие от смежных составов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Подводя итоги вышеизложенного, акцентируем внимание на следующем: рассмотренные меры по борьбе с современным бандитизмом, как специальные, так общие, останутся нереализованными, если не изменится государственная концепция борьбы с организованной преступностью. Действующая в постсоветской России оборонительная и в некотором отношении возмездная концепция борьбы, обеспечивающая противодействие неорганизованной преступности, не может соответствовать реалиям криминальной действительности и должна быть дополнена новой активно-наступательной стратегией. Смысл этой стратегии - системное нанесение ударов по бандитским группам и сообществам, по их лидерам, пресечение планируемых и подготавливаемых ими преступлений.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 69.36 Кб (Скачать файл)

а) преступные деяния бандитских групп, организованных преступных группировок  и сообществ;

б) детерминанты современного бандитизма;

в) недостатки и просчеты в борьбе с бандитизмом в новых  формах его проявления;

г) нерезультативные меры, нуждающиеся  в коррекции.

Исходя из целей нашего исследования, необходимо уточнить и  разграничить меры противодействия  субъектов по отношению к обозначенным объектам. В системе борьбы с преступностью  выделяются общие (общесоциальные) и специальные меры. Причем общесоциальные меры рассматриваются как основа специальных мер. Высказывается и другая точка зрения. Так, доктор юридических наук, профессор С.И. Герасимов полагает, что нет оснований для выделения общесоциального уровня предупреждения преступности. По его мнению, прогрессивное социальное развитие общества - только необходимая предпосылка предупреждения преступности, которая объективно существует лишь как возможность превентивного противодействия ей.

Наше понимание роли общесоциального уровня предупреждения преступности основывается на первой позиции. Такое предназначение общесоциальных мер в рассматриваемой проблеме созвучно с международной стратегией борьбы с преступностью, которая классифицируется на косвенную (общесоциальную) и прямую (VII Конгресс ООН - Милан, 1985).

Таким образом, мы остановимся  на том, что меры борьбы с преступностью, в том числе и организованной, по субъекту классифицируются на две  группы - общие (общесоциальные) и специальные. Под общими понимаются меры, принимаемые теми органами и организациями, для которых борьба с преступностью является лишь одним из направлений деятельности. Под специальными следует рассматривать меры, проводимые теми органами, функции которых сосредоточены в сфере укрепления правопорядка.

Общие меры борьбы с современным  бандитизмом воздействуют на организованную преступность на общесоциальном уровне. В этой связи приоритетной должна быть деятельность государства, направленная на разрешение противоречий в политической, экономической, социальной, нравственно-духовной и иных сферах жизнедеятельности, на чем правомерно акцентируется внимание в криминологической литературе. Учитывая социально-экономическую обусловленность организованной преступности, В.С. Устинов отмечает, что повлиять на ее масштабы «можно усилением социальной ориентации реформ, а именно: повышением жизненного уровня большинства, сокращением разрыва между богатыми и бедными в уровне доходов, равным доступом каждого к занятиям предпринимательской деятельностью, существенной поддержкой малого предпринимательства, подъемом материального производства…».

Меры по совершенствованию  законодательства и правоприменительной  практики. Изучение опыта борьбы с  современным бандитизмом показывает, что многие нападения устойчивых вооруженных организованных групп  квалифицируются не как бандитизм, а как разбой.

Тем более, что современная  банда, как уже отмечалось, зачастую представляет именно преступное сообщество (преступную организацию), а не организованную группу: участники преступного формирования занимаются рэкетом, заказными убийствами, похищениями людей и т.д. В качестве примера приведем преступную группу, организованную Ермоловым в Рязани. Она состояла из отдельных звеньев  во главе с лидерами, к ним примыкали  наиболее активные члены группы. Рядовые  участники общались только с членами  и лидерами своего звена, не зная всех участников группировки. Четко были распределены роли. Вклад каждого  был неравнозначен по объему выполняемых  действий, но в конечном счете приводил к совершению звеньями преступлений: убийств, разбоев, вымогательств и  т.д. Суд признал 22 участников группы Ермолова виновными в бандитизме.

Серьезную сложность в  следственно-судебной практике представляет неопределенность трактовки понятий  уголовно-правовых признаков организованных преступных групп (банд), таких, как  устойчивость, сплоченность, нападение, на что мы уже обращали внимание. Мы возвращаемся вновь к этому вопросу, поскольку вести борьбу с современным бандитизмом при излишне обобщенной диспозиции ст. 209 УК РФ весьма проблематично. На практике «непрозрачность» критериев конструктивных признаков бандитизма приводит к тому, что должностное лицо, принимающее участие в борьбе с деяниями современных банд (оперативный работник, следователь, прокурор, судья), оценивает ситуацию исходя из своего понимания данного вопроса. Например, как показывает следственная практика, при определении конструктивного признака «нападение» деяния вооруженных преступных групп связываются с совершением тяжкого либо особо тяжкого преступления и только при наличии такового возбуждается уголовное дело по ст. 209. Хотя ни в УК РФ, ни в разъяснениях высших судебных органов не оговариваются в качестве обязательного состава бандитизма какие-либо конкретные цели осуществляемых бандой нападений.

Недостатки в расследовании  дел о бандитских проявлениях  обусловливает также отсутствие руководящих разъяснений Верховного Суда РФ. В этой связи целесообразно  обобщить Верховным Судом Российской Федерации имеющуюся практику расследования  и судебного рассмотрения уголовных  дел о бандитизме в его новых  формах и принять руководящее  разъяснение. Тем более что такой  документ высшего судебного органа был принят, когда только начала действовать новая норма о  бандитизме.

Изложенное позволяет  сделать вывод, что нормы уголовного права, регламентирующие вопросы квалификации вооруженных организованных преступных групп, нуждаются, во-первых, в сокращении оценочных признаков и, во-вторых, - в более полном (развернутом) определении.

Меры противодействия  незаконному обороту оружия. Государственные  органы должны стремиться к достижению следующих целей: а) исключению возможности  незаконного удовлетворения возникшего спроса на оружие; б) перекрытию каналов  поступления оружия в преступный оборот; в) изъятию оружия из незаконного  оборота и его уничтожению.

Результативность деятельности по достижению этих целей во многом зависит от юридической обоснованности превентивных мер с учетом реальных возможностей органов власти, от проведения всех профилактических мероприятий  в комплексе с участием всех структур государственной власти и их тесного  взаимодействия22.

На переднем плане, по нашему мнению, должны быть меры по пресечению поступления оружия в преступный оборот. Эта работа должна проводиться  в трех направлениях: а) совершенствование  государственного контроля за предметами вооружения; б) предотвращение фактов кустарного изготовления оружия; в) уничтожение  всего изымаемого у населения  оружия.

Меры по выявлению, изобличению  и наказанию лидеров бандитских групп и преступных сообществ. Соотношение  организаторов и участников в  организованных преступных группах  и сообществах по статистическим данным МВД России составляет примерно 1:6. В структуре обследованных  организованных преступных групп (сообществ) удельный вес лидеров составляет около 19%. Организованные преступные формирования с потерей лидеров, привлеченных к уголовной ответственности, лишаются управления в подготовке и осуществлении  преступлений, утрачивают связи с  другими преступными организациями, не способны подбирать и склонять новых членов к участию в преступной деятельности.

Таким образом, можно сделать  вывод, что противоправная деятельность организованных преступных групп (банд) с потерей лидеров становится неэффективной. Учитывая это обстоятельство, правоохранительные органы должны акцентировать  внимание прежде всего на тех мероприятиях, которые могут в конечном счете  дать необходимые доказательства для  привлечения организаторов к  уголовной ответственности. Между  тем, анализ статистических данных свидетельствует  о недостатках в практике привлечения  к уголовной ответственности лидеров организованных преступных формирований.

Подводя итоги вышеизложенного, акцентируем внимание на следующем: рассмотренные меры по борьбе с современным  бандитизмом, как специальные, так  общие, останутся нереализованными, если не изменится государственная  концепция борьбы с организованной преступностью. Действующая в постсоветской  России оборонительная и в некотором  отношении возмездная концепция  борьбы, обеспечивающая противодействие  неорганизованной преступности, не может  соответствовать реалиям криминальной действительности и должна быть дополнена  новой активно-наступательной стратегией. Смысл этой стратегии - системное  нанесение ударов по бандитским группам  и сообществам, по их лидерам, пресечение планируемых и подготавливаемых ими преступлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I"О безопасности"// СПС «КонсультантПлюс»

2 Матышевский П.С. Ответственность за преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения.— М., 1964.— С.10-15.

3 Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Уголовное право России: учебник том 2 Особенная часть.М.Норма, 2008.С.422

4 п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о бандитизме» от17.01.97 №1// СПС «КонсультантПлюс»

5 п. 6. Там же

6 Ст.3 Закона РФ от 13.11.96 №150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп. от 10.06.2012).// СПС «КонсультантПлюс»

7 Комментарий к УК РФ/под ред. Чучаева// СПС «КонсультантПлюс»

8 Комментарий к УК РФ/ под ред. Г.А. Есакова// СПС «Консультант Плюс»

9 п.8 указанного постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.01.97.— №1.// СПС «КонсультантПлюс»

10 Уголовное право РФ /Учебник под ред. Б.В. Здравомыслова.— М.: Юрист, 1996.—С.253.

11 п.10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.97.— №1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм».// СПС «КонсультантПлюс»

12 ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) "О гражданстве РФ"// СПС «КонсультантПлюс»

13 Уголовное право Российской Федерации. Общая часть/Под ред. Иногамовой-Хегай Л.В, Рарога А.И, Чучаева А.И- М.Контракт, 2008,С.53

14 Бюллетень Верховного Суда СССР.— 1990.— №3.

15 Закон РФ от 24 сентября 1992 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ».(по сост. на 23.01.2008)// СПС «КонсультантПлюс»

16 Е.Н. Трикоз. Библиография по уголовному праву России - Е.Н. Трикоз. - М.//СПС «Гарант»

17 п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. «О ходе выполнения судами постановлений Пленума Верховного Суда РФ»// СПС «КонсультантПлюс»

18 Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность// Тематический план 1968 г. № 61 М., 1969 С.58

19 Там же

20 Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение./М. «Юридическая литература», 1967. С.33

21 Постановление Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)» от 27.11.1999// СПС «КонсультантПлюс»

2222 Ж.В. Островских «Совершенствование стратегии законодательного обеспечения борьбы с бандитизмом»// СПС «КонсультантПлюс»


Информация о работе Понятие бандитизма, отличие от смежных составов